«Мёртвый Христос под вуалью» - Санмартино Джузеппе (Саммартино)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Мёртвый Христос под вуалью»
«Мёртвый Христос под вуалью»
Автор: Санмартино Джузеппе (Саммартино)
Местонахождение: Капелла Сан-Северо, Неаполь, Италия
Произведение: «Мёртвый Христос под вуалью»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1753 г.
Эпоха: Рококо, Библейский сюжет

 Описание произведения

 Скульптура, изображающая Тело Христа после Его крестной смерти, «Мёртвый Христос под вуалью», была создана итальянским мастером эпохи Рококо, Джузеппе Санмартино, в 1753 году. Она украшает капеллу Сан-Северо в Неаполе.

Христос изображён лежащим на смертном ложе. Его голова, покоящаяся на подушках, слегка повёрнута вправо. Тело Иисуса целиком покрыто тончайшей плащаницей, напоминающей прозрачную вуаль. Произведение относят к типу «velata» – скульптура, окутанная невесомой просвечивающей тканью. Накидка не скрывает раны Спасителя от гвоздей Распятия и от удара копья. Телу Христа ещё не придали подобающую погребаемому позу – Его грудная клетка выгнута, ноги полусогнуты, руки безвольно лежат вдоль туловища. В ногах мёртвого Иисуса находятся орудия Страстей – гвозди Распятия, клещи и Терновый Венец.

Лик Христа под прозрачной накидкой светел и спокоен – Он будто спит. О пережитых страданиях говорит лишь вздувшаяся вену на лбу. Христос Санмартино и божественно величественен даже в смерти, и по-человечески уязвим. Свою земную жизнь Он отдал за всё человечество.

Пластика Джузеппе Санмартино выразительна, ювелирна и прекрасно исполнена. Ей также присуща некоторая театральность и декоративность, характерная для стиля Рококо. 

История создания

 Мраморную скульптуру «Мёртвый Христос под вуалью» для неаполитанской капеллы Сан-Северо Джузеппе Санмартино создал в 1753 году. Заказчик произведения, князь Раймондо де Сангро сначала поручил работу венецианскому скульптору Антонио Коррадини, но тот при жизни успел изготовить только глиняную модель, которая хранится в музее Чертоза-Сан-Мартино. После смерти Коррадини, князь доверил завершение работы молодому неаполитанскому скульптору. Санмартино, значительно изменив проект предыдущего мастера, сохранил основную особенность его первоначального замысла – тончайшую мраморную «вуаль».

Капелла Сан-Северо была семейной часовней знатной неаполитанской княжеской семьи Сангро. Расположена она в центре Неаполя, в непосредственной близости от церкви Сан-Доменико-Маджоре. В настоящее время Капелла является музеем.

Отношение автора к вере

Сведения о личной жизни Джузеппе Санмартино и о чертах его характера крайне скудны. Об отношении мастера к вопросам религии можно судить лишь опосредованно, по его произведениям – безусловно, мастер был человеком верующим. 

Большинство скульптурных композиций Санмартино изображают Библейских героев. Мастер, с любовью и огромным талантом, наделяет их человеческими чертами, живыми и естественными. Самая известная работа Джузеппе Санмартино – великолепная скульптура «Мёртвый Христос под вуалью» («Христос под плащаницей»).

Биография

Итальянский скульптор эпохи Рококо Джузеппе Санмартино (Саммартино) родился в 1720 году в Неаполе. Подробные сведения о его жизни и творчестве не сохранились. Первая атрибутированная работа мастера – «Христос, лежащий под Плащаницей» («Мёртвый Христос под вуалью»), созданная в 1753 году по заказу князя Раймондо де Сангро для неаполитанской часовни Сан-Северо (Капелла Пьетателла). 

После завершения этой великолепной работы, молодой безызвестный мастер становится знаменитым. Санмартино начинает получать значительные церковные заказы, такие как группа Святого Августина в неаполитанской церкви Сант Агостино алла Зекка, украшение церкви Аннунциата и памятник Филиппу Калабрийскому в базилике Санта Кьяра. Скульптор также на протяжении своей творческой жизни неоднократно создаёт композиции на тему Рождественских вертепов.

Умер Джузеппе Санмартино в 1793 году в Неаполе.

Автор текста: Марина Румянцева.




Оставить комментарий