Тайная Вечеря - Гиберти Лоренцо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Тайная Вечеря
Тайная Вечеря
Автор: Гиберти Лоренцо
Местонахождение: Баптистерий Иоанна Крестителя, Соборная площадь, Флоренция, Италия
Произведение: рельеф «Тайная вечеря» («Северные врата»)
Жанр: Скульптура
Год создания: 1403-1424
Эпоха: Раннее Возрождение, Кватроченто

Описание произведения

Северные ворота баптистерия Иоанна Крестителя возле флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре – первое монументальное произведение Лоренцо Гиберти, выдающегося скульптора эпохи Раннего Возрождения. Врата, содержащие рельефные сцены и образы из Нового Завета, выходящие за рамки формального соблюдения правил религиозного искусства средних веков, поражают своим ювелирным исполнением и великолепием. Они состоят из двадцати восьми квадратных бронзовых панелей, скульптурные композиции в которых окружены квадрифолиями – готическими декоративными элементами.

На правой створке ворот, в третьем ряду справа находится рельеф «Тайная вечеря», где представлена библейская сцена последней земной трапезы Христа с Его ближайшими учениками, на которой он ввёл Таинство Евхаристии – вкушения Тела и Крови Христовой, заповедал любовь и смирение и предсказал предательство Иуды. Эти события засвидетельствованы всеми четырьмя евангелистами.

На клейме мы видим, какза длинным столом, угадывающимся за спинами фигур, по обе стороны сидят на лавках внимательно слушающие Христа апостолы. Сам Иисус находится во главе стола, слева. На Его груди возлежит Иоанн Богослов, любимый ученик. Иуды Искариота среди них нет – после слов Христа о предательстве и поданного ему куска хлеба с просьбой «что делаешь, делай скорее», тот встал и вышел из комнаты.

Во время этой Пасхальной трапезы Христос установил главное Таинство христианства – Евхаристию (в переводе с греческого означает «благодарение»). «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26–29). Спаситель также провозвестил апостолам судьбы Церкви и мира, заповедал любить друг друга и смиряться. Все фигуры новозаветной сцены объединены в гармоничную композицию, насыщенную динамически и эмоционально. В созданных образах мастер гениально передаёт земное воплощение Высшего промысла Господа, радость праздника, и предчувствие приближающихся трагических событий.

Характерной особенностью творчества Гиберти является внимательное отношение к мельчайшим деталям композиции. Кроме тщательной проработки образов библейских персонажей, с ювелирной точностью переданы второстепенные детали рельефа – архитектура, драпировки, сопутствующие предметы и ландшафт. В своей работе над Северными вратами Лоренцо Гиберти постепенно отходит от готического скульптурного стиля и предстаёт как мастер-первопроходец эпохи Возрождения.

История создания

В центре Флоренции, на Соборной площади, находится баптистерий Святого Иоанна Крестителя, который был построен в Римской империи ещё в V столетии. Баптистерий Сан Джованни – один из лучших образцов романского стиля в архитектуре. Восьмиугольное здание облицовано плитами зеленого и белого мрамора, украшено колоннами и статуями, его грани оформлены пилястрами и полукруглыми арками. С трех сторон здания – с южной, северной и восточной располагаются бронзовые ворота.

Именно на исполнение Северных ворот в 1401 году был объявлен конкурс, в котором победил юный скульптор Лоренцо Гиберти, - его новозаветные рельефы отличались красотой, спокойствием и совершенной техникой. Гиберти вдохновлялся классическим искусством и тосканской готикой начала XIV века, работами своих знаменитых соотечественников –Николо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, альпийской и ломбардской миниатюрой, произведениями флорентийских ювелиров. Большое влияние на его творчество оказали и Южные врата баптистерия, созданные Андреа Пизано. Созданию Северных Врат скульптор посвятил более двадцати лет своей жизни.

Отношение автора к вере

На протяжении всей своей долгой и плодотворной жизни, Лоренцо Гиберти выполнил несколько значимых скульптурных композиций, и все они были созданы на религиозную тематику – это Северные и Восточные врата баптистерия Иоанна Крестителя во Флоренции, скульптуры Апостола Матфея, Иоанна Предтечи и Святого Стефана для церкви Орсанмикеле. Его работы на Библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства мастера.

Венцом выражения религиозных чувств скульптора стали монументальные «Врата Рая» – композиция на сюжеты из Ветхого Завета, над которыми мастер трудился более четверти века. В них скульптор, с помощью выразительных средств искусства эпохи Возрождения, сумел передать и всю пагубность страстей человеческих, и неотвратимость воздаяния за совершённые грехи.

Биография

Лоренцо Гиберти – крупнейший итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, основоположник скульптуры Ренессанса, ювелир и историк искусства.

Лоренцо Гиберти родился в 1378 году во Флоренции. Его отец (по другим сведениям – отчим), Бартолуччи Гиберти, был ювелиром, этим же искусством сначала занимался и Лоренцо. Юный мастер также пробовал себя в живописи, а путешествуя по Германии, научился технике художественного литья. Полностью Гиберти посвятил себя скульптуре после того, как в 1401 году выиграл конкурс на лучший проект украшения Северных врат баптистерия Сан Джованни (Иоанна Крестителя) рядом с флорентийским собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Делом всей жизни Лоренцо Гиберти стали бронзовые двери баптистерия – Северные (1403 – 1424) и Восточные (1425 – 1452).

Гиберти занимал лидирующие позиции в художественной жизни Флоренции первой половины XV столетия, в его мастерской обучались и работали многие художники того времени. После 1430 года скульптор всё больше интересуется античным искусством, изучает памятники античности, коллекционирует их, что отражается и на его творчестве. Он сближается с гуманистами, становится одним из самых образованных людей своего времени. В 1445 году Лоренцо Гиберти приступает к работе над «Комментариями», посвящёнными истории античного и итальянского искусства, содержащими и автобиографические записки мастера. Это первая известная автобиография художника эпохи Возрождения, впоследствии она стала документальным источником для «Жизнеописаний» Джорджо Вазари.

Умер великий скульптор 1 декабря 1455 года, во Флоренции, в возрасте 77 лет. В его честь благодарные потомки назвали один из кратеров на планете Меркурий.

Автор текста: Марина Румянцева

Оставить комментарий