«Тайная вечеря» - Эль Греко

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Описание произведения

Эта многофигурная картина представляет собой сюжет, о котором можно прочитать в текстах у каждого евангелиста, и в том числе в Стихах 20-24 из главы 26 Евангелия от Матфея: «…Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться…» (Мф.26:20-24)

Традиционная круговая композиция, в данном сюжете имеет ритм, образованный пластикой фигур. Динамизм развивается на первом плане и далее влево и вправо движется по угасающей, затихая возле Христа. Его изображение с нимбом вокруг головы представлено подчеркнуто строго – на фоне черного квадрата ночного окна.

Экспрессия всех образов традиционно передана складками одежд и сюжетообразующим колоритом, но при этом все персонажи за столом представлены так, будто они парят в воздухе. В том числе и неестественно изломанная фигура Иуды; он словно никак не решится, в какую сторону ему «выбрать направление».

Однако «оно» уже предопределено и это символизирует балдахин над столом, выполненный в таком же цвете, что и хитон Иуды. Своими тяжелыми складками ткань нависает над головой Иисуса и ближайших к Нему апостолов. Предательский выбор Иуды сделан, ножи и вилки вокруг него вот-вот соскользнут на пол и начнутся Страсти Христовы.

История создания

Некоторые греческие искусствоведы предполагают, что данная картина была выполнена мастером по заказу того же, ныне его неизвестного покровителя, для которого он создал Моденский триптих. Однако эта живописная панель осталась незаконченной. В ней еще сильны канонические черты, однако Эль Греко при этом стремился наделить произведение эмоциональной выразительностью.

Отношение автора к вере

Большинство греческих историков искусства, такие как как Николас Панайотакис, Панделис Превелакис и Мария Константудаки, четко указывают на то, что семья Теотокопулоса, в которой родился и вырос Доменикос, в дальнейшем подписывавший свои картины Эль Греко, исповедовала греческое православие. Юноша был весьма образованным, изучал древнегреческий и латинский языки, а также был обучен иконописи в рамках критской школы. Вероятно, к этому имеет прямое отношение дядя художника, который, согласно выводам современных исследователей, был православным греческим священником. Иными словами, Эль Греко, до того момента, как отправился в Италию, являлся самым настоящим православным иконописцем. И те иконы, которые в критских источниках указаны, как его работы – до 1567 года, выполнены в византийской традиции.

Некоторые греческие историки искусства уверены, что, перебравшись на европейский континент, художник не изменил своей конфессиональной принадлежности. Несмотря на то, что Испания, где всю свою зрелую жизнь прожил и скончался Эль Греко, в тот период времени являлась консервативно католической страной, его имя не упомянуто ни в одних церковных записях крещений. До самой своей смерти мастер оставался православным христианином и возможно в душе все равно считал себя только иконописцем, которому повезло стать знаменитым европейским художником.

Биография

Эль Греко, настоящее имя которого Доменикос Теотокопулос, родился в 1541 году на острове Крит, в деревне Фоделе или в городе Канди, в семье зажиточных греков. С юности художник обучался ремеслу иконописца, и в 1563 году он уже получил статус мастера. Сохранившиеся иконы выполнены им в возрасте около 25 лет.

После 1657 года Доменикос перебрался в Италию, сначала изучал изобразительное искусство в Венеции, а затем выполнил несколько работ в Риме. Там, по рекомендации друзей и ценителей, он был принят в палаццо Фарнезе, где кардинал Алессандро Фарнезе создал центр художественной и интеллектуальной жизни города.

Благодаря этим связям, в 1577 году мастер переехал в Испанию, в Мадрид, а оттуда в Толедо, где впоследствии написал свои основные работы. В то время Толедо был духовной столицей Испании, и художник решил обосноваться именно там.

Он пытался добиться королевского покровительства и после 1580 выполнил для Филиппа II два важных художественных заказа. Но монарх не соизволил сделать Эль Греко своим придворным живописцем, и мастер снова покинул Мадрид.

В Толедо он продолжал выполнять преимущественно религиозные сюжеты, в этом городе в 1578 году у художника родился сын Хорхе Мануэль Теотокопули, а позже и внук.

В 1614 году, работая над оформлением госпиталя Тавера Эль Греко серьезно заболел и спустя месяц скончался.

Художник был похоронен в монастыре Санто-Доминго-эль-Антигуо, в котором по некоторым данным, в ту пору существовал приход для православных греков-эмигрантов.

Составитель текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий