Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Сюжет Тайной вечере был описан во всех синоптических Евангелиях, и его образ стал традиционным для монастырских трапезных в Италии, начиная с середины XIV в.
Иисус с апостолами в четверг вечером, накануне иудейской Пасхи, принимали трапезу в одном из домов Иерусалима. Андреа дель Сарто изобразил драматический момент, когда Спаситель сообщает о скором предательстве. «И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что одни из вас предаст Меня» (Мф.26:21). За длинным прямоугольным столом, покрытым белой скатертью, по обеим сторонам от фигуры Христа сидят ученики. Их лица и позы отражают удивление и возмущение, задумчивость и сосредоточенность, а сидящий по правую руку от Христа Иуда Искариот в изумлении прикладывает ладонь к груди, словно спрашивая: «…не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал» (Мф.26:25).
Заимствования из произведений Дюрера, Рафаэля и Микеланджело не могут приуменьшить силы этой композиции, её оригинальности и великолепия живописного исполнения. Горение красок и богатство переходов соединяются с удивительно полнозвучным ритмом высокого пространства. К подобной композиции, когда Иуда изображается не по другую сторону стола, а рядом с Христом, после всего сказанного Леонардо в своей знаменитой фреске из миланского монастыря, другому художнику уже сложно что-либо добавить. Но дель Сарто попытался найти вариации, избегая по возможности соприкосновения с фреской да Винчи: он чуть дальше отодвигает Иуду от Христа, чтобы ещё больше подчеркнуть его отчуждённость и неискренность, он заставляет Иисуса ободряюще взять за руку Иоанна, наконец, он добавляет чудесную жанровую сцену на балконе. На террасе с архитравами два персонажа на фоне закатного неба наблюдают за драматичной сценой внизу.
Один из них, возможно, слуга в гостинице, наполовину отвернувшись от зрителей, собирается уходить с подносом, а другой, вальяжно облокотившись на парапет, окликает товарища. Это оригинальное дополнение будет иметь самый большой успех в последующие десятилетия после смерти мастера и послужит примером для других живописцев.
История создания
Фреску заказал монах Иларио Паничи около 1511 г. для валломброзианского монастыря Сан-Сальви в окрестностях Флоренции. Первоначально, при помощи художника Андреа ди Козимо Фельтрини, дель Сарто заполнил ближний план широкой аркой с гротесками. В круглых медальонах, между орнаментами, были выполнены композиции с ликами различных святых и иконографией св. Троицы в центре. После этого работа прервалась на неопределённый срок, и только в 1527 году фреска была закончена за 64 дня с небольшими перерывами.
Еще в XVI в. роспись была скопирована Ридольфо да Гирландайо для церкви Санта-Мария дельи Анджели и Алессандро Аллори для церкви Кармине.
В 1529 г., во время осады Флоренции войсками императора Карла V, храм частично был разрушен, только фреску А. дель Сарто, как утверждает легенда, солдаты не посмели тронуть, настолько прекрасной она им показалась.
В 1534 г. Сан-Сальви стал женским монастырём, церковь реконструировали в соответствии со своим прежним стилем за исключением вновь построенного портика. В трапезной была установлена глухая ограда, из-за которой фреску практически перестало быть видно. В XIX в. её вновь открыли зрителям.
Отношение автора к вере
Выполняя многочисленные заказы, Андреа дель Сарто отнюдь не бедствовал и даже помогал своим близким. Он совершенно не умел быть скупым и корыстным, поэтому никогда не завышал цены, работая много и добросовестно. Но он был человеком нервным, артистичным, неуверенным в себе и даже по-детски безответственным, о чём говорит история с нарушением клятвы французскому королю. Если верить Вазари, жена художника Лукреция была женщиной сварливой, ревнивой и недальновидной, но Андреа выполнял любую её прихоть, более того, он настолько любил её, что абсолютно все женские образы писал с неё и совершенно не мог иначе.
Андреа дель Сарто – художник лирического темперамента, но, по причине безволия и слабохарактерности, он оказался неспособен выразить внутреннюю суть явлений, а только изображал их изменчивую, чувственную оболочку. В его творчестве отсутствует элемент религиозной убеждённости, оно «в полном смысле слова светское, даже когда трактует религиозные темы, пышное и, даже несколько легкомысленное».
Биография
Андреа дель Сарто родился в 1486 г. во Флоренции в семье портного. Настоящее его имя – Андреа д’Аньоло, а прозвище Сарто (портной) он получил из-за профессии отца. В возрасте семи лет его отдали в обучение ювелиру, но к десяти годам стали очевидны его художественные способности, и мальчик перешёл в живописную мастерскую некоего Бариле, а позже - Пьеро ди Козимо, хотя творческое становление юного художника проходило под явным влиянием фра Бартоломео и Рафаэля. Его первые самостоятельные работы относят к 1506 г.
В 1508 г. Сарто зачислен в гильдию врачей и аптекарей, а на следующий год он открыл собственную мастерскую совместно с Франчабиджо, с которым познакомился, копируя картины Леонардо да Винчи и Микеланджело. К 1509 г. относится и первый крупный заказ на цикл росписей для дворика монастыря делло Скальцо, а в 1510 г. он берётся за фрески церкви Сантиссима-Аннунциата. Над этими двумя заказами художник будет работать с перерывами около 20 лет. В эти годы у Сарто появляются первые ученики: Понтормо и Россо Фьорентино, с которыми в 1511 г. он совершил путешествие в Рим.
В 1517 г. Андреа женится на недавно овдовевшей Лукреции дель Феде, которая становится его любимой моделью. В 1518 г. король Франциск I, получив несколько картин мастера, приглашает его работать в Фонтенбло. Пробыв при французском дворе около года, Сарто возвращается во Флоренцию, клятвенно пообещав королю приехать обратно вместе с женой. Обещание своё он так и не выполнил, поскольку не смог уговорить Лукрецию покинуть Италию.
В 1523 г. во Флоренции разразилась чума и художник вместе с семьёй спасается в городке Муджелло, где пишет «Пьету» для местного монастыря.
В 1530 г., во время нового всплеска чумы, Сарто заболел и умер, лишённый последней заботы родных, которые побоялись от него заразиться. Похоронили живописца братья монастыря делло Скальцо в церкви сервитов во Флоренции.
Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.