«Что нам делать, Раввуни, что нам делать…» - Аверинцев Сергей Сергеевич профессор
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Что нам делать, Раввуни, что нам делать?
Пять тысяч взалкавших в пустыне —
а у нас только две рыбы,
а у нас только пять хлебов?
Но Ты говоришь: довольно
Что нам делать в час посещенья,
где престол для Тебя, где пурпур?
Только ослица с осленком
да отроки, поющие славу.
Но Ты говоришь: довольно
Иерей, Иерей наш великий,
где же храм, где злато и ладан?
У нас только горница готова
и хлеб на столе, и чаша.
Но Ты говоришь: довольно
Что нам делать, Раввуни, что нам делать?
На Тебя выходят с мечами,
а у нас два меча, не боле,
и поспешное Петрово рвенье.
Но Ты говоришь: довольно
А у нас - маета, и морок,
и порывы, никнущие втуне,
и сознанье вины неключимой,
и лица, что стыд занавесил,
и немощь без меры, без предела.
Вот что мы приносим, и дарим,
и в Твои полагаем руки.
Но Ты говоришь: довольно
Биография
Аверинцев Сергей Сергеевич – выдающийся русский ученый, академик, филолог-классик, специалист в области античной и средневековой литературы, культуролог, искусствовед, поэт, библеист, переводчик. Сергей Сергеевич родился в трагичном 1937-м году, в московской профессорской семье. В 1961 году Аверинцев окончил кафедру классической филологии факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1981 году книга «Поэтика ранневизантийской литературы», изданная еще в 1977, была защищена в качестве докторской диссертации.
Будучи аспирантом Аверинцев женился на выпускнице филологического факультета Наталье Петровне Зембатовой-Аверинцевой, с которой и прожил до конца своих дней. Незадолго до своей кончины, Сергей Сергеевич сказал в одном из своих интервью: «Я счастливый человек ещё и потому, что адресат моих юношеских стихов и самых последних - один и тот же».
Окончив аспирантуру, Аверинцев работал в издательстве «Мысль» (1964-1966), несколько лет был младшим сотрудником в Государственном институте искусствознания (1966-1971). С 1966 года Сергей Сергеевич читал курс по византийской эстетике на историческом факультете МГУ. В 1989 -1994 годах - профессор кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ; в 1992-2004 годах заведовал отделом христианской культуры Института мировой культуры МГУ.
Член-корреспондент АН СССР (1987), действительный член РАН (2003); лауреат Ленинской премии (1968), Государственных премий СССР (1990) и РФ (1996). В 1989–1991 депутат Верховного Совета СССР, разрабатывал закон о свободе совести.
Слово «филолог» – значит «любящий слово». Все без исключения тексты Сергея Аверинцева, а особенно «Поэтика ранневизантийской литературы» – это образцы хорошего литературного стиля, филологии в прямом значении, то есть любословия. Его слова как скульптурный материал, входят в пластику мыслительного образа и потому воспринимаются без усилий, как выразительность словесного жеста.
Основным и неизменным вкладом выдающегося ученого было его стремление вернуть русским людям их человеческое достоинство, вновь научить их свободно мыслить, ценить и принимать мировую культуру. «Культура» в творчестве и жизни Сергея Аверинцева возродила свое первое значение - «возделывания»: возделывания человека, как земли, которая сможет благодарно принимать семена Слова.
Отношение автора к вере
Будущий знаменитый ученый рос в семье носителей дореволюционной русской культуры, в кругу тех, кто не был заражен коммунистической идеологией. В ситуации, когда всякий носитель отличного мнения - враг, всякий уехавший – дезертир и предатель, недостойный считаться русским, всякий талант измеряется лишь готовностью воспевать режим, Сергей Сергеевич Аверинцев оставил нам высокие образцы благодарности, силы и мудрости.
Аверинцев был первым человеком в Москве, кто в своих университетских лекциях открыто заговорил о Боге. Формально, в глазах бюрократической машины, его лекционный материал был о прошлом, о соотношении форм и содержания, однако на деле, лауреат премии Ленинского комсомола открыто – с трибуны! – возвещал о Творце. Из его лекций каждому студенту сразу становилось понятно, что Сергей Аверинцев не просто знает Священное Писание и святоотеческую традицию, а сам является глубоко верующим человеком. Неудивительно, что спустя некоторое время публичное чтение лекций о христианстве ученому запретили.
В 1970 году вышел в свет 5-й том советской «Философской энциклопедии», для которого Аверинцеву заказали статью «Христианство». Разумеется, во времена политической диктатуры, практически весь научный материал, а особенно гуманитарные тексты, прочитывались под «двойным микроскопом». Однако придраться было не к чему: о христианстве было сказано абсолютно научно, хотя и абсолютно не по-советски. Работы Аверинцева в области богословия были мостом между гонимой Церковью и людьми, которые находились вне Церкви, но жаждали услышать слово о Боге.
Сергей Сергеевич Аверинцев регулярно посещал православные храмы в Москве, в 1973 году он принял крещение. Ученый перевел на русский язык книги Нового Завета, книгу Иова, а также почти половину псалмов. Протопресвитер Виталий Боровой так говорил об Аверинцеве: «Он показал христианство как истинную веру, как настоящее Божественное явление». Множество людей, которые слушали его лекционный материал, не просто приходили к вере, но становились священниками и принимали монашеские обеты. Под конец жизни его служение словом стало поистине служением Слову – в часовне Свято-Филаретовского православно-христианского института он получил возможность говорить проповеди. Там же он был посвящен в чтецы.
Сергей Сергеевич – человек исключительной духовной чистоты и честности, с абсолютно христианской парадигмой мироощущения. Он смог донести советским людям Слово Божие, эту «радостную весть» о свободе, Истине. Служение Аверинцева в Церкви не было «причудой ученого чудака»: он никогда не скрывал своей церковной принадлежности, что трудно представить себе в контексте существования советской академической науки. Этот человек, с огромным количеством наград и званий, просил, чтобы на его могиле на Даниловском кладбище в Москве было написано всего три слова: «Сергей Аверинцев, чтец».
История создания
Начиная с 1980-х годов, Сергей Сергеевич Аверинцев пишет религиозную поэзию, а в 2001 году выходит его сборник «Стихи духовные». Основную линию (сюжет) сборника составляют события, связанные с воплотившимся Богочеловеком, Иисусом Христом.
Духовная поэзия 18 – 19 столетий связана единой традицией: образ Иисуса Христа в ней почти всегда соответствует главенствующему образу Царя Небесного, Вышнего Судии. В 20 веке Сергей Сергеевич Аверинцев возрождает традицию духовной поэзии, однако создает очень личный образ Христа: верного, близкого, вечного Друга, любовь Которого к людям доказана Его жертвенностью. С точки зрения того, как с помощью композиции создается образ Иисуса Христа, интересно поэтическое творение Аверинцева: «Что нам делать, Раввуни, что нам делать?».
Описание произведения
Стихотворение «Что нам делать, Раввуни, что нам делать?» можно разделить на пять частей. Оно представляет собой монолог от лица апостолов, которые задают своему Учителю вопросы. Согласно догмату Боговоплощения, Христос совмещает в личностном единстве всю полноту как Божественной, так и Человеческой природы. Первая и последняя строфы характеризуют Христа как Бога, остальные - как Человека.
В первой строфе стихотворения вспоминается чудесное событие, о котором сказано во всех четырех Евангелиях: насыщение пятью хлебами пяти тысяч народа. Это чудо является проявлением одного из свойств Божественной природы Христа – всемогущества: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1:37).
Вторая, третья и четвертая строфы характеризуют Христа как Человека. Здесь Спаситель являет нам пример того, каким должен быть человек, какие он должен иметь добродетели, чтобы спасти свою душу. В данном контексте поэт иллюстрирует такие добродетели как: нестяжание: «Только ослица с осленком, / да отроки, поющие славу»; послушание воли Божией: «На Тебя выходят с мечами, / а у нас два меча, не боле…».
Рефреном, являющимся границей смысловых частей стихотворения, служит строка: «Но Ты говоришь: довольно…». Эта строчка отсылает читателя к событиям, связанным с беседой Христа и Его учеников (Лк. 22:36-38). Среди изречений Спасителя незадолго перед страданием, были и такие: «но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч», апостолы отвечают: «Господи! вот, здесь два меча». Видя, что ученики не понимают Его слов, относя сказанное к обычному мечу, Христос спешит остановить этот разговор. То, что Иисус не имеет в виду оружие, становится понятно по Его реакции на слова апостолов: «Довольно», – что очень схоже со словами: «Хватит об этом». Этими воинскими мечами, которых «довольно», Христос запретил пользоваться в Гефсимании, что еще более заставляет искать духовный смысл Его слов.
Христос видит перед Собой будущий ход истории, Он знает, что Его ждет, что ждет Его учеников. Божественный Учитель говорит «купи меч» с единственной целью: показать, насколько опасным будет время, что человеку без меча нечего и думать защитить себя. Однако ученики Христовы должны вооружаться мечом Духа потому как после смерти и воскресения Христа меч из стали нам уже не нужен. У нас есть меч духовный - Слово Божье. Об этом неоднократно говорит апостол Павел: «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:17).
В стихотворении Сергея Сергеевича Аверинцева апостолы задают вопросы Его Человеческой природе: «…что нам делать?.. / а у нас только две рыбы, / а у нас только пять хлебов?». Ученики пока не в силах вместить Всемогущество Его Божества. Христос идет вперед и оставляет речь, предоставляя уразумение сказанного течению обстоятельств, подобно тому, как Он некогда сказал: «разрушьте храм сей», а ученики поняли уже впоследствии, после Его Воскресения (Ин. 2:19-22).
Апостолы с сомнением произносят, что для защиты у них есть только: «…два меча, не боле, / и поспешное Петрово рвенье…». О каком «поспешном Петровом рвении» говорит поэт? Здесь звучит аллюзия на слова апостола Петра, который не мог допустить возможности своего, хоть бы временного, отпадения от Христа, и потому самонадеянно произносит: «с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк.22:33). Святые отцы говорят о том, что такие слова были только плодом самообольщения апостола, делом души, еще не вполне понимающей себя и своих слабостей. Петр дозволяет себе противоречить уверениям Господа, проявляет непокорность воле Спасителя. Как Христос пострадал за нас, так и апостолы должны вооружиться той же мыслью: ожиданием трудностей, чтобы они не были неожиданными. И тогда последователи Христа будут вооружены лучше, чем если бы продали свою одежду и купили меч.
Последняя строфа стихотворения являет собой отражение еще одного свойства Божественной природы Христа –милосердия: «…и немощь без меры и предела. / Вот, что мы приносим, и дарим…». Несмотря на несовершенство и ограниченность человеческой природы «сила Моя в немощи совершается» – сказал апостол Духом Святым (2 Кор.12:9). Последняя строфа имеет обобщенный характер: эти слова произносят не только апостолы, но весь собор верующих, к каждому из нас относятся эти строки.
Таким образом, в основу стихотворения Сергея Сергеевича Аверинцева «Что нам делать, Раввуни, что нам делать?» положен догмат о соединении во Христе Божественной и Человеческой природ. Поэт, проводя параллель между величественным и всемогущим,но в то же время любящим и близким человеку образом Спасителя, показывает насколько безгранично простирается любовь Божия и Его милосердие ко всему человеческому роду.
Автор: Сливнякова Маргарита