Распятие - Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Распятие
Распятие
Автор: Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони
Местонахождение: Церковь Санто-Спирито, Флоренция, Италия
Произведение: Распятие Санто-Спирито
Жанр: Скульптура
Год создания: 1492 г.
Эпоха: Высокое Возрождение, библейский сюжет, раннее барокко

Описание произведения.

Деревянное Распятие, которое помещено сейчас в алтаре флорентийской церкви Санто-Спирито, юный Микеланджело создал в 1492 году. К теме распятого Христа мастер возвращался не раз, известны также такие его работы, как Распятие Галлино и Монсерратское распятие.

Распятие Санто-Спирито сделано мастером в благодарность священнику за возможность изучать анатомию на мёртвых телах в помещениях при монастырской больнице. Обретённые им познания в строении человеческого тела, Микеланджело воплотил в деревянной статуе распятого Иисуса, одной из ранних своих работ.

Христос изображён полностью обнажённым, согласно Евангелию от Иоанна, в котором говорится, что перед казнью палачи поделили его одежду между собой. На правой половине груди Иисуса – рана от копья, из неё стекают капли крови. «Царь Иудейский», как издевательски написано на табличке, прибитой к кресту, мёртв, голова его беспомощно повисла, но лицо спокойно. Он выполнил свою земную миссию.

Тело Христа скульптор передал мягкими плавными линиями, его фигура изящна и пропорциональна, даже смерть не обезобразила её красоту. В этой деревянной скульптуре нет той мощи и внутреннего напряжения, которые присущи мраморным изваяниям Микеланджело. Только – уходящая красота и покой. И вечный укор гонителям.

В биографическом романе К.Шульца «Камень и боль» об этой скульптуре сказано так: «... распятие прекрасное! Надо, чтоб люди молились только перед прекрасными распятиями ..., потому что красота должна идти рука об руку с благочестием...».

История создания.

После смерти правителя Флоренции, Лоренцо Медичи Великолепного, Микеланджело, который жил в его дворце, вернулся домой. В больнице при монастыре Санта Мария-дель-Санто-Спирито он основал анатомические студии для изучения строения человеческого тела. Биограф Микеланджело, Вазари, пишет об этом: «Для церкви Санто-Спирито во Флоренции он сделал деревянное Распятие, которое теперь стоит над полукругом главного алтаря – так он хотел отблагодарить настоятеля, который позволил ему пользоваться помещением, где он часто вскрывал мертвые тела, изучая анатомию и закладывая тем самым основы совершенства в рисунке, которого он достиг потом».

Это произведение юного скульптора, которому тогда было всего семнадцать лет, долго считалось утраченным, и только в 1962 году оно было найдено. В 2001 году, после долгих споров об авторстве скульптуры, исследователи, наконец, пришли к выводу, что она принадлежит резцу Микеланджело. Некоторое время Распятие хранилось в доме Буонарроти, а потом заняло своё место в алтаре церкви Санто-Спирито.

Отношение автора к вере.

Микеланджело был крещён на третий день после своего рождения в храме Сан Джованни ди Капрезе. Девять Римских Пап во времена творчества Микеланджело, а прожил он почти 90 лет и трудился до самой своей смерти, делали ему заказы для оформления храмов Ватикана и Рима. С некоторыми Папами его связывала личная дружба ещё со времён обучения в Академии Гуманизма при дворе Медичи – тогдашними философами Марсилио Фичино и Анджело Амброджини, будущими Львом X и Климентом VII. Перед своей кончиной, Микеланджело в здравом уме и твёрдой памяти огласил завещание, в котором «пообещал Господу – душу, земле – тело, а родственникам – имущество». Душу – Господу. Это ли не лучшее доказательство веры человеческой?

Всю свою жизнь Микеланджело бежал от людей («всех люби, от всех беги»), хотя находился всегда среди них, своих последователей и преследователей. Рафаэль сказал про него – «одинок, как палач». Но «казнил» Микеланджело только самого себя. Он стремился к целям, превышающим стандарты современного ему искусства. Он не считал, что его произведения достойны таланта, дарованного Богом. Несмотря на выдающееся творческое наследие, он говорил, что «недостоин встречи с Раем». Как все великие, и это, безусловно, одно из главных достоинств человеческой натуры, таковым он сам себя не считал.

Биография.

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони – самый известный живописец Италии, непревзойдённый мастер архитектурных и скульптурных творений, мыслитель и поэт эпохи Высокого Возрождения. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве — свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография напечатана ещё при жизни.

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в семье разорившегося дворянина, потомственного банкира, Лодовико Буонарроти Симони, в местечке Капрезе, возле провинции Ареццо в Тоскане. Микеланджело был вторым ребенком в большой семье. Мать, Франческа Нери дель Миниато Сиена, измученная частыми беременностями, умирает в 1481 году, когда Микеланджело исполняется шесть лет. В 1485 году многодетный отец женится во второй раз, на Лукреции Убальдини ди Гальяно, которая не могла иметь собственных детей, и воспитывала приемных мальчиков как своих. Однако, не справляясь с материальным обеспечением своего семейства, отец отдаёт Микеланджело на воспитание в приемную семью Тополино, глава которой работал каменотёсом, а его супруга раньше была кормилицей мальчика. Именно тогда будущий великий скульптор начал работать с глиной и впервые взял в руки резец.

Желающий дать наследнику образование, родной отец определил Микеланджело в учебное заведение Франческо Галатеа да Урбино во Флоренции. Однако учеником тот оказался не особенно прилежным, мальчику больше нравилось рисовать. В 1488 году юный живописец отправляется на учёбу в мастерскую Доменико Гирландайо, где познает основы техники рисования. За год обучения Микеланджело создаёт несколько карандашных копий известных картин и копию с гравюры немецкого живописца Мартина Шонгауэра «Мучения святого Антония». В 1489 году юношу зачисляют в художественную школу Бертольдо ди Джованни, организованную правителем Флоренции, Лоренцо Медичи Великолепным. Заметив гений Микеланджело, Медичи берёт его под свое покровительство, помогая развивать недюжинные художественные способности, и способствует получению дорогих заказов. В 1490 году Микеланджело продолжает своё обучение в Академии Гуманизма при дворе Медичи, где знакомится с философами Марсилио Фичино и Анджело Амброджини, будущими Папами Римскими. В Академии 17-летний Микеланджело создает мраморный рельеф «Мадонны у лестницы» (1492), мраморный рельеф «Битва кентавров» (1492) и скульптуру Бертольдо ди Джованни.

8 апреля 1492 года Лоренцо Медичи умирает, и Микеланджело принимает решение о возвращении в отчий дом. В 1494 году Микеланджело вновь покидает Флоренцию, не желая участвовать в восстании Савонаролы, и уезжает в Болонью, где берётся за выполнение заказа из трёх небольших фигур для гробницы Святого Доминика в одноименной церкви – «Ангел с канделябром» (1495), «Святой Петроний» (покровитель Болоньи, 1495), «Святой Прокл» (итальянский воин-святой, 1495). В Болонье мастер учится создавать трудные рельефы, наблюдая за действиями скульптора Якопо делла Кверча в базилике Сан-Петронио. Элементы этой работы будут воспроизведены Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы.

В 1495 году двадцатилетний художник возвращается во Флоренцию и начинает работать на наследника Лоренцо – Пьерфранческо ди Лоренцо де Медичи, создав для него статуи «Иоанн Креститель» (1496) и «Спящий Купидон» (1496). Последнюю скульптуру Лоренцо Медичи попросил состарить, ему хотелось продать произведение искусства подороже. Кардинал Рафаэль Риарио, который приобрел подделку, обнаружил обман, однако, впечатлённый работой мастера, не стал предъявлять ему претензий, а наоборот, пригласил на работу в Рим.

В июне 1496 года Микеланджело приезжает в Рим, где в течение трёх лет создает свои шедевры – мраморные скульптуры бога вина Бахуса и Римской Пьеты. На протяжении последующих лет Микеланджело работал то в Риме, то во Флоренции, выполняя самые сложные заказы Римских пап. Гениальное творчество мастера проявлялось не только в скульптуре, но и в живописи, в архитектуре, в поэзии. К сожалению, не все его произведения дошли до нашего времени – одни были утеряны, другие уничтожены мастером намеренно. В 1518 году скульптор сжёг все наброски для росписи Сикстинской капеллы, а за два дня до смерти он приказал бросить в огонь и свои незаконченные рисунки, чтобы потомки не увидели его мучительных творческих исканий.

Личная жизнь Микеланджело неоднозначна, во многих поэтических произведениях маэстро звучит искреннее чувство к Томмазо деи Кавальери, а затем и Чеккино де Браччи. На закате своих лет мастер испытал прекрасное чувство к поэтессе Виттории Колонне, с которой был знаком почти полвека. Их переписка представляет собой эпистолярный памятник эпохи.

Жизнь великого Микеланджело закончилась 18 февраля 1564 года, в Риме. Он умер в присутствии врачей и друзей, успев продиктовать завещание. Для скульптора была построена гробница в одном из его архитектурных творений – базилике Святого Петра, но после смерти тело мастера поместили в базилику Санти-Апостоли, и Вазари, по указанию Козимо Медичи, ещё одного флорентийского властителя, тайно вывез усопшего из Рима под видом тюка с товарами. Флорентийцы встретили Микеланджело с почестями и похоронили в прекрасной гробнице в Санта-Кроче, церкви Святого Креста, в центре Флоренции.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий