«Пьета» («Жалость») - Кусту Николя

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Пьета» («Жалость»)
«Пьета» («Жалость»)
Автор: Кусту Николя
Местонахождение: Собор Нотр-Дам, Париж, Франция
Произведение: Скульптура «Пьета» («Жалость»)
Жанр: Скульптура
Год создания: 1712 – 1725 гг.
Эпоха: Барокко

Описание произведения.

Николя Кусту создавал свою «Пьету» для Нотр-Дам-де-Пари в 1712 —1725 годах. Композиция размещена за алтарём в центральном нефе собора, резной цоколь для неё выполнен скульптором Франсуа Жирардоном. По обеим сторонам от мраморной «Пьеты» расположены статуи двух французских монархов. Справа – Людовика XIII, работы скульптора Гийома Кусту, брата Николя, слева – Людовика XIV, скульптора Антуана Куазево. Вся композиция, вместе с фигурами королей, называется «Обет Людовика XIII».

В центре композиции «Пьета», одной из сцен Страстей Господних, находится сидящая на возвышении Дева Мария. На её коленях лежит нагой и бездыханный, снятый с распятия Иисус. Возле ног Богоматери два ангела, склонившихся к Христу. Мария взывает к небесам, её взор обращён вверх, руки вскинуты в молитвенном жесте. Лик её скорбен, но одновременно на нём читается и надежда на обещанное воскрешение Сына Божьего. Композиция исполнена драматизма и экспрессии, а также некоторой театральности и подчёркнутой грациозности фигур, присущих искусству того времени. Свою скульптуру Николя Кусту создавал под влиянием работ Микеланджело и Альгардите, он стремился сочетать здесь лучшие их черты.

Король Людовик XIII изображён дарующим Богоматери предметы своего царского достоинства – корону и скипетр, а его сын, Людовик XIV, преклоняется перед ней в молитве. Скульптурный ансамбль окружен бронзовыми позолоченными статуями ангелов, которые держат символы Страстей Христовых: терновый венец, губку, пропитанную уксусом, бич и пику стражников, табличку «Иисус Назарянин Царь Иудейский» и гвозди с распятия.

История создания.

Согласно королевскому обету посвящения Франции Богородице, данному в 1638 году Людовиком XIII в благодарность за беременность Анны Австрийской, после двух десятилетий бездетного брака, собор Парижской Богоматери должен был получить новый Главный алтарь и скульптурные украшения. Это было сделано лишь через несколько десятилетий, так как спустя пять лет после данного обета король умер, так до конца и не выполнив своего обещания.

Его сыну, Людовику XIV, удалось воплотить в жизнь завещание отца только через 60 лет, когда в результате масштабной реконструкции собора на смену готике пришёл стиль барокко. Композиция «Обет Людовика XIII» для алтаря Нотр-Дам была создана семейством скульпторов Кусту – двумя братьями, Николя и Гийомом, и их дядей, Антуаном Куазево.

Отношение автора к вере.

О подробностях личной жизни скульптора известно крайне мало. Об отношении Николя Кусту к религии мы можем судить лишь по его работам. Библейским сюжетам посвящена всего одна из них – «Пьета». В ней, единственной, автор и передал своё преклонение перед подвигом Сына Божия и любовь к Богоматери. Эти чувства мастера, запечатлённые в камне, осталось в веках.

Биография.

Николя Кусту, французский скульптор эпохи барокко, родился в Лионе 9 января 1658 года. Происходил он из семьи художников. Отец был резчиком по дереву, первым учителем Николя. Его брат – Гийом Кусту и племянник, Гийом Кусту–младший также впоследствии стали скульпторами.

Художественная одаренность Николя проявилась уже в детстве. Первая его работа – резной деревянный рельеф, изображающий сцену из жизни Святого Этьена, сделанный мальчиком для украшения дверей семейной мастерской.

В 1677 году юноша едет учиться в Париж, к своему дяде, Антуану Куазево, который руководит недавно созданной Академией живописи и скульптуры. В 1682 году Кусту получает Первую премию по скульптуре в Художественной школе при Академии, дающую право на продолжение образования во Французской академии в Риме. В Италии он работает и над собственными композициями, и над копиями с произведений античных скульптур.

Возвратившись в Париж, Кусту прославился своими произведениями, талантливыми по сюжету и мастерству исполнения, но и не чуждыми театральности и аффектированной грации, которые были присущи изобразительному искусству того времени в целом. Он творит для дворцов и парков Версаля и Марли, используя приёмы, характерные как для барокко, так и для классицизма. В архивных документах за 1689 год Николя Кусту упоминается как скульптор королевских строений. С 1702 года он – профессор парижской Академии живописи и скульптуры, а с 1720 года становится её ректором.

Впоследствии, ряд скульптурных работ мастера был уничтожен во время Французской революции. Никола Кусту умер в Париже в 1733 году, в возрасте 75 лет.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий