Исцеление слепого - Блох Карл Генрих
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Исцеление слепорожденного мужчины – одно из чудес, которое совершил Иисус Христос в Своей земной жизни. Это произошло после того как Господь покинул храм, в котором фарисеи желали побить Его камнями. Выйдя из храма, Он увидел человека, который от рождения был слеп. На картине Карла Блоха слепой, одетый очень бедно, стоит на коленях возле каменной стены, а рядом с ним небольшая тарелочка для денег – будучи не в состоянии работать, он мог лишь просить милостыню у прохожих.
Иисус и следующие за Ним ученики остановились подле слепого. Сын Божий на вопрос, за чьи грехи был так наказан этот человек, ответил, что недуг его – для явления славы Всевышнего. Художник запечатлел момент исцеления мужчины: Христос, сделав брение, помазал ему глаза и велел умыться в купальне Силоам, после чего слепой прозрел.
Господь протягивает руку к человеку, чтобы коснуться его невидящих глаз. Считается, что Бог намеренно использовал землю, хотя мог вернуть зрение и без неё. Однако слепой, почувствовав брение на глазах и затем смыв его, смог сильнее уверовать в происходящее, поскольку видеть самого Христа он был еще неспособен. За спиной Господа столпились люди: они в изумлении наблюдают, как Иисус творит ещё одно чудо, показывая Свое могущество и милосердие. Среди них есть и женщины, и дети – каждый, видя прозрение слепого, лишь укрепляется в своей вере в божественную природу Христа. Спаситель избавляет как от физической слепоты, так и от слепоты духовной, чтобы исцеленные Им могли признать Его Богом – это замечательно передал в своей работе датский живописец Карл Генрих Блох.
История создания
Произведение Карла Блоха, в котором художник продемонстрировал исцеление слепого Иисусом Христом, является частью самого масштабного проекта за всю творческую деятельность мастера. В 1865 году он начал цикл картин (всего их было 23), которые затем украсили молитвенный зал королевского дворца Фредериксборг. Художник работал по заказу датского предпринимателя и мецената Я. К. Якобсена, который оплачивал восстановление здания после пожара. Это был поистине подвиг живописца, на завершение всей работы у него ушло целых четырнадцать лет. Полотна были написаны по основным моментам из жизни Христа и охватывали весь Его земной путь от рождения и до крестной смерти.
До сих пор эти картины можно наблюдать во дворце, они так и остались достоянием Дании, родины Карла Блоха. Шедевральные произведения послужили основанием считать автора одним из лучших художников, когда-либо изображающих события из жизни Иисуса Христа. Кажется, что именно в этих иллюстрациях и находилось главное предназначение живописца, которому он посвятил немалую часть своих трудов.
Отношение автора к вере
Несмотря на то, что Карл Блох в своём творчестве обращался к различным жанрам и сюжетам, писал картины на повседневные сцены, принимал заказы на портреты, всё же главным направлением его деятельности была религиозная живопись. Художник расписывал внутреннюю часть храмов, создавал отдельные произведения на основе Писания. Но главным делом его жизни считается проект из 23-х полотен, изображающих различные эпизоды из Евангелия о жизни Иисуса Христа.
Именно на протяжении тех четырнадцати лет, во время которых Блох усердно работал над картинами, происходил внутренний поиск Бога в сердце мастера. Кажется, он лично проживает все моменты, связанные с земным путём Господа. Христос становится путеводной звездой для художника. В Нём он обретает успокоение от мирских забот. Столь искренние и проникновенные произведения о Спасителе подвластны лишь тому, чья вера в Него глубока и крепка. Об этом говорят и слова Ганса Христиана Андерсена, обращенные к Блоху: «Что Бог создал на твердой скале, не будет отметено!». Карл Блох считается одним из лучших живописцев, которые когда-либо иллюстрировали события из жизни Христа.
Биография
Карл Генрих Блох появился на свет 23 мая 1834 года в семье, совершенно далёкой от мира искусства. Его отец успешно занимался торговлей, а мать во всём поддерживала супруга. Своему сыну они прочили будущее морского офицера, что должно было принести ему обеспеченность и твердое положение в обществе. Однако маленький Карл был с детства увлечен рисованием и уже тогда мечтал стать известным художником. Вопреки воле родителей он поступил в Королевскую Датскую Академию искусств в 1855 году, где обучался живописи под руководством Вильгельма Марстранда. Врождённый талант, а также трудолюбие и усердие молодого художника принесли свои плоды.
Будучи студентом, он принимал участие в различных выставках, а в его работах преобладали бытовые и пасторальные сюжеты. В 1859 году Карл Блох был награждён грантом от Академии, который он использовал для заграничных поездок с целью совершенствования мастерства. Блох посетил Францию, Голландию и Италию, где знакомился с творчеством выдающихся мастеров. Особое влияние оказали на него работы Рембрандта, у которого он заимствовал определенный драматизм сюжетов и игру светотени. Находясь в Италии, художник уделял внимание мифологической живописи. Его картина «Освобождённый Прометей» (1865 г.) принесла К. Блоху признание и популярность.
Вернувшись на родину, живописец принял участие в росписи церемониального зала Копенгагенского университета, а затем, часовни дворца Фредериксборг. В этот период Карл Блох создал 23 картины со сценами из жизни Христа, которыми до сих пор приезжают полюбоваться начинающие художники, чтобы его вдохновиться техникой исполнения. Блоху принадлежит также роспись восьми алтарей в часовне.
Находясь в Риме, К. Блох сочетался браком с Альмой Трепка, которая родила ему восемь детей. Казалось бы, жизнь художника была полной чашей: любимая семья, успешная творческая деятельность, многочисленные заказы и возможность реализации себя через искусство. Однако в 1886 году неожиданно скончалась супруга Блоха, что очень повлияло на его состояние. Он пережил свою жену всего на четыре года. Его не стало 22 февраля 1890 года. До сих пор он считается одним из выдающихся и признанных мастеров не только в Дании, но и во всём мире.
Автор текста: Татьяна Абрамова.