Иисус и самарянка - Флинк Говерт
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Сюжет, описывающий встречу Христа с самарянкой у колодца, встречается в Евангелии от Иоанна: «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить» (Ин.4: 5-7). На эти слова женщина удивляется: «как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются?» (Ин. 4:9). Христос отвечает ей, что Его просьба, действительно, не соответствует Его положению. Но не в том смысле, что Он ‒иудей, а в том, что Он по отношению ко всем людям ‒ Дающий, а не принимающий от них. Он раздает несравненно высший дар, который обозначает как живую воду, подразумевая под ней благодать Святого Духа.
Действие евангельского сюжета художник поместил в классический пейзаж. Перед взором зрителя открываются холмистые дали, высокое голубое небо с кучевыми облаками, стариннаяархитектура и раскидистые кроны деревьев. На втором плане у левого края картины видны фигуры отдыхающих в густой тени людей. По сюжету это ученики Христа не желающие мешать его беседе.
Самого Спасителя живописец изобразил сидящим в свободной позе, опершись спиной на живописную полуразрушенную арку. Иисус облачен в хитон, красный цвет которого символизирует царственное достоинство.
Самарянка изображена припавшей на колени перед Учителем. Зритель почти не видит ее лица, художник изображает женщину в пол-оборота к зрителю. Кажется, что еще мгновение, и слова Спасителя еще глубже коснутся сердца молодой женщины, так что она уверует в Христа.
История создания
Картина «Христос и самарянка» написана Говертом Флинком в самом начале обучения в мастерской Рембрандта. Художник явно пытается воплотить основные свето-теневые приемы, используемые великим учителем. Мотивы создания полотна на этот сюжет, а также заказчик остаются неизвестными.
Отношение автора к вере
Говерт Флинк был протестантом и исповедовал веру меннонитов. В отличие от учения Католической церкви, меннониты ожидали установления царства Божия на земле через действие святой и чистой церкви. Источником главного вероучения в их среде считалась Библия, однако,допускалось личное понимание Священных текстов. Евхаристия воспринималась как символическое и благоговейное воспоминание, способствующее укреплению чувства веры. Крещение совершалось лишь над взрослыми. Отвергались судебные тяжбы, присяга и воинская служба. Каждая религиозная община была самостоятельна и независима от других. Именно община выбирала своих пасторов. Одним из таких наставников был первый учитель живописи Говерта Флинка Ламберт Якобс.
И даже поступление в мастерскую к такому убежденному католику, как Рембрандт не изменил религиозных взглядов художника. Похоронен Говерт Флинк в протестантской церкви Амстердама Вестеркерк.
Биография
Представитель Золотого века голландской живописи Говерт Флинк родился 25 января 1615 года в Клеве. По желанию родителей Говерт начинал обучаться в мастерской портного. Но его страсть к живописи не осталось незамеченной, и позднее отец отправил мальчика в Леуварден в мастерскую художника исторического жанра Ламберту Якобсу.
В 1633 году Флинк вместе с другом Якобом Баккером переехал в Амстердам, поступив в мастерскую Рембрандта. Обучение продолжалось три года. Немецкий художник и историк искусств Иоахим фон Зандрарт, который посетил Голландию в 1637 году, признавал Флинка одним из лучших учеников Рембрандта.
С 1636 года Флинк работает самостоятельно и исполняет свои первые известные нам картины, в частности, «Пастушку» (Брауншвейг, музей герцога Антона-Ульриха) и картину «Пастушок», которая предположительно считается портретом Рембрандта.
Первый период творчества Флинка искусствоведы считают самым лучшим. Он пишет портреты, этюды голов, создаёт религиозные композиции. В 1638 году написана знаменитая работа «Исаак благословляет Иакова», которая хранится в музее Амстердама. Все эти картины написаны в лучших традициях школы Рембрандта.
В 1646 году художник был приглашён курфюрстом Бранденбурга Фридрихом Вильгельмом I на церемонию бракосочетания с Луизой-Генриеттой Оранской. Так же Флинк пользовался покровительством Иоганна Мориса, принца Нассау-Зигенского.
В 1652 году художник стал гражданином Амстердама, а в 1656 году женился на Софи ван дер Ховен, дочери одного из директоров Голландской Ост-Индской компании. Брак открыл для Флинка вход в высшие слои общества. Художником создано немало выдающихся портретов своих современников.
В религиозных композициях Флинк продолжил традиции Рембрандта. «Жертвоприношение Авраама» (1636, Мюнхен, Старая пинакотека) написано под впечатлением картины Рембрандта на эту же тему, появившейся годом ранее. Хотя Флинк был одним из тех учеников Рембрандта, кто смог приблизиться к его уровню, однако он не избежал влияния светской и декоративной манеры ван дер Хелста и итало-фламандской барочной исторической живописи.
Флинк пишет много крупных аллегорических картин в торжественно-барочной манере — «Рождение Вильгельма Генриха Бранденбургского» (Потсдам, Дворец Сан-Суси), «Смерть штатгальтера Фридриха Генриха Оранского» (1654, Государственный музей, Амстердам). Лучшими произведениями Флинка в этом жанре считаются монументальные полотна «Маний Курий Дентат предпочёл репу золоту» (1656) и «Молитва Соломона» (1658), написанные для новой амстердамской ратуши.
Флинк умер в Амстердаме 2 февраля 1660 года и был похоронен в протестантской церкви Вестеркерк.
Автор текста: Ольга Северинова.