Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Эта картина, удивительная по своему стилевому решению, создана на сюжет Стихов 9 - 10 главы 4 из Евангелия от Иоанна: «…Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую…». (Ин.4:9-10).
В центре полотна изображен монументальный колодец с возвышающейся над ним каменной сенью. Слева мы видим фигуру Христа, от лика Которого исходит мягкое свечение. Очевидно, что Спаситель обращается к женщине, о чем свидетельствует жест его руки. Художник изобразил персонажей отдельно друг от друга, каждого - в сводчатом проеме архитектурного навершия колодца. Сцена разворачивается на фоне буйной, южной природы и античных развалин. Очевидно, что Рембрандт, прекрасно знавший Библию, передал в своем произведении мысль, изложенную в следующих стихах Евангелия от Иоанна: «…Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем…». (Ин.4:19-22). Иисус объясняет самарянке, что дело не в месте поклонения, а в познании истины, которую являет собой сам Христос.
История создания.
Рембрандт написал эту картину в тот тяжелый период своей жизни, когда его признали должником и несостоятельным живописцем. Он уже не имел дорогостоящих заказов и большую часть произведений писал «для себя», надеясь, что в дальнейшем их удастся продать или хотя бы заложить. Очевидно, что полотно «Беседа Христа с самарянкой» как раз и постигла такая участь, и поэтому художник не успел проработать живописный слой. Но волею судьбы это произведение сохранилось, и спустя столетие оказалось в России, в коллекции генерал-фельдмаршала, светлейшего князя, Григория Потемкина.
Отношение автора к вере.
В истории голландской живописи 17 в. трудно найти более духовно проникновенного художника, чем Рембрандт. Он был чуть ли не единственный из голландских живописцев того времени, кто обращался к ключевым сюжетам Священного писания. Столь выраженный интерес к религиозной теме объясняется исключительно индивидуальными предпочтениями Рембрандта - спрос на такие произведения в Голландии того времени был невелик.
Живопись для Рембрандта всегда была другим, потусторонним миром, в котором в полной мере воплощались мысль и слово великого художника. Все его творчество – длинное и глубокое размышление над Библией – его настольной книгой. Его произведения, посвященные евангельской теме, отличаются духовной проникновенностью, глубиной эмоций, тематическим многообразием и колористическим мастерством. Живописец, несомненно, был глубоко верующим человеком. В Амстердаме Рембрандт сблизился с христианской сектой меннонитов, отличавшейся особой приверженностью к Ветхому завету. Их учение в значительной степени было лишено догматизма, свойственного голландской реформированной церкви, к которой Рембрандт формально принадлежал. У меннонитов большую роль играла проповедь любви к ближнему, независимо от вероисповедания. Возможно, поэтому в работах художника мы видим столько человеколюбия и милосердия даже к самым грешным людям.
Биография.
Рембрандт Харменс ван Рейн - голландский художник, гравёр, выдающийся мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Родился в городе Лейден 15 июля 1606 году в семье зажиточного мельника. В 1620 г поступив в Лейденский университет, но вскоре оставил его и стал учиться живописи. Основными жанрами его раннего творческого периода стали портрет и картины на религиозные сюжеты.
1632 год оказался для Рембрандта счастливым. Он переехал в Амстердам и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание. Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта). В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635 г.) и «Даная» (1636 г.). Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 30-х гг. сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко и новаторский подход к классическим сюжетам.
На смену радужному периоду в жизни пришла полоса испытаний. В 1642 г. работа Рембрандта «Ночной дозор» подверглась резкой критике и была отвергнута заказчиками, которые не оценили новаций художника. В последствии он практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась супруга Саксия. С 40-х гг. Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось духовное, созерцательное начало. Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство» (1645 г.), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта: в 1656 г. он был объявлен несостоятельным должником, имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама. Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661 г.) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 г. художник похоронил вторую жену и сына. Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668—1669 гг.) Художник ушел из жизни 4 октября 1669 г. в Амстердаме.
Автор текста: Светлана Королева.