Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Евангелисты описывают два случая, когда Христос малым количеством еды насытил множество народа. Первый случай вспоминают все четыре евангелиста. При этом чуде присутствовало пять тысяч человек, которые утолили голод от пяти хлебов и двух рыб. (Мф. 14:13-21; Мк. 6:31-44; Лк. 9:10-17; Ин. 6:5-15). Второе событие описывают евангелисты Марк и Матфей, когда накормлены были четыре тысячи человек семью хлебами (Мк. 8:1-9; Мф.15:32-39). "Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей" (Мф. 14:17-21). Это чудо показывает силу Иисуса, как Бога, над материальным миром и удостоверяет иудеям, что Он тот Пророк, Которому должно было прийти.
Изображение этого евангельского сюжета часто встречается в христианских храмах, как иллюстрация события являющегося прообразом таинства Евхаристии. На своей картине Джованни Ланфранко показал множество народа, собравшегося послушать проповедь Христа. Их фигуры занимают большую часть полотна. Зритель может видеть женщин с детьми, юношей, старцев и зрелых мужей - так велика была жажда в иудейском народе в слове истины. Мимика персонажей передает их сильное удивление от произошедшего на их глазах чуда. Активная жестикуляция группы мужчин позади Христа, выражает желание собравшихся сделать Иисуса царем (Ин. 6:15).
Спаситель изображен в центре произведения. Спокойная и величественная фигура Христа словно окружена миром и спокойствием в отличие от шума и суеты толпы. Жесты рук Иисуса предлагают людям вкусить благословенной трапезы. Одежда Спасителя имеет традиционные иконографические цвета: красный, говорящий о принадлежности к царскому роду и синий, символизирующий чистоту и небесную мудрость. От головы Иисуса исходит сияние, говорящее о Его Божественном достоинстве. В глубине картины показан один из апостолов, который несет корзину с оставшимися кусками хлеба, согнувшись под тяжестью ноши.
История создания
Картина "Умножение хлебов" написана Джованни Ланфранко в 1620-1623 годах и принадлежит второму римскому периоду творчества мастера. Произведение имеет большие размеры 229 x 426 см и было создано для украшения интерьера храма.
Отношение автора к вере
Джованни Ланфранко был крещен в Католической Церкви. Биографы отмечают, что художник серьезно относился к вопросам религии и духовной жизни. Большинство своих работ Ланфранко написал для храмов и монастырей. Осознанность сюжета и вдохновение высшими идеалами сделали Джованни знаменитым в его фресках и алтарных картинах. Живописец создавал свои произведения в стиле барокко, отражающем прежде всего религиозную напряженность эпохи. Этот стиль был принят в Католической Церкви, чтобы вновь заявить о себе после протестантской Реформации. Талант художника ценили духовные лица высокого ранга, Ланфранко покровительствовали папа Павел V и папа Урбан VIII.
Последней работой мастера стали росписи капеллы «Сан Карло Катинари». Джованни Ланфранко умер в возрасте 65 лет 29 ноября 1647 года в Риме и был похоронен на следующий день в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере.
Биография
Джованни Гаспаре Ланфранко родился в городе Парма в 26 января 1582 году. Он был третьим сыном Стефано и Корнелии Ланфранки. В детстве его отдали в дом графа Орацио Скотти в качестве пажа. Рано обнаружившийся талант к рисованию позволил ему начать обучение у болонского художника Агостино Карраччи. Когда Агостино умер в 1602 году Ланфранко перешел в римскую мастерскую Аннибале Карраччи, которому помогал в росписи палаццо Фарнезе.
После смерти Аннибале Карраччи в 1609 году, Ланфранко вернулся в свою родную Парму на два года. Там он встретил Бартоломео Щедони и расписал алтарь для церкви Всех Святых. Ланфранко также создавал картины и алтари в Орвието, Валлерано, Леонесса и Фермо. В Парме на художника произвели большое впечатление купольные композиции, выполненные Корреджо.
После своего возвращения в Рим в 1612 году, Ланфранко вместе с другими учениками Карраччи - Рени, Альбани и Доменикино - соревновался за римское покровительство. Рени вскоре отправился в Неаполь, а затем в Болонью. В течение следующего десятилетия (1620-х годов), Ланфранко и Доменикино боролись за основные заказы на фрески. Из картин Ланфранко этого периода следует отметить "Экстаз св. Маргариты Кортонской" (1622 г., Флоренция, палаццо Питти).
В Риме художник украсил фресками палаццо Маттеи, Костагути и Боргезе (1624–1625 гг.); в этих росписях он изобразил веселых беспечных богов и нимф в архитектурном обрамлении, с карнизами, поддерживаемыми кариатидами. Одно из самых известных произведений Ланфранко – иллюзионистическая роспись купола церкви Сант-Андреа-делла-Валле (1625–1628 гг.), исполненная в духе Корреджо. В ней представлено видение небесных сил и ангелов, парящих вокруг воскресшего Христа. Эта композиция, наполненная светом и воздухом, скользящими тенями и бурным движением фигур, возвестила триумф зрелого барокко в Риме. Между 1633 и 1645 годами Ланфранко украсил фресками, написанными в иллюзионистическом стиле, несколько неаполитанских церквей: он расписал купол церкви Джезу Нуово, неф и хор церкви Сан Мартино и купол капеллы Сан Дженнаро в соборе, где повторил роспись Сант-Андреа-делла-Валле. Считается, что растущая популярность и обилие заказов привело к тому, что Ланфранко стал писать свои картины в небрежной, выхолощенной манере.
Новая трактовка света, атмосферных эффектов и движения у Ланфранко пришла на смену четким формам и жестко ограниченным пространственным структурам более ранних монументальных композиций; в этом его живопись близка романтическому искусству Гверчино. Ланфранко знаменит своими фресками и алтарными картинами. Последней работой Джованни Ланфранко были росписи капеллы «Сан Карло Катинари».
Умер Ланфранко в Риме 29 ноября 1647 года.
Автор текста: Ольга Северинова.