Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Сюжет картины «Христос в Гефсиманском саду» повествует о тяжелом душевном томлении Спасителя накануне крестных страданий. В картине Перова нет изображения лица Христа. Спаситель здесь изображен лежащим ничком, именно это положение Иисуса во время молитвы описано в Евангелие от Матфея: «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39). В этой молитве явилось великое смирение Христа перед волей Божией.
Художник, отказываясь от написания лика Спасителя, в большей степени сосредоточился на выявлении двойственной природы Христа: Божественной и человеческой. Мы видим природу, строения и саму фигуру Иисуса, которые прописаны художником достаточно объемно. Зритель почти физически осязает лежащую на земле фигуру Спасителя, Его спину, шею, плечи, раскинутые локоны темно-русых волос. Кисти Его вытянутых вперед рук напряженно согнуты, подобно кистям рук сползающего со склона человека, тщетно старающегося ухватиться за поверхность земли. Лунный свет высвечивает мертвенную бледность рук Спасителя, словно душа уже готовится оставить это тело.
Средний план картины представлен мощными стволами деревьев, ветвей которых мы не видим, перед нами лишь их массивные темно-коричневые стволы, которые как будто преграждают обратный путь Христа в город. При внимательном рассмотрении картины мы увидим, что эти мощные стволы деревьев образуют огромный крест, который тяжелым монолитом ожидает решения Христа.
История создания.
По своим идеологическим установкам, картина Перова занимает совершенно особое место в русской религиозной живописи XIX века. Церковная иконография не знает сюжета «Гефсиманский сад», но еще со времен Проторенессанса, он стал одним из излюбленных в творчестве станковистов. Возможно, их привлекал здесь сам момент минутной слабости Христа, что так присуща человеческой природе вообще.
В случае с Перовым ситуация совершенно иная. Художник сознательно обращается к данному сюжету, не ограниченному иконописным каноном. Художественный такт сказался у Перова в том, что автор нигде не переходит в толкование сюжета, стремясь лишь к передаче той особой, возвышенной атмосферы, в которой и происходит само молитвенное действо. Живописец стремится выразить не столько божественную природу Христа, представленного в человеческом облике, сколько пограничье между человеком и Богом.
Данное обстоятельство, как исходная позиция в самом отношении к евангельской теме, и составляет принципиальную новизну в русской религиозной живописи. Перов не идентифицирует себя с образом Христа, а становится сопричастником молитвенного состояния Спасителя. Это интимное движение души и привносит в атмосферу произведения исповедальную ноту, зазвучавшую мягко, тихо, но очень чисто. Недаром современники называли Перова «поэтом задушевных движений».
Отношение автора к вере.
В жизни любого общества иногда наступают моменты, когда необходимы перемены, инициаторами которых выступают отдельные личности, побуждающие общество к прозрению и воспитанию добропорядочности. В русской живописи Василий Перов один из первых художников, кто раскрывает, запретную среди многочисленных своих коллег, тему правды того времени, заглядывая во все потаенные уголки самобытного образа жизни угнетенного народа.
Обращаясь к религиозной теме, он создает несколько работ, среди которых: «Христос в Гефсиманском саду», «Снятие с креста» и «Распятие». Создание данных полотен уже само по себе есть акт духовный, не только в силу глубокой искренности пронизывающих автора религиозных чувств, но и потому, что написаны они художником, начавшим свой творческий путь с «разоблачительной» критики церкви. Можно утверждать, что эти работы несут на себе отпечаток не только общехудожественный, но и сугубо личный. Они стали своего рода символом покаянного возвращения художника на Истинный путь.
Исповедальность картин Перова есть прямое свидетельство преемственности искусства мастера, его духовной связи с идеологией художника Иванова. В ней воплотилась внутренняя потребность выражения собственных религиозных чувств и убеждений. Перов — первый русский художник, вставший на путь утверждения исключительно религиозного начала вообще в искусстве, а не только в исторической живописи. Картины Василия Перова имели огромное влияние на общество того времени, побуждая к новому осмыслению и пониманию мира, где присутствуют добро и справедливость.
Биография.
Василий Перов родился 21 декабря 1833 года в Тобольске, в семье барона Георгия Криденера. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился Василий Перов в Арзамасской школе живописи (1846 - 1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853 - 1861). Жил и работал в Москве, а в 1862 - 1864 годах в Париже (как пенсионер Академии художеств).
Перов был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Ранние картины живописца проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Проповедь в селе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862). Художник тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором. В зрелые годы колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866).
Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Живописец создал образы ряда известных деятелей русской культуры («Драматург Александр Николаевич Островский», 1871; «Писатель Владимир Иванович Даль», 1872). Портрет Федора Михайловича Достоевского кисти Перова (1872) считается лучшим живописным изображением писателя. Персонажи Перова, в том числе крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И.С.Камынин (1872), полны особой внутренней значительности, вне зависимости от своего социального и культурного статуса.
В поздний период своего творчества Перов стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875; «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880 - 1881) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871 - 1882 годах) были Н.А.Касаткин, С.А.Коровин, М.В.Нестеров, А.П.Рябушкин и другие художники. Скончался Василий Григорьевич Перов 29 мая (10 июня) 1882 года в селе Кузьминки (ныне Москва).
Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.