«Христос в Гефсиманском саду» - Веронезе Паоло
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Сюжет картины Паоло Веронезе повествует о тяжелом душевном томлении Спасителя накануне крестных страданий. В молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду о том, чтобы его миновала страшная участь, явилось великое смирение Христа перед волей Божией: «И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк.14:33-36).
На первом плане картины мы видим Иисуса и поддерживающего Его ангела, которого озаряет поток света, льющийся с небес. Изможденный Христос стоит на коленях, поникнув головой, но божественный посланник, обратив лицо ввысь, к свету, уверенно поддерживает Его. Позади них представлена коринфская колонна – обломок старой веры и символ стойкости человеческой. Античные руины находятся среди деревьев, под которыми безмятежно спят апостолы. Противопоставление молящегося Христа спящим апостолам наглядно выражает идею: «Дух бодр, плоть же немощна». Основная композиция произведения построена на основе антитезы: сон здесь выступает как символ духовной смерти человека, а бодрствование как работа над совершенствованием души. Контраст тьмы и света на переднем и заднем плане усиливает атмосферу тревоги и драматизма в картине.
История создания
Картина «Христос в Гефсиманском саду» первоначально была создана Веронезе для украшения храма Санта-Мария-Маджоре в Венеции. Но на сегодняшний день лишь несколько подлинных работ этого живописца можно увидеть в данном соборе. Остальные, более значимые произведения заменены копиями, а оригиналы отправлены в различные музеи.
Отношение автора к вере
Паоло Веронезе был не только талантливым и верующим человеком, но и глубоко думающим художником. Нередко создавая картины на древний религиозный сюжет, он пытался увидеть его через призму понимания жизни своих современников. Однако за такие «вольности» можно было поплатиться, что и случилось с художником.
В 1573 году, после создания полотна «Тайная вечеря» для монастыря Санти-Джованни-э-Паоло, художника вызвали в трибунал инквизиции на допрос. Его обвинили в чересчур вольной трактовке религиозной сцены и нашли картину весьма греховной. В композиции этого полотна, помимо Христа и апостолов, присутствует большое количество вельмож в дорогих одеждах, которые даже не смотрят в сторону Спасителя. Все они заняты более важными делами – поглощением еды, танцами, пением. Между тем, как известно, именно на этой последней трапезе Христос объявил, что один из присутствующих предаст Его. И в этой картине художник представил множество людей, готовых продать Господа за красивую одежду, вкусную еду и развлечения. Такая трактовка канонического сюжета – весьма вызывающее заявление автора, но будучи истинным христианином, он не мог не попытаться своим творчеством обратиться к душам современников, даже если за это последует наказание.
Биография
Паоло Веронезе, чье настоящее имя - Паоло Кальяри, родился в 1528 году в итальянской Вероне, в семье каменотеса Габриеля и его жены Катерины, у которых он был пятым сыном.
Вероятно, художественные способности у Паоло проявились рано. Первоначально он учился у архитектора Микеле Сан Микеле, но эта профессия ему не понравилась. Вскоре он перешел в мастерскую художника Антонио Бадиле, который к тому же являлся ему дядей.
В 1550-х годах Веронезе уже занимался монументальной живописью, считался мастером стройной композиции и непревзойденным колористом. Вскоре его пригласили поработать над украшением Дворца дожей в Венеции. А после росписи плафонов в библиотеке Сан Марко определилась его судьба – с того момента и до конца своих дней Веронезе работал в жанре монументально-декоративной росписи.
До 1555 года художник жил в родной Вероне, а после получил заказ расписывать церковь Святого Себастьяна и опять отправился в Венецию.
Творческая деятельность художника в этом городе произвела необычайный фурор. Веронезе расписывал фрески, храмы, церкви, писал портреты. Его произведения очень впечатляли современников.
В 1560 году, будучи в Риме Веронезе познакомился с произведениями Микеланджело и Рафаэля.
В 1566 году он женился на дочери своего дяди и учителя Антонио Бадиле. Паоло оказался заботливым и любящим отцом своих 4 детей и одного из сыновей он назвал в честь своего отца - Габриелем.
В 1580-х Веронезе приобрел имение, где поселился с женой и детьми, но уже вскоре заболел воспалением легких.
19 апреля 1588 года Паоло Веронезе скончался в Венеции и был похоронен в церкви Святого Себастьяна.
Составитель текста: Светлана Королева.