Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Цикл «Страстей Христовых» Александр Иванов разрабатывает последовательно и начинает с сюжета Тайной вечери. Эскиз «Христос в Гефсиманском саду» – третий в этой цепи. После прощальной трапезы с учениками Иисус отправляется в Гефсиманский сад, свое любимое место, которое неоднократно упоминается в Новом завете. Он идет туда, чтобы провести в молитве последние минуты перед предательством Иуды и своим арестом. Как повествуют евангелисты, Христос трижды взывает к Богу, чтобы Его минула Чаша страданий. Лишь апостол Лука добавляет, что к Иисусу был послан ангел-утешитель, который укреплял Сына Божия: «Явился же Ему ангел с небес и укреплял Его». (Лк. 22:43). Присутствие ангела и коленопреклоненного Христа в иконографии «Моления о чаше» традиционно. Александр Иванов отходит от привычной композиции и создает свою трактовку евангельского сюжета.
Густой сад погрузился в ночную мглу, вдали виднеются белоснежные стены города, и в южных темных зарослях лишь двое — Иисус и юноша в светлых одеждах. Ангел утешает Христа, он простирает победно правую руку, а левой держится за грудь, сострадая Спасителю. Его облик непривычен, странен, он без крыльев, в необыкновенном одеянии, светящийся, полупрозрачный. Христос покорный, отступающий, в кроваво-красном хитоне, принимает ангельскую весть.
Нина Дмитриева в своем искусствоведческом исследовании «Библейские эскизы Александра Иванова» относит рисунок «Христос в Гефсимании» к не самым удачным акварелям мастера. Однако этот эскиз следует рассматривать в паре с картиной «Явление Христа Марии Магдалине».
Эскиз — обратное отражение картины, как бы его негатив. Христос в Гефсимании и Мария Магдалина — суть одно, человеческое естество, человеческая боль, ожидание, воззвание. Ангел и воскресший Господь — это также единый, неразрывный образ победы неба над земной реальностью. Расположение фигур в обеих композициях совпадает. Радость Марии о воскресении Учителя возвращает нас к вольной жертве, на которую согласился Спаситель, покорно опустив руки в эскизе Гефсимании.
История создания.
В последнее десятилетие своей жизни, в 1849–1858 годы, Александр Иванов трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы».
Художник мечтал поучаствовать в росписях Храма Христа Спасителя, но заказ был отдан К. Брюллову, что побудило Александр Иванова придумать свой проект, посвященный религиозным сюжетам Ветхого и Нового Заветов.
Он хотел расписать фресками некое здание, которое должно было быть чем-то средним между «храмом искусства» – прообразом музея - и «храмом философии». Эскизами к этим ненаписанным фрескам стало несколько сотен акварелей. Проект подобного «Храма человечества» был утопией. Задуманный цикл был призван «увенчать все усилия ученых и антиквариев», представив библейский мир в той интерпретации, которую предлагала новейшая литературная ученость.
Александр Иванов был очень впечатлен книгой «Жизнь Иисуса» Д. Штрауса. Кроме того, художник увлекся библейской археологией и источниковедением, зарисовывая христианские памятники Италии.
Иванов ищет через свои эскизы форму воспроизведения библейской реальности. По тонкому замечанию одного из исследователей, которое приводит М. В. Алпатов в своем труде, «древневосточные элементы введены органически в стиль эскизов, воздействуя на него так же, как воздействовали они в свое время на эллинизм при сложении византийского искусства».
Библейские эскизы Александра Иванова, плод его многолетних размышлений над Ветхим Заветом и Евангелием, были признаны такими критиками, как А. И. Бенуа и В. В. Стасов, вершиной его творчества, превышающими по мастерству полотно «Явление Христа народу».
Сергей Иванов, брат художника, писал: «Эти композиции делались моим братом в продолжении восьми лет, т. е. с 1849 г. до начала 1858 года, времени поездки моего брата в Петербург и его кончины. Первым и главным, конечно, служит самый рисунок, освободившийся от всякой манерности и делавшийся легким и покорным выражением мысли». Под манерностью Сергей понимал отход от подражания итальянским мастерам, на котором настаивал русский академизм. Теперь у Александра Иванова появляется свой собственный стиль. Он обретает свободу от академической рутины, что отражается в самых простых, ничем не стесняемых поворотах и положениях героев. Пейзаж перестает быть калькой с итальянских местностей – римских, тосканских. Библейские пейзажи в эскизах носят на себе отпечаток не только Востока, Палестины, живо перенося зрителя в местность, где на самом деле происходили события Священного писания.
Отношение автора к вере.
Религиозно-историческая тематика – основная в творчестве Александра Иванова. Писатель и друг художника Н. В. Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» так описал Александра Иванова в период его работы над полотном «Явление Христа народу»: «умер для всего в мире» и «ведет жизнь истинно монашескую, корпя день и ночь над своей работой и молясь ежеминутно».
По словам И. С. Тургенева, художник «молится ежеминутно» и «знает Библию от слова до слова». Тем не менее, связи Александра Иванова с А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским породили толки о религиозной разочарованности художника к концу жизни. Здесь следует обратить внимание на исторические реалии 1850-х годов. Религиозное свободомыслие не приветствовалось, государственная цензура носила как светский, так и церковный характер. И главное, «ослабление веры», на которое сетовал художник, не помешало ему создать большую серию библейских эскизов. Подобный парадокс духовного пути художника свидетельствует скорее о сложности и многогранности его религиозного чувства.
Всю жизнь Иванова наполняла и вела идея изобразить Христа, Его жизнь и учение, влияние на народ и распространение проповеди. В «Эскизах» Иванов изобразил немало сцен из жизни Христа и учеников, но все, что тут есть значительного и великого, коснулось только исторической и бытовой стороны событий. Какой разительный контраст представляют собою иллюстрации Иванова к Ветхому Завету - живые, эмоциональные, вдохновленными тщательным изучением библейской археологии.
Биография.
Александр Иванов (1806–1858 гг.) родился в семье художника, профессора живописи Императорской Академии Художеств Андрея Ивановича Иванова. С детства воспитывавшийся в атмосфере творческого поиска и диалога, в одиннадцать лет мальчик поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. Он учился там при поддержке Общества поощрения художников и под руководством своего отца.
За успехи в рисовании Александр получил две серебряные медали, был награждён малой золотой медалью за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году он получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за полотно «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».
Общество поощрения художников решило послать Александра Иванова за границу для дальнейшего усовершенствования мастерства, с условием, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив договор, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим.
В Италии Иванов первым делом сосредоточился на копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и написании эскизов на библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но, прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы на менее масштабном произведении. Так в 1834—1835 годах появилась картина «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Эта работа имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.
Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836–1857 гг.), и только в 1858 году художник решился представить полотно в Санкт-Петербурге. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность.
В хлопотах о дальнейшей участи своей картины Иванов, и так не отличавшийся крепким здоровьем, окончательно истощил организм, поэтому легкой простуды оказалось достаточно для того, чтобы свести его в могилу. Он умер после кратковременной болезни 3 июля 1858 года и, при большом стечении народа, был погребен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Впоследствии останки художника перезахоронили, и ныне его могила находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Автор текста: Надежда Анатольевна Завальная.