yandex

Христос в Гефсиманском саду - Архип Иванович Куинджи

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Христос в Гефсиманском саду
Христос в Гефсиманском саду
Автор: Архип Иванович Куинджи
Местонахождение: Воронцовский дворец-музей в Алупке
Произведение: Христос в Гефсиманском саду
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Русский модерн
Дата создания: 1901 г.

Описание произведения.

Картина «Христос в Гефсиманском саду» — единственное полотно, созданное Архипом Ивановичем Куинджи на библейскую тему. Однако сюжетным это произведение назвать нельзя.

Христос изображен выходящим из сада. Закончена молитва Отцу о даровании сил испить Чашу. В тени деревьев еле различимы фигуры Иуды и стражников, готовых арестовать Иисуса: «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошёл Сам и ученики Его. Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими. Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная всё, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю». (Ин.18:1-6).

Куинджи, отталкиваясь от Библейского сюжета, создаёт картину, полную напряжения и молитвенного спокойствия одновременно. Полотно лаконично, отличается тёмным колоритом. Взгляд зрителя едва способен разглядеть в ночном мраке и тени деревьев притаившиеся фигуры людей. Задний план картины решён в холодных синих и зелёных тонах, передний — в тёплых, коричневых и красноватых.

Христос на полотне окружён светом — здесь явно прослеживается евангельская мысль о том, что Господь и есть свет: «Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). Фантастическое лунное сияние, характерное для произведений Архипа Куинджи, очерчивает фигуру Спасителя и немногих его последователей — ребёнка и троих взрослых: «… а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». (Ин 3:21). Фигуры воинов, напротив, находятся во мраке и едва улавливаются взглядом.

Картина безмолвна, словно весь мир замер перед страшной минутой, перед созерцанием одинокой фигуры Христа, ставшего на путь страданий и спасения человечества. Интересная деталь: от Спасителя на дорогу ложится тень, вторая тень — чуть сзади. Если приглядеться, то можно различить очертания головы и плечей. Кто-то невидимый зрителю находится невдалеке от Христа, он также освещён лунным светом, но мы не видим его. Иисус Христос на картине Куинджи трагически одинок и кто-то, находящийся неподалеку, чья тень почти касается Его одежды, только усиливает это впечатление.

История создания.

Осенью 1901 года в Санкт-Петербурге состоялась удивительная выставка. На ней были представлены четыре картины Архипа Ивановича Куинджи. Двадцать лет он «молчал», никому не показывал своих новых работ. О его жизни в этот период ходили разные, самые нелепые слухи: Куинджи стал землевладельцем, коммерсантом, бросил живопись, исписался…

И вот — выставка. Куинджи пригласил лишь нескольких своих учеников, а затем друзей, профессоров Академии художеств и Дмитрия Ивановича Менделеева с женой. Картины «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду», «Берёзовая роща», «Днепр утром» — произвели на зрителей невероятное впечатление. Но более других поражал «Христос в Гефсиманском саду». Вот как описывает своё впечатление Иероним Ясинский, в статье «Магический сеанс у А.И. Куинджи»: «Опять собрался в складки чёрный коленкор — и мы увидели тёмный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-тёмно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый тёмным лунным светом, шествовал Спаситель мира. Это — не лунный эффект, это — лунный свет по всей своей несказанной силе, золотисто-серебряный, мягкий, сливающийся с зеленью деревьев и травы, и пронизывающий собою белые ткани одежды. Какое-то ослепительное, непостижимое видение…».

Полотно потрясло современников. В начале XX века многие живописцы пробовали создавать картины на тему Ветхого и Нового Завета. Но картина «Христос в Гефсиманском саду» не была похожа ни на одну работу других художников, как не похож всю жизнь был автор картины, «дикарь» и самоучка Куинджи. Жуткое одиночество Христа на полотне картины, возможно, автобиографично.

Отношение автора к вере.

Архип Иванович Куинджи был православным, глубоко верующим человеком. Федор Михайлович Достоевский называл его картины «застывшей молитвой». Илья Репин писал, что взирающие на картину Куинджи повергались в молитвенное состояние. Действительно, природа на холстах Архипа Куинджи не вызывает ни восторга, ни умиления, только молитву. Это отражение духовного состояния художника — молитва Всемогущему и Всемилостивому Творцу.

Вся живопись Куинджи глубоко символична и эмоциональна. Например, в цикле «После дождя» не прояснившееся небо — огромное, тёмное, словно каменное, на его фоне мелкими и незначительными кажутся глинобитные домики вдалеке — шаткость, временность человеческой жизни перед лицом вечности. Проступающая вечность может быть не только грозной, ветхозаветной, но и чистой, радостной, любовной, как божественная чистота и прозрачность картины «Днепр утром» или «Радуга».

Но вера его не только в живописных полотнах мастера, но в его делах. Куинджи поддерживал своих учеников. На собственные средства выкупил участок земли в Крыму, который использовался для пленэров молодых художников. Им же, начинающим, безвестным и бедным, сдавал бесплатно апартаменты на Васильевском острове.

Жили они с женой, которая во всем и всегда поддерживала мужа, очень скромно, но тратили большие средства на благотворительность. Огромные суммы жертвовались на выдачи ежегодных премий в Академии художеств, Императорском обществе поощрения художеств, Обществе имени А.И. Куинджи. «Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние», — вспоминал Николай Рерих, ученик Куинджи. Сам Архип Иванович писал: «Это… это что же такое? Вот если денег нет, то значит — будь голоден, болен и учиться нельзя, как было со мной…».

Вместе с женой Верой Куинджи часто посещал Валаам. Здесь прошло его свадебное путешествие. Известно, что Куинджи много общался с игуменом Спасо-Преображенского мужского монастыря о. Дамаскином.

Биография.

Несмотря на то, что Куинджи был прославленным живописцем, известным мастером, в его биографии немало белых пятен. Например, неизвестна точная дата его рождения, называются 1840, 1842 и 1843 годы. Точно известно, что родился будущий прославленный художник в Мариуполе (Украина). Происходил из обрусевшей греческой семьи, рано осиротел и воспитывался у родственников.

С десяти лет Куинджи работал, поэтому не получил никакого систематического образования. Пас гусей, служил у строительного подрядчика, затем у торговца хлебом Дуранте (по другой версии – Аморетти). Именно он, заметив пристрастие Архипа Ивановича к рисованию, дал молодому человеку рекомендательное письмо к И.К. Айвазовскому. В 1855 году Куинджи пешком — денег на проезд у него не было — отправляется в Общую художественную мастерскую прославленного мариниста в Крым. Здесь он изучает основы живописного мастерства. До конца жизни Архип Куинджи называет себя учеником Айвазовского.

С 1856 года Куинджи работает в мастерской фотографа, продолжая заниматься живописью самостоятельно. Чуть позже переезжает в Петербург, где посещает пейзажный класс Академии художеств в качестве вольнослушателя. Сближается с художниками-передвижниками: И.Е. Репиным, В.М. Васнецовым, И.Н. Крамским. Некоторое время находится под влиянием их идей, пишет «Осеннюю распутицу» (1872) «Забытую деревню» (1874), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875). Академического курса он не окончил, но в 1878 году получает звание классного художника I степени.

В 1873 году Архип Иванович пишет «На острове Валааме» и «Ладожское озеро». В этом же году в «Обществе поощрения художеств» Куинджи выставляет картину «Снег», а в 1874 получает за неё бронзовую медаль на международной выставке в Лондоне.

В 1875 году художник венчается с Верой Кетчерджи-Шаповаловой, после свадьбы молодожены отправляются на Валаам. В том же году Куинджи выставляет картину «Степь», а в 1876 году — «Украинскую ночь». Многих поражала иллюзия лунного света, зрители заглядывали за полотно в поисках скрытой лампы, называли Куинджи «мастером света». В 1879 году Куинджи представляет публике «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя».

В октябре-ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств состоялась выставка одной картины Куинджи — «Лунная ночь на Днепре». Картину мечтали приобрести многие коллекционеры, но Архип Иванович продает её Великому Князю Константину Константиновичу за колоссальную сумму в пять тысяч рублей. Великий Князь взял произведение любимого художника с собой во время кругосветного путешествия, и это стало ошибкой: краски на полотне потемнели.

В 1881 году состоялась моновыставка картины «Берёзовая роща» (1879), в 1882 году Куинжди представляет публике «Днепр утром» (1881). И вновь неоднозначная реакция публики: одни обвиняют художника в стремлении к дешёвым эффектам, например, что он пишет природу сквозь цветные стекла или подсвечивает свои картины, другие — восхищены иллюзией света и называют художника «русским Моне».

Между тем художник продолжал напряженно работать. Превратился в «подмастерье живописи», упорно искал новые пигменты и грунтовые основы для красок, новые живописные приёмы, способы достоверной передачи света на полотне. Много экспериментировал, его мастерская напоминала лабораторию химика, а не художника. Советовался с Д.И. Менделеевым и Ф.Ф. Петрушевским.

После поездки на Кавказ Куинжди создает горные пейзажи. В последнее десятилетие своей жизни пишет «Радугу» (1900—1905), «Красный закат» (1905), «Ночное» (1905—1908). За годы «затворничества» в общей сложности создает более 500 этюдов и набросков.

С 1894 по 1897 год Куинджи — профессор-руководитель пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Прекрасный преподаватель, он учил молодых художников избегать подражательности, опекал и заботился. После его смерти, многие ученики художника просили похоронить себя рядом с учителем.

Скончался Архип Иванович Куинджи 11 (24) июля 1910 года в Санкт-Петербурге.

Автор текста: Кокорева Ксения Николаевна.

Оставить комментарий