Видение пророка Иезекииля - Врубель Михаил Александрович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Видение пророка Иезекииля
Видение пророка Иезекииля
Автор: Врубель Михаил Александрович
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Произведение: Видение пророка Иезекииля
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Символизм
Дата создания: 1906 г.

Описание произведения.

Последнее произведение Врубеля отсылает нас к книге пророка Иезекииля. Его пророческое служение начинается с видения славы Божией в виде колесницы, в которую запряжены четыре крылатых существа — тетраморф. Каждое из четырёх существ имело подобие четырёх лиц (ангел, телец, орёл, лев), четыре взаимно соприкасающихся крыла и сверкающие металлические ноги с копытами (Иез. 1:6). Конструкция завершалась полусферой (Иез. 1:22), тогда как в основании его находились колёса с глазами: «И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри его вокруг, а под сводом, который над головами их, было подобие престола, по виду как бы из камня сапфира, и над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем». (Иез. 1:26).

В христианстве видение это, по объяснению святых отцов, считается прообразом четырех евангелистов, просветивших весь мир евангельской проповедью с разумом ангела, с силою львиною, с покорностью тельца, с высоким пареньем духа, подобном орлиному. Полотно Врубеля также загадочно, как и текст Священного писания. Вся картина испещрена всевозможными знаками, странными символами, покрыта сизой дымкой тумана. Сквозь эту дымку проглядывают таинственные очертания животных и неземных существ. В центре художник изобразил то самое «подобие человека», заносящего острый меч. Какова интерпретация загадочных символов и образов, запечатленных Врубелем, остается лишь догадываться - произведение осталось незаконченным.

История создания.

Биографы нередко вспоминают мрачное предзнаменование, бывшее молодому Врубелю, когда он только-только приехал в Киев: разыскивая Кирилловский храм, он спросил, как добраться до него. Ему ответили: «Скажите извозчику, чтобы отвез Вас к дому умалишенных». Оказалось, что храм располагался на территории психиатрической больницы, в которой девятнадцать лет спустя Михаил Врубель окажется пациентом. Именно там, будучи тяжело больным, пребывая в постоянной борьбе за просветление души и разума, художник создает свое последнее произведение - «Видение пророка Иезекииля». Можно заметить, что в искусстве Врубеля явно прослеживается круговая завершенность: начав творчество с религиозной тематики, он и закончил ею, написав последней картину на библейский сюжет. Своим героем Михаил Врубель выбрал пророка Иезекииля и горячился, изумляясь, как неверно понимают его столь ясно описанное в Библии видение. Мастер очень боялся возвращаться к образам Христа и Богоматери, так как считал, что он недостоин того. Поэт Брюсов, приходивший к Врубелю в клинику, вспоминал следующие слова художника: «Очень мучила Врубеля мысль о том, что он дурно, грешно прожил свою жизнь, и что в наказание за то, против его воли, в его картинах оказываются непристойные сцены. “Это дьявол делает с моими картинами. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил”».

Последняя картина Врубеля была написана художником в то время, когда он практически лишился зрения. Но, несмотря на это, почерк художника ощущался в каждом штрихе. Они создают ощущение движения и динамики. Границы между переходами цветов чётко соблюдены, благодаря им форма произведения кажется более многогранной.

Отношение автора к вере.

«Если долго всматриваться в бездну, она начнет смотреть в тебя»- эта известная фраза философа довольно точно отражает то, что произошло на духовном пути Михаила Врубеля. С юных лет будущий художник был глубокой и ранимой натурой, рано полюбил красоту и тонко ее чувствовал. Врубель имел сильный и особый дар, но в то же время какую-то беззащитность души перед силами тьмы. В своем творчестве он стремился разглядеть нечто за гранью видимого мира и приблизиться к эстетическому идеалу, о котором говорили символисты. Безусловно, художник был человеком своей эпохи. Тогда в России появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше. Становилась модной драматургия Ибсена. Культивировался новый герой, свободный, мощный. Человек, имеющий действенную волю, чтобы противостоять обществу, которое пытается поработить и обезличить его.

Для Врубеля творец, художник — всегда был над толпой. Оттого обреченность на непонимание и бесконечное одиночество художника. Отец Врубеля писал о сыне: «В разговорах обнаруживал неимоверное самомнение как о художнике, творце и вследствие этого не допускал никакого обобщения, никакой мерки, никакого сравнения его — художника — с людьми обыкновенными». Тоска врубелевского Демона - это тоска интеллигенции на сломе веков. Это была категория людей, делающих идола из искусства, обожествляющих себя как творцов. Александр Блок писал о Врубеле так: «Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением». Нужно признать, что это страшные слова, которые в полной мере отражают трагедию великого мастера модерна, направившего свой талант в очень опасное русло.

Беда в том, что возвышенная миссия нового героя часто сметает на своем «высоком» пути обыкновенных людей и, вообще все человеческое. Врубель — тревожная, зрячая душа. Он пленился демоном, но демон оказался лжепророком. За всеми его соблазнами на деле лежала пустота, бездна. Врубель душой коснулся этой страшной пустоты и заплатил за это знание слишком дорогой ценой — разрушением души.

Биография.

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 г. в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи. По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского университета.

Осенью 1880 г. был принят в Академию художеств. В 1884 г. Врубель уехал в Киев — для участия в реставрации Кирилловской церкви XII в. и росписи Владимирского собора. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» (обе 1886 г.). Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон Врубель побывал в Венеции и копировал там фрески.

В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля. Сделанные им эскизы росписи Владимирского собора «Надгробный плач», «Ангел с кадилом и свечой» показались комиссии неканоническими, и в работе Врубелю было отказано.

В 1889 г. художник приехал в Москву; здесь он познакомился со знаменитым меценатом С. И. Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном (сидящим)» (1890 г.), иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Ю. Лермонтова (1891 г.).

Поначалу картины Врубеля враждебно восприняли даже образованные люди — настолько его искусство с острыми экспрессивными формами, отражающими трагизм авторского мироощущения и болезненный внутренний надлом, нарушало привычные нормы живописи. Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь.

Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер «Снегурочка» и «Садко», панно «Богатырь», «Царевна Лебедь». Символическими являются полотна «Сирень», «Пан», «К ночи», а также «Демон поверженный» (1902 г.).

С 1902 г. начались долгие годы душевной болезни. В редкие просветы художник писал портреты, графические натюрморты, создал одну из лучших своих работ — пастель «Жемчужина» (1904 г.). Неоконченным остался портрет поэта В. Я. Брюсова (1906 г.) — во время работы над ним Врубель ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присудили звание академика.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.

Оставить комментарий