Иисус и самарянка у колодца - Блох Карл Генрих

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Иисус и самарянка у колодца
Иисус и самарянка у колодца
Автор: Блох Карл Генрих
Местонахождение: Национальный исторический музей, Замок Фредериксборг, Дания
Произведение: Иисус и самарянка у колодца
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Академизм, религиозная живопись
Дата создания: 1865-1879 гг.

Описание произведения

Беседа Иисуса и женщины-самарянки, записанной евангелистом Иоанном, послужила основой произведения датского живописца Карла Блоха. На картине изображён жаркий полдень. Иисус, направляющийся из Иудеи в Галилею, присел отдохнуть у колодца в Самарии. Ученики, которые сопровождали Господа, ушли в город (Сихарь), чтобы купить еды. В это время к колодцу подошла женщина с водоносом. Иисус попросил почерпнуть воды и для Него, так начался их разговор. Самарянка с удивлением слушает слова Христа, кажется, она забыла о том, что пришла наполнить сосуд.

Самаряне не имели общения с иудеями по причинам политическим и религиозным. Однако для Господа не представляло разницы происхождение человека и его положение в обществе. Он пришёл принести спасение всем погибающим во грехе людям. Женщина нуждалась в живой воде, в Слове Божьем, в поклонении Богу в Духе и истине, а не на конкретной горе. В своей работе Карл Блох показал Христа, спокойно и неторопливо говорящего о Царствии Небесном простой самарянке, чья жизнь была далека от праведности. Он не осуждает её за количество мужей, а даёт понять, что принимает ее такой, какая она была. Иисус возвещает женщине, что Он и есть тот Мессия, которого все ждут.

Художник продемонстрировал на картине не только умение тонко чувствовать различные моменты из жизни Христа, но и свой талант в пейзажной живописи. Залитый ярким солнцем луг, затянутое светлой дымкой небо, всевозможные оттенки зелёного цвета, играющие на листьях деревьев – всё это создаёт размеренную и умиротворенную атмосферу казалось бы обыкновенного дня. Но именно в такой, ничем не примечательный день самая обычная женщина, пришедшая набрать воду из колодца, встречается с Богом. И не только она, но и многие самаряне после этого уверовали во Христа, поскольку Слово Божие не остается тщетным. Прекрасная иллюстрация кисти Карла Блоха показывает, сколь неожиданна и чудесна может быть встреча со Христом и как важно иметь открытое сердце, чтобы услышать то, что Он говорит.

История создания

Произведение Карла Блоха, иллюстрирующее разговор Иисуса Христа с женщиной из Самарии у колодца, является частью самого масштабного проекта за всю творческую деятельность мастера. В 1865 году он начал цикл картин (всего их было 23), которые затем украсили молитвенный зал королевского дворца Фредериксборг. Художник работал по заказу датского предпринимателя и мецената Я. К. Якобсена, который оплачивал восстановление здания после пожара. Это был поистине подвиг живописца, на завершение всей работы у него ушло целых четырнадцать лет. Полотна были написаны по основным моментам из жизни Христа и охватывали весь Его земной путь от рождения и до крестной смерти.

До сих пор эти картины можно наблюдать во дворце, они так и остались достоянием Дании, родины Карла Блоха. Шедевральные произведения послужили основанием считать автора одним из лучших художников, когда-либо изображающих события из жизни Иисуса Христа. Кажется, что именно в этих иллюстрациях и находилось главное предназначение живописца, которому он посвятил немалую часть своих трудов.

Отношение автора к вере

Несмотря на то, что Карл Блох в своём творчестве обращался к различным жанрам и сюжетам, писал картины на повседневные сцены, принимал заказы на портреты, всё же главным направлением его деятельности была религиозная живопись. Художник расписывал внутреннюю часть храмов, создавал отдельные произведения на основе Писания. Но главным делом его жизни считается проект из 23-х полотен, изображающих различные эпизоды из Евангелия о жизни Иисуса Христа.

Именно на протяжении тех четырнадцати лет, во время которых Блох усердно работал над картинами, происходил внутренний поиск Бога в сердце мастера. Кажется, он лично проживает все моменты, связанные с земным путём Господа. Христос становится путеводной звездой для художника. В Нём он обретает успокоение от мирских забот. Столь искренние и проникновенные произведения о Спасителе подвластны лишь тому, чья вера в Него глубока и крепка. Об этом говорят и слова Ганса Христиана Андерсена, обращенные к Блоху: «Что Бог создал на твердой скале, не будет отметено!». Карл Блох считается одним из лучших живописцев, которые когда-либо иллюстрировали события из жизни Христа.

Биография

Карл Генрих Блох появился на свет 23 мая 1834 года в семье, совершенно далёкой от мира искусства. Его отец успешно занимался торговлей, а мать во всём поддерживала супруга. Своему сыну они прочили будущее морского офицера, что должно было принести ему обеспеченность и твердое положение в обществе. Однако маленький Карл был с детства увлечен рисованием и уже тогда мечтал стать известным художником. Вопреки воле родителей он поступил в Королевскую Датскую Академию искусств в 1855 году, где обучался живописи под руководством Вильгельма Марстранда. Врождённый талант, а также трудолюбие и усердие молодого художника принесли свои плоды.

Будучи студентом, он принимал участие в различных выставках, а в его работах преобладали бытовые и пасторальные сюжеты. В 1859 году Карл Блох был награждён грантом от Академии, который он использовал для заграничных поездок с целью совершенствования мастерства. Блох посетил Францию, Голландию и Италию, где знакомился с творчеством выдающихся мастеров. Особое влияние оказали на него работы Рембрандта, у которого он заимствовал определенный драматизм сюжетов и игру светотени. Находясь в Италии, художник уделял внимание мифологической живописи. Его картина «Освобождённый Прометей» (1865 г.) принесла К. Блоху признание и популярность.

Вернувшись на родину, живописец принял участие в росписи церемониального зала Копенгагенского университета, а затем, часовни дворца Фредериксборг. В этот период Карл Блох создал 23 картины со сценами из жизни Христа, которыми до сих пор приезжают полюбоваться начинающие художники, чтобы его вдохновиться техникой исполнения. Блоху принадлежит также роспись восьми алтарей в часовне.

Находясь в Риме, К. Блох сочетался браком с Альмой Трепка, которая родила ему восемь детей. Казалось бы, жизнь художника была полной чашей: любимая семья, успешная творческая деятельность, многочисленные заказы и возможность реализации себя через искусство. Однако в 1886 году неожиданно скончалась супруга Блоха, что очень повлияло на его состояние. Он пережил свою жену всего на четыре года. Его не стало 22 февраля 1890 года. До сих пор он считается одним из выдающихся и признанных мастеров не только в Дании, но и во всём мире.

Автор текста: Татьяна Абрамова.

Оставить комментарий