Белое распятие - Шагал Марк Захарович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Белое распятие
Белое распятие
Автор: Шагал Марк Захарович
Местонахождение: Чикагский художественный институт
Произведение: Белое распятие
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Примитивизм (наив)
Дата создания: 1938 г.

Описание произведения

На картине «Белое распятие» живописец представил образ распятого Христа, как главный символ трагедии еврейского народа. На это указывают многочисленные детали: вместо тернового венца на голове распятого мы видим талес - элемент молитвенного облачения иудеев, у ног Христа горит еще один священный предмет иудеев- семисвечник менора. Можно утверждать, что Шагал был первым художником, визуально вернувшим Иисуса в мир иудейской традиции.

Внизу креста художником представлены ужасающие сцены издевательств нацистов над мирным населением, а также сцены поругания иудейских святынь. Гитлеровец поджигает синагогу и вырывает свитки Торы из ящика. На ноябрьский снег брошены ритуальные подсвечники— символы еврейского сопротивления еще со времен восстания Маккавеев. Справа внизу на снегу дымится подожженный свиток Торы. Рядом с ним изображен еврей, который в прямом смысле пытается «выбежать» из картины. У нижнего края полотна — женщина с ребенком на руках, единственная фигура, прямо смотрящая на зрителя с вопросом: что же делать, куда бежать? Не случайно в середине композиции Шагал изображает корабль, как надежду на спасение. Однако, понимая, каким призрачным является этот шанс избежать кровавой участи, Шагал изображает корабль совсем маленьким, а его пассажиров — обездоленными и изможденными.

В верхней части полотна расположились ветхозаветные персонажи, которые скорбят при виде ужасных сцен насилия и осквернения. Также на картине можно заметить красные коммунистические флаги. Глубоко трагичен сюжет в левом нижнем углу полотна – еврей с распростертыми руками. На его груди мы видим белую табличку, которая ранее представляла надпись на идише: «Я еврей». Но Шагал решил её закрасить, так же как и свастику на рукаве сжигающего синагогу нациста.

Фигура же Христа становится для художника связующим звеном, олицетворяющим любви без насилия.

История создания

Одно из лучших и трагических полотен Марка Шагала «Белое распятие» написано художником в ноябре 1938 года после еврейских погромов в Германии, вошедших в историю как «Хрустальная ночь». Тогда были сожжены и разгромлены 267 синагог, тысячи домов и магазинов, принадлежавших евреям; 91 человек был убит, сотни ранены и искалечены, около трех с половиной тысяч арестованы, и отправлены в концлагеря. Будучи евреем, Шагал глубоко переживал политическую обстановку в Европе, диктующую откровенный антисемитизм.

На картине Шагала трагедия не замкнута в локальных рамках: повторяющиеся мотивы — огонь, бегство — определяют всемирный масштаб еврейской катастрофы. Образ распятого Иисуса, который ассоциируется в современном мире с темой мученичества, становится для Шагала новым символом — переживающего смертные муки еврейства.

Пройдёт совсем немного времени, и сам живописец едва избежит концлагеря, и поэтому неудивительно, что многие его картины того периода отражают ужасающую действительность Холокоста.

Отношение автора к вере

Без сомнения в творчестве Марка Шагала явно прослеживается живое библейское послание миру. Великую миссию живописца Марк Захарович видел в том, чтобы поведать людям о великом промысле Творца и невероятной красоте созданного Им мира. Эту мысль как нельзя лучше подтверждают слова самого художника: «С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать». Потому его произведе

ния можно смело назвать глубокими философскими рассуждениями о земном и небесном.

Марк Шагал был исключительным художником, который еще на заре своего творчества смог обрести совершенно неповторимый стиль. Художественный язык мастера и по сей день вызывает горячие дискуссии. Но, несмотря на всю неординарность работ художника, выполненных в духе модернизма, исследователи отмечают их глубокую связь с традицией народной живописи. И это не случайно, ведь Марк Шагал имел искреннее уважение и любовь к своим истокам, и еврейской культуре в целом. Как человека его отличала житейская мудрость, которая парадоксальным образом сочеталась с детским восторгом перед жизнью.

В воспоминаниях «Моя жизнь» художник особенно не распространяется о своем духовном опыте, однако признается в том, что ни в церковь, ни в синагогу он не ходит, постов не соблюдает, молитв не читает…«работа - вот моя молитва» - нередко отвечал Марк Захарович. Но отстраненность от обрядовой стороны религии не исключала глубокий интерес мастера к духовным основам Священного писания: «Мне кажется, что совершенство в искусстве и жизни достижимо, если приникнуть к этому библейскому источнику. Если же руководствоваться логикой и заниматься голым конструированием, то ни в искусстве, ни в жизни не дождаться плодов». В итоге через весь жизненный путь, полный радостей и больших испытаний, Марк Шагал сохранил трепетное наивно-личное общение с Богом: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему». Этой близостью к Творцу проникнуты, созданные им образы Священного писания, которые изображены в знаменитом цикле под названием «Библейское послание». В нем художник теснейшим образом переплетает свою собственную судьбу с историей всего еврейского народа. Шагал дает возможность зрителю приоткрыть сокровенные тайники своей души и делает Священную историю по-настоящему близкой каждому.

Биография

Марк Захарович Шагал родился 7 июля 1887 г. в местечке Песковатики близ Витебска (Белоруссия) в семье грузчика рыбной лавки, где, кроме Марка, было ещё восемь детей. Получил традиционное религиозное образование на дому. В конце 1906 г. приехал в Петербург, где его наставниками стали Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих.

В 1910— 1914 гг. жил в Париже; в колонии художников «Улей» сблизился с авангардистами, в частности с поэтом Г. Аполлинером и художником Р. Делоне. В ранних картинах Шагала доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время вечные мотивы («Суббота», 1910 г.).

Со временем на первый план выходит тема страстной любви («Над городом», 1914—1918 гг.; «Ворота еврейского кладбища», 1917 г.). Резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты полотен, созданных Шагалом («Я и деревня», 1911 г.; «Автопортрет с семью пальцами», 1911—1912 гг.), оказали большое влияние на развитие сюрреализма.

В Москве художник сделал ряд больших настенных панно для Еврейского камерного театра (1920—1922 гг.).

С 1923 г. Шагал обосновался в Париже; в том же году в Берлине вышла книга его мемуаров «Моя жизнь».

В 1933 г. пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника.

В 1937 г. художник принял французское гражданство. По мере достижения пика славы манера Шагала становится всё легче и раскованнее. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930— 1939 гг.).

С 1955 г. началась работа над «Библией Шагала». В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили здания разных религиозных конфессий. Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями (росписи плафона Парижской оперы, 1964 г., Метрополитен-опера в Нью-Йорке, 1965 г., и др.) обновили язык монументального искусства.

Художник ушел из жизни 28 марта 1985 г. в городке Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).

Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.

Оставить комментарий