«Страшный Суд» - Антелами Бенедетто

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Страшный Суд»
«Страшный Суд»
Автор: Антелами Бенедетто
Местонахождение: Баптистерий Иоанна Крестителя, Парма, Италия
Произведение: «Страшный Суд»
Жанр: Рельеф
Год создания: Конец XII– начало XIII веков
Эпоха: Средние века, Романский стиль

Описание произведения

Мраморный рельеф «Страшный Суд» средневековый итальянский скульптор Бенедетто Антелами создал в конце XII– начале XIII веков для украшения люнета Западного портала пармского баптистерия. 

В центре композиции рельефа изображён восседающий на троне Христос Судия. Его ладони со стигматами подняты кверху, спущенный с правого плеча гиматий, обнажает на груди рану от копья Лонгина. Лицо Иисуса светло и спокойно, взгляд прямой. По правую руку от Христа представлены несколько фигур летящих Ангелов с радостными лицами. За ними, у края рельефа, изображён сидящий патриарх – возможно, Авраам. По левую руку от Христа Судии Ангелы держат массивный Крест с надетым на него Венцом.

В архивольте, прямо над фигурой Спасителя изображены два трубящих Ангела, а слева и справа от них, в райских кущах, представлены двенадцать Апостолов, которые будут «судить двенадцать колен израилевых» (Лк.22:30). По центру рельефа, размещённого в архитраве (перемычке тимпана) стоят ещё два Ангела Апокалипсиса с трубами. По обе стороны от них показаны мертвецы, выходящие из своих гробов на Страшный Суд.

Пластика Бенедетто Антелами, впитавшая влияние скульптурного стиля Южной Франции, античного и византийского искусства, замечательно передаёт, через присущий романскому стилю эффектный рисунок жестов и поз, внутреннюю экспрессию его героев. Библейские сцены, созданные мастером, наполнены динамикой и чувствами, понятными каждому.

История создания

            В конце XII столетия Бенедетто Антелами, как архитектор, занимается реконструкцией Дуомо Пармы и строительством Пармского баптистерия. Он же оформляет баптистерий и как скульптор, украшая его интерьер и порталы. В частности, для люнета портала Богоматери (Северного) мастер создаёт рельеф «Поклонение Волхвов», а для Судного (Западного)  – рельеф «Страшный суд».

         Архитектура Пармского баптистерия (1150–1270) представляет собой переход от романского к готическому стилю. Башня-октогон строилась и отделывалась очень долго из-за возникшего конфликта Пармы и Вероны, откуда поставлялся редкий розовый мрамор. Судя по сохранившимся записям, начало скульптурных работ в баптистерии датируется 1196 годом. 

Отношение автора к вере

Бенедетто Антелами был ревностным католиком, в остальном о его личной жизни известно крайне мало – тогда ещё биографии выдающихся мастеров при их жизни не писались. Об отношении художника к религии и о его вере можно судить по созданным произведениям. За свою долгую и, безусловно, весьма плодотворную жизнь, Антелами выполнил множество заказов иерархов католической церкви. 

Скульптурные композиции, созданные мастером на Библейские темы, эмоционально насыщены и художественно правдивы и, очевидно, выражают его настоящие чувства. В своих работах Бенедетто Антелами, с помощью весьма выразительных средств искусства романской эпохи, сумел передать и простые человеческие эмоции, и Высшую одухотворённость. 

Биография 

Бенедетто Антелами – средневековый архитектор и скульптор, крупнейший мастер романского стиля и один из немногих, известных по имени, деятелей искусства того времени, родился в Ломбардии около 1150 года.  

В конце XII века скульптура Северной Италии находилась под влиянием культуры Франции, в частности – Прованса, где Антелами изучал стиль и работы местных мастеров. Он познакомился с традициями французской скульптуры, с её тяготением к античным формам, а также богатством пластических приёмов, эффектным рисунком драпировок, экспрессией жестов и поз. Предположительно, он принимал участие в оформлении романской церкви Сен Трофим в прованском Арле.

Вернувшись на родину, в 1178 году Бенедетто Антелами создал для Дуомо Пармы рельеф «Снятие с креста» и оформил капители собора, в которых, кроме французской, очевидно влияние и античной скульптуры, а также традиций византийского искусства. Затем Антелами получает важный заказ на изготовление мраморного епископского трона для Пармского собора. В 1190 году, перед своей второй поездкой в Прованс, скульптор начинает работать над фасадом Кафедрального собора в Фиденце. 

В 1196 году Бенедетто Антелами принял участие, уже как архитектор, в реконструкции Дуомо и строительстве Пармского баптистерия. Искусствоведы предполагают, что он выполнил и значительную часть скульптурного оформлении баптистерия, создав рельефы в люнетах трех порталов («Поклонение волхвов», «Страшный суд», «Бегство в Египет», «Введение во храм» и др.). Антелами приписывается так же и рельеф «Мученичество Святого Андрея» в базилике Сант Андреа в Верчелли.

Умер мастер в 1230 году в Парме, в возрасте 80-ти лет. Продолжателями его традиций в архитектуре и скульптуре считаются известные итальянские мастера Никколо Пизано (1225–1287) и Арнольфо ди Камбио (1250–1301).

                                                             Автор текста: Марина Румянцева.




Оставить комментарий