Пророк Иезекииль - Антелами Бенедетто

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Пророк Иезекииль
Пророк Иезекииль
Автор: Антелами Бенедетто
Местонахождение: Кафедральный собор, Фиденца, Италия
Произведение: Пророк Иезекииль
Жанр: Статуя
Год создания: Конец XII века
Эпоха: Средние века, Романский стиль

Описание произведения

Мраморную статую Пророка Иезекииля средневековый итальянский скульптор Бенедетто Антелами создал в конце XII века для украшения Главного фасада Дуомо Фиденцы. 

Иезекииль – один из четырёх великих древних Пророков (Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил), его Книга пророчеств занимает в Ветхом Завете третье по значимости место. Он впервые упомянул и описал тетраморф – четыре образа над магической колесницей, предсказал падение и возрождение Иерусалима, и появление Мессии из рода Давидова. Иезекииль проповедовал и творил чудеса, обладал даром воскрешения из мёртвых. Был зверски казнён язычниками, которые привязали его к диким жеребцам и разорвали на части.

 Статуя Пророка Иезекииля, симметричная статуе царя Давида на Главном фасаде собора, изображает благородного мужа, стоящего во весь рост с небольшим поворотом корпуса влево. На нём – гиматий с множеством разнонаправленный тяжёлых складок, в руках – развёрнутый свиток с письменами, символ пророчества. Лик Иезекииля исполнен мудрости и благородства, его окружают собранные под ремешок гладкие волосы и длинная борода.

Пластика Бенедетто Антелами, впитавшая влияние скульптурного стиля Южной Франции, античного и византийского искусства, замечательно передаёт, через присущий романскому стилю эффектный рисунок жестов и поз, внутреннюю экспрессию его героев. Библейские сцены, созданные мастером, наполнены динамикой и чувствами, понятными каждому.

История создания

            В правой нише Главного портала Собора Святого Домнина (Дуомо Фиденцы) размещена статуя Пророка Иезекииля, созданная Бенедетто Антелами в конце XII столетия.  Здание собора, являющееся самым значимым в городе и памятником северо-итальянского (ломбардского) романского стиля, также было построено по архитектурному проекту мастера. 

            Антелами занимался и скульптурным оформлением Дуомо, которое, помимо множества рельефов на фасаде и в интерьере собора, включает и ряд скульптур. Кроме знаменитой скульптуры царя Давида в нём представлены статуи Мадонны с Младенцем, Пророков и Евангелистов. 

Отношение автора к вере

Бенедетто Антелами был ревностным католиком, в остальном о его личной жизни известно крайне мало – тогда ещё биографии выдающихся мастеров при их жизни не писались. Об отношении художника к религии и о его вере можно судить по созданным произведениям. За свою долгую и, безусловно, весьма плодотворную жизнь, Антелами выполнил множество заказов иерархов католической церкви. 

Скульптурные композиции, созданные мастером на Библейские темы, эмоционально насыщены и художественно правдивы и, очевидно, выражают его настоящие чувства. В своих работах Бенедетто Антелами, с помощью весьма выразительных средств искусства романской эпохи, сумел передать и простые человеческие эмоции, и Высшую одухотворённость. 

Биография 

Бенедетто Антелами – средневековый архитектор и скульптор, крупнейший мастер романского стиля и один из немногих, известных по имени, деятелей искусства того времени, родился в Ломбардии около 1150 года.  

В конце XII века скульптура Северной Италии находилась под влиянием культуры Франции, в частности – Прованса, где Антелами изучал стиль и работы местных мастеров. Он познакомился с традициями французской скульптуры, с её тяготением к античным формам, а также богатством пластических приёмов, эффектным рисунком драпировок, экспрессией жестов и поз. Предположительно, он принимал участие в оформлении романской церкви Сен Трофим в прованском Арле.

Вернувшись на родину, в 1178 году Бенедетто Антелами создал для Дуомо Пармы рельеф «Снятие с креста» и оформил капители собора, в которых, кроме французской, очевидно влияние и античной скульптуры, а также традиций византийского искусства. Затем Антелами получает важный заказ на изготовление мраморного епископского трона для Пармского собора. В 1190 году, перед своей второй поездкой в Прованс, скульптор начинает работать над фасадом Кафедрального собора в Фиденце. 

В 1196 году Бенедетто Антелами принял участие, уже как архитектор, в реконструкции Дуомо и строительстве Пармского баптистерия. Искусствоведы предполагают, что он выполнил и значительную часть скульптурного оформлении баптистерия, создав рельефы в люнетах трех порталов («Поклонение волхвов», «Страшный суд», «Бегство в Египет», «Введение во храм» и др.). Антелами приписывается так же и рельеф «Мученичество Святого Андрея» в базилике Сант Андреа в Верчелли.

Умер мастер в 1230 году в Парме, в возрасте 80-ти лет. Продолжателями его традиций в архитектуре и скульптуре считаются известные итальянские мастера Никколо Пизано (1225–1287) и Арнольфо ди Камбио (1250–1301).

                                                                 Автор текста: Марина Румянцева.





Оставить комментарий