yandex

Литургия Святого Иоанна Златоуста - Чайковский Петр Ильич

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Литургия Святого Иоанна Златоуста
Литургия Святого Иоанна Златоуста
Автор: Чайковский Петр Ильич
Произведение: «Литургия Святого Иоанна Златоуста»
Жанр: Молитва
Год создания: 1878 г.
Стиль:литургия

Описание произведения

«Литургия Святого Иоанна Златоуста» является одним из первых в истории отечественной музыки опытов обращения выдающегося композитора к полному литургическому циклу. В отличие от других авторов, Чайковский написал не только главные песнопения, но и все ектении, краткие молитвословия, все ответы клира на возгласы священнослужителей. Это повышенное внимание к каждой детали богослужения, в котором не может быть «мелкого» или «незначительного», отмечают все исследователи творчества Чайковского. Эта же внимательность к деталям проявилась в полностью выписанном окончании «Литургии». В последний номер (После возглашения «Со страхом Божиим…») входят песнопения «Благословен грядый», «Видехом свет истинный», «Да исполнятся уста», ектения, «Буди имя Господне» и др.

Полный цикл «Литургии» состоит из 15 номеров, названия которым дали не исполняемые песнопения, а соответствующие моменты священнодействия, чтения молитв, Священного Писания. Литургический цикл Чайковского отличается большой цельностью и внутренним единством: между отдельными номерами возникает множество интонационных перекличек, есть даже подобие лейтмотива (мелодия, впервые звучащая в песнопении «Милость мира» на слова «И со духом твоим»).

Композитора беспокоило состояние современной ему богослужебной музыки. Исследователь его творчества М. Рахманова пишет: «Чайковскому были в равной степени антипатичны и пышная торжественность концертного стиля, и та слишком открытая романсная чувствительность, элементы которых привносились некоторыми композиторами в их духовные сочинения. Основными чертами церковной музыки, по мнению Чайковского, должны быть простота, ясность, сдержанность выражения и в то же время душевная теплота, благоговейная искренность чувства». Все это вполне применимо к описанию «Литургии Святого Иоанна Златоуста». 

Композитор считал наиболее подходящим для православного богослужения возвращение к древним певческим традициям, использование мелодий старинных распевов. Понимая, что столь полная и резкая смена стиля не может совершиться быстро, Чайковский называл свое творчество «переходной ступенью». В «Литургии Св. Иоанна Златоуста» композитор не цитировал уставные распевы, однако интонационная перекличка с ними в отдельных песнопениях явно ощущается. Стремясь избежать «концертности», Чайковский полностью отказался от пения соло: все песнопения «Литургии» исполняются полным составом хора, лишь изредка тембровое разнообразие достигается перекличками мужской и женской групп.

И все же «Литургию Святого Иоанна Златоуста» нельзя назвать образцом «сурового византийского пения». В ней очень ярко отразилась личность автора. его неповторимый и легко узнаваемый стиль. Как и другим работам Чайковского, его «Литургии» свойственны эмоциональная наполненность и драматическая напряженность. М. Рахманова пишет: «Лирический, личностный пафос сомнения и надежды определил образный строй Литургии, и потому она сохраняет для современного слушателя свою притягательную силу».


История создания

Рубеж 1877–1878 годов был для Чайковского временем тяжелого личностного кризиса, вызванного его поспешным и несчастливым браком, последующим отъездом за границу и серьезно ухудшившимся из-за душевных потрясений состоянием здоровья. В этот период в письмах к близким Чайковский часто поднимает тему веры, размышляет о Провидении, о «всем, касающемся Христа и Его учения». Поэтому неудивительно, что именно в это время композитор решает попробовать свои силы в новой для себя области – в сфере церковной музыки. 

Впервые о намерении написать музыку для Литургии Чайковский упоминает в письме к своему издателю П. И. Юргенсону: «Выгодно ли тебе будет издать Литургию моего сочинения? Вот работа, которая была бы мне особенно приятна. <…> Я бы с большой любовью занялся этим». В этом же письме от 14 февраля 1878 года композитор просит Юргенсона прислать ему полный текст Литургии. Исследователи считают, что при создании музыки Чайковский пользовался изданием под названием «Краткое изъяснение Божественной литургии и наставление, с какими мыслями и чувствами должно стоять при совершении литургии».

Вернувшись в Россию весной 1878 года, Чайковский вначале жил в Каменке, в семье младшей сестры Александры, затем, по приглашению Надежды фон Мекк гостил в ее имении Браилове в отсутствие хозяйки. Именно в это время шла работа над «Литургией». Произведение было создано очень быстро: 30 апреля Чайковский пишет Надежде фон Мекк, что собирается «положить на музыку всю литургию Иоанна Златоуста», а уже 27 мая сообщает ей, что работа окончена.

Впервые «Литургия» была исполнена в церкви Киевского университета в июне 1879 года; затем в том же году – в одной из московских церквей под управлением В. С. Орлова. В ноябре 1880 года состоялось исполнение в закрытом духовном концерте Московской консерватории, а 18 декабря того же года – первое открытое исполнение в экстренном собрании Русского музыкального общества под управлением П.И. Сахарова. 

В январе 1879 года «Литургия Святого Иоанна Златоуста» была опубликована П. Юргенсоном. Однако ее публикация противоречила сложившейся в то время практике и вызвала возмущение директора Императорской певческой капеллы Николая Бахметьева. Со времен Бортнянского в обязанности директора капеллы входило рецензирование всей издающейся богослужебной музыки. Бахметьев очень критически отозвался о Литургии Чайковского и в марте 1879 года даже потребовал конфискации всех напечатанных экземпляров для их последующего уничтожения. Издатель обратился в суд и выиграл процесс, однако распоряжение Бахметьева о запрете исполнения Литургии в храмах действовало долгие годы. Музыка Чайковского, написанная им специально для богослужения, звучала лишь на концертной сцене. Запрет был снят лишь после кончины композитора. Впоследствии в некоторых храмах даже возникла традиция исполнять «Литургию Святого Иоанна Златоуста» 25 октября, в день памяти Чайковского.


Отношение автора к вере

Гувернантка семьи Чайковских Фанни Дюрбах сохранила тетради, в которых восьмилетний Петя записывал свои стихи на французском языке. Многие из них посвящены размышлениям о мироздании и проникнуты детской верой в Бога. Будущий композитор был воспитан в православии. Уже взрослым Чайковский говорил о вложенных в него в детстве «поэтических представлениях о всем, касающемся Христа и Его учения», привычке «обращаться к Нему с мольбою в горе и с благодарностью в счастье». 

В молодости Петр Ильич поддался господствующим в то время материалистическим воззрениям и стал подвергать сомнению основные церковные догмы.  Он читал труды французских философов (Руссо, Вольтера) и высказывал мнение о «прогрессивной роли науки в развитии общества». Но даже в этот период, называя себя скептиком, Чайковский сохранил любовь к православному богослужению. Он признавался, что бывать на службе, вникая в смысл каждого обряда, составляет для него «одно из величайших наслаждений». Как чуткий музыкант, он отмечал недостатки и несоответствия в современном ему богослужебном репертуаре и хотел послужить в этой сфере своим талантом.

Материализм так и не смог удовлетворить духовную жажду композитора. Переживая периоды мучительных сомнений, Чайковский продолжал свои поиски истины. «…Я весь состою из противоречий и, доживши до очень зрелого возраста, я ни на чем не остановился, не успокоил своего тревожного духа, ни на религии, ни на философии», – писал он в 1877 году. Особенно волновал Чайковского вопрос о вечной жизни. Вначале композитор отрицал догмат о личном бессмертии человека. Однако примириться с мыслью, что существование человека заканчивается с физической смертью, он не мог. Письма и дневники Чайковского свидетельствуют о том, что он вновь и вновь возвращался к этой теме. Постепенно мировоззрение композитора меняется. В 1881 году Чайковский пишет Н. фон Мекк: «…в душу мою все больше и больше проникает свет веры. <…> Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде я не умел. Сомнения еще посещают меня: я все еще пытаюсь иногда своим слабым и жалким умом постигнуть непостижимое – но все громче и громче начинает доходить до меня голос Божественной правды. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня премудростью Божиею. Я часто со слезами молюсь Ему (где Он, кто Он? – я не знаю, но знаю, что Он есть) и прошу Его – дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня и вразумить меня, а главное, мне сладко говорить Ему: Господи, да будет воля Твоя, ибо я знаю, что воля Его святая».

С 1885 года Петр Ильич регулярно читал Священное Писание. В его Библии оставлено множество пометок, свидетельствующих о вдумчивом изучении Слова Божьего. В 1887 году Чайковский пишет в дневнике: «...как многое переменилось! Как странно мне было читать, что 365 дней тому назад я еще боялся признаться, что несмотря на всю горячность симпатических чувств, возбуждаемых Христом, я смел сомневаться в Его Божественности. С тех пор моя религия обозначилась бесконечно яснее; я много думал о Боге, о жизни и смерти во все это время». Изменившееся отношение Чайковского к сущностным мировоззренческим вопросам отражено в его последних произведениях: Шестой «Патетической» симфонии (где некоторые исследователи находят параллели с евангельским повествованием о Страстях Христовых) и в опере «Иоланта», описывающей «путь чистой души к духовному совершенству, где даже  страдания,  преодолеваемые  чудесным  образом,  служат  к  прославлению Творца вселенной» (А. Макарова).

За месяц до своей смерти Чайковский в письме к великому князю К. Романову подводит своеобразный итог своим духовным поискам, говоря о том, что воспринимает Бога как Создателя и источника всякого блага и сострадающей любви к людям.


Биография

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в семье инженера. Первые уроки музыки мальчик получил в семье, и уже с пяти лет он начал учиться играть на фортепиано. В 1850 году семья Чайковских переехала в Петербург, где Петр поступил в Училище правоведения. Параллельно с обучением юриспруденции он несколько лет (с 1855 по 1858 годы) брал уроки игры на фортепиано у знаменитого немецкого пианиста Рудольфа Кюндингера, а также пел в училищном хоре. Однако в то время Чайковский еще не думал о карьере профессионального музыканта. В 1859 году, после окончания Училища, он поступил на службу в Министерство юстиции. Тем не менее в свободное время Чайковский продолжал заниматься музыкой, следил за развитием современного искусства. любил и часто посещал оперный театр. Музыка все больше привлекала молодого человека, и в 1861 году он поступил в Музыкальные классы при Русском музыкальном обществе, а годом позже – в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию. Чайковский учился в классах Н. И. Зарембы (теория музыки, муз. форма) и А. Г. Рубинштейна (инструментовка и свободное сочинение). В 1865 году Чайковский с отличием окончил консерваторию и принял решение оставить службу в Министерстве юстиции и посвятить жизнь музыке.

В 1866 году Н. Г. Рубинштейн пригласил Петра Ильича занять должность профессора композиции в Московской консерватории. В Москве композитор переживает творческий подъем, и, начиная с 1870-х годов, он создает множество выдающихся сочинений, среди которых балет «Лебединое озеро», Концерт для фортепиано с оркестром, опера «Евгений Онегин», фортепианный цикл «Времена года и др.

В 1877 Чайковский женился на Антонине Милюковой. Поспешный брак оказался несчастным и просуществовал лишь несколько недель. До конца жизни супруги жили раздельно, однако официально их брак так не был расторгнут. Чтобы справиться с тяжелым личностным кризисом, Чайковский уехал за границу. В этот период значительной поддержкой для него стала переписка с Надеждой фон Мекк. Несмотря на то, что лично они не встречались, Н. фон Мекк была для композитора верным другом и в течение многих лет финансово поддерживала его, дав возможность оставить работу в консерватории и посвятить себя композиции. Их дружба продолжалась почти пятнадцать лет, и письма Чайковского к фон Мекк являются одним из самых важных источников информации о личности великого композитора, о его характере, мировоззрении, эволюции духовных и эстетических взглядов.

Последние годы жизни Чайковский провел в окрестностях городка Клин под Москвой. В этот период он достиг творческого пика: им были созданы такие произведения, как балет «Щелкунчик», оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», Пятая и Шестая симфонии. Композиторский талант Петра Ильича получает международное признание: в 1892 году Чайковский был избран членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, а в 1893 году – почетным доктором университета в Кембридже. Он также был известен как дирижер, выступая с оркестрами как в России, так и за рубежом.

Умер Чайковский в Петербурге 25 октября (6 ноября) 1893 от холеры. Отдать дань памяти великому композитору пришло множество людей. Отпевали его в Казанском соборе и, по свидетельству современников, «стены собора не могли вместить всех желающих помолиться за упокой души Петра Ильича».

В настоящее время П. И. Чайковский является самым знаменитым русским композитором, его музыка узнаваема и любима по всему миру.


Автор текста: Рау Евгения Робертовна.


Петр Ильич Чайковский

ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА 

Перевод песнопений иером. Амвросия Тимрота

№1. После возглашения «Благословенно Царство…»

Аминь. Господи, помилуй.

Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Тебе, Господи. Аминь.

№2. После первого антифона

Господи, помилуй. Тебе, Господи. Аминь.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Единородный Сын и Слово Божие!

Бессмертный и благоволивший спасения нашего ради

воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии,

неизменно вочеловечившийся и распятый, Христе Боже,

смертью смерть поправший, 

Один из Святой Троицы, 

прославляемый со Отцом и Святым Духом, спаси нас!

Господи, помилуй. Тебе, Господи. Аминь.


№3. После малого входа

Придите, поклонимся и припадем ко Христу. 

Спаси нас, Сын Божий,

Воскресший из мертвых, поющих Тебе: 

Аллилуйя. Аллилуйя, Аллилуйя!

Господи, спаси благочестивых.

И услышь нас. Аминь.

Святой Боже, 

Святой Крепкий,

Святой Бессмертный, помилуй нас. 

Святой Боже, 

Святой Крепкий,

Святой Бессмертный, помилуй нас.

Святой Боже, 

Святой Крепкий,

Святой Бессмертный, помилуй нас.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Святой Бессмертный, помилуй нас.

Святой Боже, 

Святой Крепкий, 

Святой Бессмертный, помилуй нас.


№4. После чтения Апостола

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!

И духу твоему.

Слава Тебе, Господи, слава Тебе!


№5. После чтения Евангелия


Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Господи, помилуй.

Господи, помилуй.

Господи, помилуй.

Господи, помилуй.

Аминь! Господи, помилуй.

Тебе, Господи. Аминь!

Господи, помилуй. Аминь!

Господи, помилуй. Аминь!


№6. Херувимская песнь

Мы, Херувимов таинственно изображая 

и животворящей Троице 

Трисвятую песнь воспевая,

всякое ныне житейское отложим попечение.

Аминь!

Чтобы принять Царя всего, 

Ангельскими полками невидимо сопровождаемого. 

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.


№7. После Херувимской песни

Господи, помилуй.

Подай, Господи.

Тебе, Господи.

Аминь!

И духу твоему.

Отца и Сына и Святого Духа –

Троицу единосущную

 и нераздельную.


№8. Символ веры

Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, 

Творца неба и земли, всего и видимого и невидимого. 

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, 

Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, 

Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, 

рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, 

через Которого всё произошло. 

Ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес, 

и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, 

и вочеловечившегося. 

Распятого же за нас при Понтии Пилате, 

и страдавшего, и погребенного. 

И воскресшего в третий день, по Писаниям. 

И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца. 

И снова грядущего со славою, судить живых и мёртвых, 

и Царству Его не будет конца. 

И в Духа Святого, Господа, 

Животворящего, от Отца исходящего, 

со Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого, 

говорившего чрез пророков. 

Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. 

Признаю одно Крещение, для прощения грехов. 

Ожидаю воскресения мёртвых, 

и жизни будущего века. Аминь.


№9. После Символа веры

Милость мира, жертву хваления.

И со духом твоим.

Мы устремили их ко Господу.

Достойно и праведно 

поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, 

Троице единосущной и нераздельной.

Свят, свят, свят Господь Саваоф! 

Полны небо и земля славою Твоей! 

Осанна в вышних! 

Благословен Грядущий во имя Господне! 

Осанна в вышних!

Аминь, аминь!


№10. После возглашения: «Твое от Твоих…»

Тебя воспеваем, 

Тебя благословляем, 

Тебя благодарим, Господи, 

и молимся Тебе, Боже наш.


№11. После слов: «Особенно же о пресвятой…»

Достойно есть воистину 

прославлять Тебя, Богородицу, 

вечно блаженную и пренепорочную 

и Матерь Бога нашего. 

Честью высшую Херувимов 

и несравненно славнейшую Серафимов, 

девственно Бога-Слово родившую, 

истинную Богородицу – Тебя величаем.

И всех мужей, и всех жен.


№12. После возглашения: «И дай нам едиными устами…»

Аминь.

И со духом твоим.

Господи, помилуй.

Подай, Господи.

Тебе, Господи.



№13. Молитва Господня

Отче наш, Который на небесах! 

Да святится имя Твоё; 

да придёт Царство Твоё; 

да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 

хлеб наш насущный дай нам сегодня; 

и прости нам долги наши, 

как и мы прощаем должникам нашим; 

и не введи нас во искушение, 

но избавь нас от лукавого.

Аминь!

И духу твоему.

Тебе, Господи.

Аминь!

Один свят, один Господь Иисус Христос, 

во славу Бога Отца. Аминь.


№14. Причастный стих

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Аллилуйя.


№15. После возглашения «Со страхом Божиим…»

Благословен Грядущий во имя Господне;

Бог — Господь, и Он явился нам!

Мы увидели свет истинный, 

приняли Духа небесного, 

обрели веру истинную; 

нераздельной Троице поклоняемся, 

ибо Она спасла нас.

Аминь.

Да наполнятся уста наши 

хвалою Тебе, Господи, 

дабы нам воспевать Славу Твою, 

ибо Ты удостоил нас причаститься 

святых Твоих, божественных, бессмертных и животворящих Таинств. 

Сохрани нас во Твоем освящении, 

дабы весь день размышлять нам о правде Твоей. 

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Господи, помилуй. 

Тебе, Господи.

Аминь.

Во имя Господне.

Господи, помилуй.

Аминь.

Да будет имя Господне благословенно отныне и до века.

Аминь.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй.

Господи, помилуй.

Господи, помилуй.

Благослови

Благочестивейшего, самодержавнешего и т.д.

Господи, сохрани их на многие лета.








Оставить комментарий