Воздвижение креста Господня - Рубенс Питер Пауль
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Многофигурная композиция фламандского художника представляет собой триптих, подробно изображающий сюжет распятия Христа, которые описывают все четыре евангелиста – их рассказы отличаются лишь некоторыми деталям. Так свидетельствует о воздвижении креста апостол Иоанн: «…Там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по— еврейски, по-гречески, по-римски…При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина…» (Ин.19:18-20; Ин.19:25).
Рубенс изображает распятие Христа не как уже свершившийся факт, а как динамичное и трагичное событие, которое происходит здесь и сейчас на глазах у зрителя. Палачи вместе с римским военачальником яростными усилиями поднимают крест с пригвожденным на нем Иисусом, над головой которого прикреплена обвинительная табличка на нескольких языках. Лица убийц не видны, но напряженные мышцы их тел, черные металлические латы и фрагменты развевающихся одежд сливаются в один мощный вихрь, воплощающий собой нечеловеческую силу и жестокость.
На правой части триптиха композиции художник изобразил группу римских всадников, которые сопровождают разбойников, осужденных на казнь. На левой панели выделяются образы Богоматери и любимого ученика Христа Иоанна Богослова, скорбно взирающих на жестокую сцену. Здесь же мы видим упавших на колени скорбящих женщин, среди которых особенно выделяется фигура молодой кормящей матери с ребенком как символ продолжающейся жизни.
Художник достигает наивысшего драматизма сюжета посредством композиции, построенной на пересечении нескольких диагоналей, динамики цвета и светотени.
Однако в этом мученическом кресте, который поднимается на фоне грозового неба, заключена великая тайна спасения человечества. Эту истину предрекает Сам Господь в 3-й главе Евангелия от Иоанна, когда Он сравнивает вознесенного Моисеем на древко медного змия с Самим Собою: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому», дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14-15).
История создания
Это произведение было написано Рубенсом после его возвращения во Фландрию из путешествия по Италии. Поэтому в работе чувствуется влияние творчества итальянских мастеров Возрождения - Микеланджело, Караваджо и Тинторетто. Изначально полотно было предназначено для украшения церкви Святой Вальпургии в Антверпене. Картину художнику заказал прихожанин храма, состоятельный купец Корнелис ван дер Геест. Сохранилась информация, что он уплатил за нее 2600 гульденов. Как и многие другие полотна гениального Рубенса, работа была воспринята с восторгом и почитанием. Сегодня картина находится в Соборе Антверпенской Богоматери – украшает фламандский христианский храм.
Отношение автора к вере
Рубенс, как и многие его современники, был с рождения воспитан в христианской вере. Вера в Христа и тонкое понимание человеческой природы сделали из нидерландского художника, выдающегося на все времена мастера кисти. Люди на его полотнах как будто созданы из плоти и крови, а их божественная суть передана с удивительной красотой и мощью.В течение всей своей жизни Рубенс оказывался под покровительством людей, чья преданность Богу не подлежит никаким сомнениям. По их заказам он создал множество картин на библейские сюжеты.
Поэтому он создавал не только портреты знати, но и многочисленные христианские сюжеты, в том числе предназначавшиеся для украшения соборов и колоколен.
Одной из важных миссий художника, которой он отдавал немало сил и времени, была дипломатия. К примеру, он участвовал в заключении мирного договора между Испанией, Англией и Голландией. Он искренне хотел, чтобы прекратилась война, раздиравшая его родину с тех пор, как он появился на свет. Где бы не оказывался Рубенс, он создавал картины, отражающие христианскую суть человека – доброту и любовь к ближним и Богу.
Биография
Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в немецком городе Зигене (Вестфалия), в семье юриста из Антверпена. По некоторым данным в 1581 году Рубенсы переехали в Кельн, где и прошло детство будущего живописца.
После смерти отца в 1587 году, мать с детьми вернулась в Антверпен, и Рубенс начался учиться в иезуитской школе и светской школе Ромбута Вердонка. Существует предположение, что в 1590-1591 годах Рубенс был пажом у графини Маргариты де Линь и, вероятно благодаря ей, Питер стал обучаться рисованию у местных художников Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта и Отто ван Веена.
В 21 год Питер Пауль Рубенс был принят мастером в гильдию Святого Луки – антверпенскую ассоциацию художников и ремесленников. В это же время он участвовал в росписях резиденции новых правителей Нидерландов — эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы.
В мае 1600 года художник отправился в Италию, где поступил на службу к герцогу Винченцо Гонзаго, который в марте 1603 года отправил Рубенса с посольством в Испанию. Он привез испанской королевской семье дары, в том числе и несколько картин разных итальянских мастеров, а также и собственные полотна. Работы Рубенса удостоились высокой оценки в Мадриде, и именно в Испании он впервые прославился как живописец. После возвращения из поездки художник 8 лет путешествовал по Италии — посетил Флоренцию, Геную, Пизу, Парму, Венецию, Милан, подолгу жил в Риме. Но также он постоянно работал.
В 1608 году скончалась мать Рубенса, и он отправился на родину. В Нидерландах мастер получил должность придворного живописца у инфанты Изабеллы и эрцгерцога Альберта в Брюсселе.
В 1609 году Рубенс обвенчался с дочерью секретаря городского регентства Изабеллой Брандт. От этого брака родилось трое детей.
В 1621 году фламандская регентша Изабелла Испанская сделала Рубенса своим советником по вопросу продления перемирия с Голландской республикой. С этого времени фламандский живописец, который отличался обходительностью, был хорошо образован и говорил на шести языках, становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов.
За свои заслуги в области дипломатии, в 1624 году художник получил испанское дворянство, а в 1630 был посвящен в британские рыцари Карлом I.
В 1629 году Питер Пауль Рубенс был удостоен звания почетного магистра искусств.
После 1635 года у художника стали учащаться приступы подагры, которые и раньше его периодически беспокоили. После 1638 года болезнь поразила его правую руку, лишив возможности писать. 30 мая Питер Пауль Рубенс скончался в Антверпене, где и был похоронен.
Составитель текста: Светлана Королева.