Крещение Христа - Пьеро делла Франческа

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Крещение Христа
Крещение Христа
Автор: Пьеро делла Франческа
Местонахождение: Лондонская национальная галерея
Произведение: Крещение Христа
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Кватроченто
Дата создания: 1448-1450 гг.

Описание произведения.

Иоанн Креститель был сыном священника Захарии и праведной Елисаветы, родственницы Девы Марии. Евангелие рассказывает, что он пророчествовал о приходе в мир Мессии еще до своего рождения, находясь в утробе матери своей (Лк.1:41). Согласно апокрифу, Иоанн вырос в пустыне. Там он жил один после смерти Елисаветы, спрятавшей его от злобы царя Ирода, повелевшего убить всех младенцев, услышав весть о рождении Иисуса Христа. Проведя в пустыне около 30 лет, Иоанн стал ходить в окрестностях Иордана, проповедуя крещение покаянием для очищения от грехов. Когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, он пришел к Иоанну на Иордан. Иоанн увидел Иисуса и удивился, сказав: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду». (Лк.3:14,15).

Матфей и Марк говорят о том, что Иисус вышел (Мф. 3:16) или выходил (Мк.1:11) из воды, когда разверзлись небеса и на Него сошел Дух Святой. Лука сообщает, что явление Духа Святого произошло в тот момент, когда Иисус молился, приняв крещение. (Лк.3:21–22)

Именно этот момент и изобразил Пьеро делла Франческа на своей картине. Иоанн Креститель крестит Господа «омовением» - изливает на Его главу воду из сосуда так, как принято в то время католичестве. Иисус Христос сложил руки в жесте моления, а над ним простер крылья белый голубь – явился Дух Святой.

Исследователи относят эту картину к раннему периоду творчества художника. Но уже в ней видна особая манера, которая отличает все его работы. Им присуща мягкая, наполненная светом цветовая гамма, уравновешенность композиции, невероятная точность в построении перспективы, а также особая возвышенная атмосфера, порой граничащая с парадной торжественностью.

Картина представляет собой центральную часть алтарного триптиха. Она выполнена темперой по подготовленному дереву и имеет размер 167 × 116 см.

В центре неподвижно стоит Иисус Христос, строгую вертикаль продолжает парящий над ним белоснежный голубь. Их объединяют рука Иоанна с чашей и сверкающая капля воды. Иоанн Креститель находится справа, он сосредоточен от осознания важности происходящего. Позже он скажет о Христе: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». (Ин.1:34).

Франческо с математической точностью выстраивал композиции своих работ. Поэтому фигуру Иоанна Крестителя слева уравновешивает дерево. Оно возносится ввысь своим гладким светлым стволом и заканчивается пышной кроной. Рядом с ним еще такое же стройное древо, меж ними, словно в райском саду, стоят три прекраснокрылых ангела с венками на головах.

Статичной, торжественной и многофигурной левой части картины, противопоставлена достаточно разреженная, наполненная светом и воздухом правая. Там мы видим пейзаж, который скорее напоминает местную природу – холмы Тосканы, родины Франчески.

Наибольший интерес вызывает фигура человека в белой повязке, который снимает свою одежду через голову, словно выходит из кокона. Позади этого человека, мы видим группу людей в высоких головных уборах. Вероятно, Франческа изобразил фрагмент Евангелия от Иоанна о встрече Крестителя с фарисеями, когда на их вопрос «…что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?», он ответил: «…я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете». (Ин.1:25,26). Таким образом, можно предположить, что раздевающийся человек с закрытой главой есть Сам Спаситель, а жестикулирующая группа в цветных одеждах за ним – фарисеи. Это подтверждает, как одинаковая белоснежность одежд Христа и раздевающегося человека, а также единый цвет телесного покрова.

Хотя имеет место и мнение, что таким образом художник мог символизировать нарождение новозаветного человечества.

Обратим внимание на ангела в белом одеянии. Он являет собой третью фигуру в белом, расположенную на картине. Можно предположить, что, здесь художник изобразил придаваемого при крещении Ангела-Хранителя в силу понимания Христа, свойственного различным течениям своего времени. Это помогает понять, почему ангелы представлены не в поклонении Христу, и не со светлыми одеждами, приготовленными для крещаемых, как показано на большинстве изображений Крещения. Здесь два ангела в цветных одеяниях напутствуют своего собрата в золотом венке, подготавливая его к служению. Такое написание ангелов при Крещении не является традиционным и, вероятно, следует каким-то местным представлениям.

Цветовая гамма картины дает ощущение полной умиротворенности и созерцательного спокойствия. Матовость темперных красок приглушает сочность даже ярких цветов. Вся природа замерла, ясное синее небо отражается в хрустальной чистоте Иордана. Вытянутые облака повторяют очертания голубя и в совокупности с узором неподвижных листьев и трав придают происходящему особое изящество и красоту. Сокровенность таинства подчеркнута арочным сводом, может быть, необходимость использования этого приема была обусловлена размещением алтаря в храме.

История создания.

Триптих, частью которого является картина «Крещение Христа», предположительно был заказан около 1440 года. Заказчиком выступили представители Камальдолийского аббатства в родном городе художника Борго-Сан-Сансеполькро. Монастырь был посвящен Иоанну Крестителю, поэтому нужно было написать алтарь, с изображением именно Крещения Христа. Работа датируется искусствоведами ранним периодом творчества мастера на основании явных взаимосвязей со «светлой живописью» его учителя Доменико Венециано.

В 1807 году аббатство в Сансеполькро было упразднено. Панель Пьеро делла Франческа «Крещение Христа», занимавшую центральную часть алтаря, поместили в городском кафедральном соборе. В 1861 году картину приобрела лондонская Национальная галерея, где она находится и по сей день.

Отношение автора к вере.

Пьеро делла Франческа в своих фресках и алтарных картинах представляет события Священного Писания или Предания не через призму эмоций отдельных людей, но как последовательность событий, слагающих судьбы всего человеческого рода, его историю. Известно, что художник хорошо знал латынь, а значит, мог свободно читать религиозные тексты и опираться на них в своем творчестве.

Мастер жил в то время, когда вера в Бога еще была повсеместной и жизнь человека не мыслилась в отрыве от Божественного промысла о сотворенном Им мире. В XV веке уже были не так сильны эсхатологические мотивы, и Божий мир понимался, как чудесно устроенное целое, созданное по строгим законам мироздания. Многие написанные тогда картины надо понимать, как попытку познать эти законы – отразить Божий мир во всей красе и, таким образом прославить его Создателя. Пьеро делла Франческа очень внимательно подходил к этому вопросу – его пейзажи четко простроены, фигуры пропорциональны и органичны, живопись цельно передает окружающее пространство. Он обладал большим чувством красоты, нежной цветовой палитрой, прекрасным рисунком и необыкновенным для своего времени знанием технических сторон живописи, особенно перспективы.

Совсем не случайно, что после того, как художник ослеп, он посвятил свою жизнь занятиям математикой, которую в те годы относили к области теологии, то есть считали одним из способов познания Бога.

Биография.

Пьеро делла Франческа родился в местечке Борго-Сан-Сеполькро (Тоскана) в период с 1415 по 1420 год, после смерти своего отца, поэтому прозван по имени матери. Работал в Перудже, Лорето, Флоренции, Ареццо, Монтерки, Ферраре, Урбино, Римини и Риме, но всегда возвращался в родной городок, где с 1442 года он являлся городским советником и умер там же, в 1492 году.

Считается, что авторский стиль Пьеро формировался под влиянием флорентийской школы живописи. Возможно, он был учеником не известного живописца из Сиены. Известно, что в 1439 году художник работал над фресками церкви Санта-Мария-Нуова во Флоренции под руководством Доменико Венециано. Благодаря этой работе он совершенствовал своё мастерство, познакомился с перспективой и передачей освещения.

По словам Вазари, Франческа был приглашён папой Николаем V в Рим для работ в Ватикане, затем, в 1451 году, поступил на службу к герцогу Сиджизмондо Малатеста в Римини, где написал, между прочим, в церкви Сан-Франческо образ святого Сигизмунда, в котором особенно отмечают композиционно размещенный портрет заказчика (герцога) и архитектурное окружение.

После этого, большую работу мастер сделал в церкви Святого Франциска в Ареццо. Позже, работая в своём родном городе, он написал масляными красками образ «Матерь Милосердия, с предстоящими ей святыми» и пределу к нему со сценами Страстей Господних. Эта работа была выполнена для местного общества милосердия. Вторая фреска — «Воскресение Христа» (1458) — находится в Палаццо Коммунале.

В 1469 году Пьеро был призван ко двору герцога Федерико в Урбино, где исполнил картину «Бичевание» в ризнице собора. Это одна из самых загадочных картин Пьеро, напоминающая диптих по своей композиции, где в левой части изображена сцена бичевания, а в правой – трое беседующих мужчин. Существуют три версии возможного сюжета, изображённого на картине. Самая распространённая убеждает, что перед нами бичевание Иисуса Христа перед Пилатом. Согласно другой версии, это Святой Мартин, папа римский VII века, который был вызван в Константинополь на суд, осуждён и впоследствии принял мученическую смерть. По третьей версии, это сон Блаженного Иеронима, согласно словам: «Иерониму однажды приснилось, что он подвергся бичеванию за чтение язычника Цицерона…».

После 1472 года Пьеро пишет портрет герцога Федерико да Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца, его супруги. Между 1472 и 1474 годами трудится над «Алтарем Монтефельтро» (Мадонна со святыми и герцогом Урбинским), который был также написан по заказу герцога, как реквием по рано умершей жене.

В последние годы Пьеро делла Франческа стал терять зрение и углубился в изучение математики. Он является автором двух математических трактатов: «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах». Вероятно, своими научными работами Франческа снискал большой авторитет в XVI—XVII вв. Этот художник был учителем Луки Синьорелли, стиль Пьеро делла Франчески отразился в произведениях Мелоццо да Форли, Джованни Санти (отца Рафаэля), а также в ранних работах самого Рафаэля.

Автор текста: Царан Серафима.

Оставить комментарий