Пир у Симона Фарисея - Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Дейк

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Пир у Симона Фарисея
Пир у Симона Фарисея
Автор: Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Дейк
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Произведение: Пир у Симона Фарисея
Жанр: Художественное
Год создания: между 1618 и 1620 г.
Эпоха/течение: Барокко, фламандская школа

Описание произведения

Одной из самых знаменитых алтарных работ Рубенса является картина «Пир у Симона Фарисея». В то время этот евангельский сюжет был довольно популярен среди живописцев. Художнику удалось создать очень эмоциональное произведение, с заключенным в нем конфликтом. Рубенс отразил здесь столкновение различных характеров, накалить динамику и наполнить картину жизнью. 

Евангелие от Луки так описывает данное событие: «… женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, Фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: […] «Видишь ли ты эту женщину? Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришёл, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи» (Лк.7: 37–39; 44-47).

Рубенс удивительно создает эмоциональное и композиционное противостояние в картине: Христос сидит с учениками своими за трапезой, напротив  ̶ Симон и фарисеи, книжники, прислуга с яствами, символизирующие роскошь земного мира. Даже собака с костью в пасти рычит и неодобрительно скалится в сторону грешницы.  Художник специально смещает композицию вправо, помещая туда главных героев — Иисуса и грешницу. Слева же все как бы нагромождаются друг на друга. Этим Рубенс подчеркнул накал, противостояние Христа с учениками фарисеям. И, если Христос изображен лишь на темном фоне, где главным является Он сам «свет миру» (Ин.8:12), то нагромождение из людей Симона предстает перед нами под сводами тяжелой римской архитектуры и на фоне горного пейзажа. Даже фоном художник делит противостоящие группы людей.

Грешница обнимает и целует ногу Христа, Рубенс изобразил ее в своих лучших традициях: пышной цветущей молодой красавицей, но словно не замечающей ни своей красоты, ни суеты вокруг. Одновременно он показал её наивной и похожей на дитя, которое припало к ногам любимого отца своего, овцы, нашедшей своего пастыря. Фигура грешницы находится в самом низу, в центре картины и она композиционно берет на себя очень много напряжения, сосредотачивая на себе векторы воображаемых диагональных линий, проходящих через руки Христа и фарисея. Это сделано не случайно, а дабы подчеркнуть то, что стало предметом возмущения.

Как всегда, у Рубенса картина динамична, все фигуры вместе составляют эмоциональный, ритмичный фон, который возвращает нас к композициям в картинах Боттичелли. Этот фон можно сравнить с партитурой: мелодия из восьми фигур в центре, басовая нота в виде тучного старика-книжника позади, второстепенные ноты – 4 фигуры прислуги, и длинная нота сопрано внизу – сама грешница, стремящаяся к «ноте» Христа.

Картина «Пир у Симона Фарисея» является действительно одной из лучших работ Рубенса. Она как нельзя лучше отражает мастерство художника, умение передавать эмоции, напряжение, динамику на холсте.

Счастливый, глубоко верующий человек, уникально одаренный, Рубенс старался в полной мере не просто изобразить религиозный сюжет, но изобразить его эмоционально, призвать зрителя к участию, призвать к Слову Божьему. Это являет собой пример настоящей проповеди.

 

История создания

Рубенс стал основоположником нового, свежего, яркого, волнующего стиля — барокко. В своих произведениях Рубенсу удалось достичь того, к чему стремились три предыдущих поколения художников Фландрии: соединения фламандского реализма с классической традицией, возрожденной итальянским Ренессансом. 

В XVII веке картина «Пир у Симона Фарисея» была прославлена как одна из центральных работ Рубенса. Роже де Пиль в своей книге «Беседы о понимании живописи» восторженно писал о ней: «Я, который видел все, что есть прекрасного во Франции и в Италии, Тициана и Джорджоне, должен сознаться, что ничто так сильно меня не поражало, как эта картина».

Как известно, Рубенс не всё в своих работах писал сам. Очень многие свои работы он создавал со своими учениками. Эта работа не была исключением. Она являлась довольно сложной по смысловому содержанию и эмоциональности, поэтому прорисовку персонажей Христа и его учеников Рубенс доверил своему лучшему ученику Антонису ван Дейку. Ему была предоставлена полная свобода действий, т.к. образы были сложны не столько по построению, сколько по эмоциональным состояниям персонажей и сложности их передачи. Однако ученик великолепно справился с этой задачей. Во многом, благодаря ван Дейку, Рубенсу удалось усилить остроту положенного в основу композиции драматического конфликта.

Отношение автора к вере

Хотя Рубенсу нравился окружающий его материальный мир, он весь был наполнен глубокой, доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени. Возможно, поэтому религиозная живопись занимала немаловажную часть его работ. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. 

Из биографии художника можно узнать, что в 1608 году Рубенс очень тяжело переживал смерть матери и думал об уходе в монастырь. Но оставить живопись Питер не смог. 

Рубенс был очень благочестивым человеком, который с большой радостью и энтузиазмом брался за создание религиозных заказов. И одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно, стала религиозная живопись. Для полного понимания ее значения для художника и общества важно вспомнить, что Рубенс жил в период Контрреформации, который характеризовался возрождением римско-католической церкви, предпринимавшей энергичные усилия в деле подавления последствий протестантской реформации. Это было время острых столкновений, в ходе которых человеческий дух и интеллект добивались больших успехов, но оно также известно своей алчностью, нетерпимостью и беспримерной жестокостью.

И все же темперамент, свойственный Рубенсу, заставлял его обращать внимание на светлые стороны человеческой жизни. Он несколько остудил свой энтузиазм, который вызывала у него античность, и вложил собственное, глубоко затрагивающее душу благочестие в мощное живописное искусство, черпая вдохновение из языческих источников, чтобы придать новый масштаб отражению христианских тем, передавая мифологическим образам человеческую теплоту. Подчиненное силе его воображения, слияние христианских и классических образов приводило в восторг и вдохновляло его современников. Ничего подобного прежде не мог добиться ни один художник.

Биография

Выдающийся фламандский живописец Питер Пауль Рубенс был человеком редкого по масштабу гения, который обладал мощным интеллектом, крепким здоровьем, кипучей энергией, удивительным даром гармонии и ясной головой для творческой активности. Рубенс не знал сомнений и разочарований в своем творчестве. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела.

Питер Пауль Рубенс родился в 1577 году в Зигене, провинции Вестфалия (Германия). Его родители вынуждены были переселиться туда еще до рождения их шестого ребенка, Питера Пауля, опасаясь религиозных гонений. В то время в Нидерландах, в том числе и в Антверпене, где жили супруги, царствовал жестокий террор герцога Альбы, преследовавшего протестантов. После смерти супруга, Яна Рубенса, Мария Пейпелинкс вновь приняла католичество, и семья смогла вернуться назад в Антверпен. Питер Пауль и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу Ромбута Вердонка. Скорее всего, мать хотела, чтобы сыновья продолжили дело отца, который был при жизни адвокатом, одно время также был назначен городским советником. Однако Питер Пауль увлекался искусством. В то время он был пажом вдовы графа Филиппа де Лален, Маргариты Линь. Питер Пауль убедил мать отдать его в помощники и ученики какому-либо художнику.

Первым его учителем был пейзажист Тобиас Верхахт. Вскоре Рубенс нашел себе другого учителя, Адама ван Норта и пробыл у него в учениках четыре года. В возрасте девяти лет Рубенс снова меняет учителя. На этот раз им стал ученый, придворный художник, мастер исторической живописи Отто ван Веен, работы которого были пронизаны духом Ренессанса.

В 1598 г. Рубенс был принят в антверпенскую гильдию им. Св. Луки, он был признан свободным художником и получил право брать учеников. Однако, стремясь к самосовершенствованию, он уезжает в 1600 г. в Италию, где становится придворным художником. Рубенс работал при дворе герцога Винченцо Гонзага, известного коллекционера. Он полюбил Рубенса, быстро признав высокий уровень мастерства художника. Довольный его работами, Гонзага вскоре посылает художника в Рим для копирования картин великих мастеров. Там Рубенс вдохновляется работами мастеров Возрождения и получает заказ на три алтарных образа в церкви Святого Иерусалимского Креста, которые сохранились и до наших дней.

За восемь лет службы у герцога художник успел посетить Италию, Флоренцию, Испанию, должен был поехать во Францию (но отказался), побывал в Риме, Генуе, Пизе, Мантуе, Вероне, Венеции, Милане и многих других городах. Художником изучается живопись и скульптура, уровень мастерства рос, при этом у Рубенса появляется свой собственный стиль. 

В творчестве Рубенса, как, наверное, никакого другого художника, отразились изменения, произошедшие в мировоззрении человека XVII столетия. На смену антропоцентризму гуманистов приходит новое миропонимание, обусловленное революционными открытиями в области астрономии и физики. 

Уже в Италии проявилась склонность Рубенса к созданию полотен большого размера, на которых события изображались бы с поистине грандиозным размахом.

В 1606 г. он венчается с Изабеллой Брандт, у них появляются дети, всех их он рисует. К этому моменту Рубенс уже был известен, имеет свою мастерскую с множеством учеников и подмастерий, но внезапно счастливая жизнь рушится: умирает его дочь и, через три года, его жена.

В 1608 мать Рубенса умерла от болезни. И смерть матери художник переживал очень тяжело. Он не находит покоя и даже думает об уходе в монастырь. Но тяга к живописи его останавливает. Друзья уговорили его поехать в Брюссель, где он стал придворным художником инфанты Изабеллы и эрцгерцога Альберта. Его манера письма быстро пришлась по вкусу, он несколько раз писал королевскую чету, художник расписывал алтари, исполнял заказы из-за рубежа.

В 1630 г. Рубенс женится на шестнадцатилетней Елене Фоурмен, которую художник обожал и рисовал постоянно. Елена — его идеал, претворение его мечты. Однако художник был уже много лет болен, и он начинает сдаваться. Приступы ревматизма становятся все чаще, боли все сильнее. В 1640 г. художника не стало. 

Роль Рубенса в сложении национального искусства Фландрии поистине огромна. Почти все более или менее значительные художники первой половины XVII века обучались или работали в его мастерской. Само искусство Рубенса дало мощный толчок к обновлению всего фламандского искусства.

Автор текста: Левченко Алена Михайловна.

Оставить комментарий