Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Опера «Давид и Ионафан» – произведение Марка-Антуана Шарпантье в пяти действиях с прологом для солистов, хора и оркестра. Либретто принадлежит перу Франсуа Бреттона и основывается на библейском сюжете дружбы между Давидом и Ионафаном. Эта дружба началась с момента победы Давида над Голиафом и продолжалась до смерти Ионафана на поле битвы. Это замечательный пример мужской дружбы, чистой и благородной. Ионафан спасал Давида с риском для собственной жизни, радовался и плакал вместе с ним. Давид оплакал Ионафана самыми трогательными словами: «Краса твоя, восклицает Давид, о Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные! Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимляне, чтобы не торжествовали дочери необрезанных. Горы Гелвуйские! Да не сойдет ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами; ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем. Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей быстрее орлов, сильнее львов они были. Как пали сильные на брани! Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой, Ионафан; ты был очень дорог для меня!» Хотя опера имеет форму типичной французской музыкальной трагедии, ее называют библейской трагедией из-за библейского сюжета. Первая постановка оперы состоялась 28 февраля 1688 года и шла совместно с устной драмой на латыне «Савл» отца Этьена Шамиллара. За каждым актом оперы следовал один акт из пьесы. Опера была настолько успешной, что ее ставили неоднократно в течение последующих веков. Последний раз она была поставлена в 2012 году на оперном фестивале во Франции.
История создания.
Опера «Давид и Ионафан» М.А.Шарпантье олицетворяет индивидуальный стиль композитора и в тоже время находит отклик в эпохе. Шарпантье стал новатором в своей стране, привнеся в музыку элементы нового итальянского стиля. В его творчестве можно услышать причудливое сочетание старого и нового стилей. Все духовные сочинения композитора были написаны для исполнения в церкви или связаны с церковными и важными государственными событиями. Это были торжественные произведения, так как композитор долгое время работал при Дворе. Они также являлись элементом воспитания и поддерживали доброе духовно-нравственное состояние людей в течение последующих веков.
Отношение автора к вере.
Марк-Антуан Шарпантье прославился как композитор прежде всего духовной музыки. Он написал множество мотетов, псалмов, месс, магнификатов. Трудно переоценить влияние композитор на развитие французской духовной музыки. Сегодня наследие Шарпантье переживает период возрождения.
Биография.
Марк-Антуан Шарпантье родился в Париже или недалеко от него, в семье мастера-писца, имевшего очень хорошие связи с влиятельными семьями в парижском парламенте. Будущий композитор получил очень хорошее образование, возможно, с помощью ордена иезуитов, и в восемнадцать лет поступил в юридическую школу в Париже. Он ушел из школы после одного семестра. Далее провел два или три года в Риме, вероятно, между 1667 и 1669 годами. Учился у Джакомо Кариссими. Известно также, что юный композитор был в контакте с поэтом-музыкантом Шарлем Койпо д'Ассус и сочинял для французского посольства в Риме. Легенда гласит, что Шарпантье сначала отправился в Рим изучать живопись, прежде чем его обнаружил Кариссими. Эта история не документирована и, возможно, не соответствует действительности; во всяком случае, хотя его 28 томов рукописей с автографами показывают значительное мастерство в отслеживании арабесок, используемых профессиональными писцами, они не содержат ни одного рисунка, даже зачаточного эскиза. Несмотря на это, он приобрел солидные знания о современной итальянской музыкальной практике и привез ее во Францию.
Сразу же по возвращении во Францию Шарпантье, вероятно, начал работать домашним композитором у Марии де Лоррен, герцогини де Гиз, которая была известна как мадемуазель де Гиз. Она дала ему «квартиру» в недавно отремонтированном отеле де Гиз – убедительное доказательство того, что Шарпантье не был платным домашним, который спал в маленькой комнате в огромной резиденции, но вместо этого был придворным, который занимал одну из новых квартир в крыле конюшни.
В течение следующих семнадцати лет Шарпантье сочинил для нее значительное количество вокальных произведений, среди которых псалмы, гимны, мотеты, Магнификат, месса и «Dies Irae» для похорон ее племянника Луи Жозефа, герцога Гиза, а также ряд итальянских ораторий на нелитургические латинские тексты. (Шарпантье предпочитал латинский canticum итальянскому термину oratorio). На протяжении 1670-х годов основная часть этих работ была для трио.
С конца 1687 по начало 1698, Шарпантье служил руководителем де musique, работая сначала для своих коллеж в Луи-Ле-Гран (для которой он написал «Давид и Ионафан» и где он по-прежнему работал в апреле 1691), а затем для церкви Сент-Луи. Переехав в Сен-Луи, Шарпантье практически перестал писать оратории и вместо этого в основном писал музыкальные настройки псалмов и других литургических текстов, таких как Литании Лорето. Во время учебы в Сент-Луисе его работы, как правило, предназначались для больших ансамблей, в которые входили платные певцы из Королевской оперы. Кроме того, в эти годы Шарпантье сменил Этьена Луле на посту учителя музыки Филиппа, герцога Шартрского.
Шарпантье был назначен музыкальным руководителем для Сент-Шапель в Париже в 1698 году, эту должность он занимал до своей смерти в 1704 году. Одной из его самых известных композиций во время его пребывания в должности была месса «Assumpta Est Maria». Практически ни одно из сочинений Шарпантье с 1690 по 1704 год не сохранилось, потому что после его смерти королевская администрация конфисковала все, что он написал для Капеллы. Шарпантье умер в Сент-Шапель и был похоронен на маленьком обнесенном стеной кладбище сразу за хорами часовни. (Кладбище сегодня не существует.)
В 1727 году наследники Шарпантье продали его рукописи с автографами (28 томов) Королевской библиотеке, сегодня Национальной библиотеке Франции. Широко известные, эти рукописи были разделены самим Шарпантье на две серии тетрадей-одна с арабскими цифрами, а другая с римскими цифрами, и каждая тетрадь пронумерована в хронологическом порядке. Эти рукописи (и их водяные знаки) позволили ученым не только датировать его сочинения, но и определить события, для которых были написаны многие из этих работ.
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.