Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описания произведения
Понтий Пилат был римским префектом Иудеи c 26 по 36 год. Во время его правления происходила проповедь Иисуса Христа и именно к нему после суда Синедриона был приведен Узник для утверждения смертного приговора.
"Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. И первосвященники обвиняли Его во многом.Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился" (Мк. 15:1-5).
Сюжет "Христос перед Пилатом" относится к циклу иллюстраций страстей Христовых. Маттиас Стомер, раскрывая этот эпизод , сделал акцент на противопоставлении двух образов Пилата и Христа. Прокуратор показан в правой части полотна. Он сидит в кресле, покрытом зеленой тканью. Этот цвет в живописи символизирует жизнь, обновление и Святого Духа. Синий цвет полога над головой Пилата также имеет символическое значение, он говорит о духовной чистоте и небесной мудрости. Таким образом художник напоминает, что всякий человек, находящийся у власти должен заботится о благоденствии своих подчиненных, а судя других должен делать это не лицемерно и справедливо. Дорогие ткани одежды Пилата говорят о его высоком положении.
Напротив прокуратора показан арестованный Христос. Их лица находятся на одном уровне, а головы имеют симметричный наклон. Находящийся в центре светильник с одинаковой интенсивностью освещает их лица. Подобная зеркальность привлекает внимание зрителя и заставляет сравнивать детали изображения. Лицо Иисуса имеет кроткое и смиренное выражение, глаза, опущенные вниз, передают сосредоточенность и внутреннюю молитву. Одежда Христа имеет традиционные иконографические цвета: красный, говорящий о принадлежности к царскому роду и синий, символизирующий чистоту и небесную мудрость. Иисус истинный Царь Иудейский, Властелин мира и его Судья, кротко принимает неправедное судейство. Его руки связаны, а по бокам стоят воины, требующие ответа на вопросы прокуратора. Образ Христа, созданный художником соответствует пророчеству Исайи: "Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих" (Ис.53:7).
История создания
Дата создания Маттиасом Стомером картины "Христос перед Пилатом" доподлинно не известна. Картина имеет большой размер
159.4 х 208.9 см и вероятнее всего создавалась для религиозного учреждения. Произведение показывает глубокое понимание художником событий евангельской истории и ее богословского толкования.
Отношение автора к вере
Рассматривая работы художника, всегда интересно какие темы для разработки берет художник и как он их интерпретирует. Картины показывают не только мастерство живописи, но и уровень эрудиции, веры, духовности их создателя. Главными темами Стомера были религиозные образы, бытовые картины и картины на темы древнеримской истории. Такая подборка являет целостную натуру, интересующуюся историей и современностью, осмысляя их через евангельские истины.
Маттиас Стомер происходил из католической семьи. Вера, усвоенная в детстве, стала его личным выбором, что подтверждается избранием им места жительства и тем для работы. Большинство картин, созданных художником, относились к религиозной тематике и показывали его личное переживание Божественного откровения. Характерно, что последней из созданных им работ, была картина, написанная для алтаря церкви в Киудуно.
Биография
Не смотря на то, что Маттиас Стомер был популярным художником и до нашего времени дошло значительное количество работ мастера, сведения о его жизни чрезвычайно скудны. Родился Маттиас около 1600 года предположительно в городе Амерсфорт, во Фландрии. Позднее, работая в Италии, он получил прозвище по месту своего рождения - Маттео Фламандец. Семья Стомера исповедовала католицизм. Считается, что одной из причин, заставившей его покинуть родину, где хозяйничали испанцы, была активная деятельность инквизиции.
Стомер перебрался в протестантскую Голландию. Но для жизни и работы, художник выбирает Утрехт, город, оставшийся в лоне католицизма. В небольшом городе имелась своя гильдия художников. Здесь творили известнейшие последователей итальянца Караваджо, чьё творчество оказало влияние и на живопись Стомера. Последователи этого направления создавали подчеркнуто реалистичные картины. Типичным для их произведений было выдвинуть фигуры людей на первый план и контрастно разместить их на темном фоне.
Желая совершенствовать свое мастерство, Маттиас осуществил мечту многих художников - отправился в Рим, столицу мировой живописи. В Великий город Стомер прибыл в 1615 году и поступил в мастерскую к утрехтскому живописцу Герриту ван Хонтхорсту. Римский период продлился до 1632 года. Причина, по которой мастер покинул итальянскую столицу, не известна. Затем он до 1640 года работал в Неаполе, позже — в Палермо и его окрестностях (Каккамо, Монреале). Последняя из его известных работ — картины в алтаре церкви в Киудуно (1652 г.).
Дата и место смерти художника достоверно не известны. Время определяют не ранее 1652 года и не позднее 1670 года, место - на Сицилии или в Северной Италии. Маттиас Стомер считается одним из лучших мастеров ночных сцен в живописи XVII века в Западной Европе. Он является автором многочисленных работ на библейские сюжеты и темы римской истории. Картины Стомера находятся в нескольких крупных музеях мира, в том числе — в Эрмитаже.
Автор текста: Ольга Северинова.