Толкование на Евангелие от Матфея, Глава 13 , Ориген

Автор Апостол из 12 Левий Матфей, 41-55 гг., Палестина

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Синодальный перевод
Ориген
1Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
Когда Иисус со множеством народа, тогда Он не в Своем доме, ибо множество народа — вне дома. И то, что Он оставляет дом и отходит к тем, кто не в состоянии прийти к Нему, есть дело Его человеколюбия.

Источник

Комментарий на Евангелие от Матфея 10.1. TLG 2042.029, 10.1.4-7.
2И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
3И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
4и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
5иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
6Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
7иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
8иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
9Кто имеет уши слышать, да слышит!
10И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
11Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
12ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
13потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите,
15ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
16Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,
17ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
18Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:
19ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.
20А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;21но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
Матфей написал лукавый, Марк — сатана, Лука — дьявол. И не одно и то же означает при дороге и на дороге. Нам необходимо [понять] это различение ввиду [слов Спасителя]: Я есмь путь (6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.Ин. 14:6). Однако здесь все три евангелиста написали при дороге. [Далее] Матфей и Марк весьма изящно говорят, что слово было посеяно на местах каменистых, а не «на камне». О всяком, кто при дороге, сказано не разумеющий, а о доброй земле — слышащий слово и разумеющий. Таким образом, те, кто сравнивается с местами каменистыми и тернием, пребывают между неразумными и разумеющими. Это служит увещанием к тому, чтобы проявлять заботу о разумении. Ибо если у не разумеющего похищается семя, следует воспринять разум и скрыть семя в земле, то есть в памяти, чтобы оно пустило корни и не было похищено духами лукавства, будучи найдено нагим.

Источник

Комментарий на Евангелие от Матфея 291. GCS 41.1:129-130.
22А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
Обольщение богатства душит, как и слово иноверных. Ибо богатые суть лжецы, и нищий праведник сильнее их, нищий словом и знанием, но праведный жизнью. А апостольская забота о всех церквах (28 Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.2 Кор. 11:28) не есть забота века сего, но ей являются житейские заботы. И все это претерпевает тот, кто не обновил собственную землю, а принял слово беспечно и взрастил тернии, посредством которых земля была проклята из-за преслушания Адама, который услышал: Терния и волчцы произрастит она тебе (18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;Быт. 3:18), чей конец — сожжение (8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение.Евр. 6:8). Они не сеются, но вырастают в человеке сами, заглушая слово Божье из-за порочного произволения. Истинно сведущий разумеет и плодоносит. Если же кто-то кажется разумеющим, не принося при этом плодов, то он не разумеет, а если кажется плодоносящим, не разумея, — он не плодоносен. А слова: в шестьдесят, тридцать и сто крат показывают многообразие добродетели, поскольку не все проявляют равное рвение о добродетели, но одни радеют о ней меньше, другие больше, так что [эта притча] показывает, что [Господь] соразмерно приемлет и тех, и других.

Источник

Комментарий на Евангелие от Матфея 294-295. GCS 41.1:131-132.
23Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
Кажется, что Даниил, зная, что разумные и множество праведных, различающихся славой, являются светом миру1 сказал: И разумные будут сиять, как светлость тверди, и множество праведных, как звезды, вовеки и навсегда (3 И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда.Дан. 12:3)2. И апостол, написав: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе, так и при воскресении мертвых (41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;1 Кор. 15:41-42), говорит то же, что и Даниил, заимствовав эту мысль из его пророчества.

Источник

Комментарий на Евангелие от Матфея 10.3. TLG 2042.029, 10.3.4-13.
24Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
Подумай, не можешь ли ты понять доброе семя, то есть сынов царствия, и в ином смысле по сравнению с тем, что было предложено ранее. Все, что ни произрастает в человеческой душе доброго, сеется Словом Божиим, бывшим в начале у Бога (2 Оно было в начале у Бога.Ин. 1:2), оказываясь порождением Царства Божьего. Таким образом, здравые слова относительно каждой [вещи] суть сыны Царствия.

Источник

Комментарий на Евангелие от Матфея 10:2
25когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
Когда люди поступают не по заповеди Иисуса, сказавшего: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.Мф. 26:41; 38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.Мк. 14:38), и засыпают, дьявол, поджидая, засевает в помышлениях, которые кто-то называет естественными, и среди добрых от Слова семян названные плевелами дурные учения. В соответствии с этим весь мир может быть назван полем, а не только Церковь Божья, ибо во всем мире Сын Человеческий посеял доброе семя, а лукавый плевелы, которые суть дурные слова — [порожденные] злобой сыны лукавого.

Источник

Комментарий на Евангелие от Матфея 10:2
26когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
При конце всех вещей, который называется кончиной века, надлежит быть жатве, когда предназначенные для этого ангелы Божьи соберут приросшие к душе дурные суждения и предадут их истреблению, уничтожив огнем, о котором сказано, что он будет жечь. Так ангелы и служители Слова соберут из всего Царства Христова все находящиеся в душе соблазны и творящие беззаконие помыслы, истребляя которые, бросят в горящую огненную печь. Там те, кто почувствовал, что по вине сна приняли в себя семена лукавого, восплачут и словно бы разгневаются на самих себя. Это и есть скрежет зубов (42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;Мф. 13:42), почему и в псалмах сказано скрежетали на меня зубами своими (16 с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими.Пс. 34:16). Тогда праведники воссияют уже не различно, как в начале, а все — как одно солнце в Царстве Отца их. Объясняя все это как тайну — возможно, посредством всего, сказанного в притче, а вероятнее, посредством слов: Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!Мф. 13:43) — Спаситель прибавляет: Кто имеет уши слышать, да слышит! (43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!Мф. 13:43). Этим Он научает тех, кто думает, что в словах притчи все изложено яснейшим образом и ее может понять всякий, что даже то, что [относится] к ее изложению, нуждается в ясности.

Источник

Комментарий на Евангелие от Матфея 10.2. TLG 2042.029, 10.2.21-44.
31Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,
32которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
33Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
34Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
35да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.
36Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
Достаточно поговорив с народом в притчах, Он отпускает его и приходит в Свой дом, где к Нему приступают Его ученики, которые не остались с теми, кого Он отпустил. И все те, кто более подлинно слушает Иисуса, сначала следуют за Ним, потом, расспросив о месте Его пребывания, получают разрешение увидеть это место и, наконец, придя, видят и остаются у Него; все — день тот (39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.Ин. 1:39), а некоторые из них, может быть, и более. Я думаю, что подобное мы обнаруживаем в Евангелии от Иоанна. Стало быть, и мы, если хотим слушать Иисуса не так, как народ, отпустив который Он приходит в дом, то, восприняв нечто особенное по сравнению с народом, мы должны стать Его домочадцами, чтобы, когда Он войдет в дом, приступить к Нему подобно ученикам и, приступив, удостоиться истолкования притчи: о плевелах в поле или какой-то другой.

Источник

Комментарий на Евангелие от Матфея 10.1-З. TLG 2042.029, 10.4.16-5.3.
37Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;38поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого;39враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.40Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:41пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,42и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;43тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Когда же, как мы отметили, из всего Царства Христова будут собраны все соблазны, а творящие беззаконие помыслы будут брошены в печь огненную и [все] худшее будет истреблено, когда после совершения всего этого те, кто принял сынов лукавого, то есть его слова, придут в сознание, — тогда праведники, ставшие одним солнечным светом, воссияют в Царстве Отца их. Для кого же они воссияют, как не для тех, кто ниже их и кому надлежит насладиться их светом по образу того, как ныне сияет солнце для жителей земли? Ибо, конечно же, они воссияют не для себя. Может быть, слова: Так да светит свет ваш перед людьми (16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.Мф. 5:16) могут быть записаны на скрижали сердца (3 Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего.Притч. 7:3), по словам Соломона, трояким образом: свет учеников Иисуса сияет ныне перед прочими людьми, затем — после смерти и до воскресения и, [наконец], — после воскресения, пока все не придут в мужа совершенного (13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;Еф. 4:13) и не станут одним солнцем: тогда воссияют как солнце в царстве Отца их (43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!Мф. 13:43).

Источник

Комментарий на Евангелие от Матфея 10.3. TLG 2042.029, 10.3.19-36.
44Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
Некий человек, пришедший на поле, которое означает или Писания, или Христа, состоящего из явного и сокровенного, находит скрытое сокровище премудрости — или во Христе или в Писаниях. Ибо, обходя поле, то есть исследуя Писания и стараясь уразуметь Христа, он находит скрытое в нем сокровище и, найдя, утаивает его, считая, что небезопасно объявлять первым встречным неизреченные мысли Писаний или сокровища премудрости и ведения (3 в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.Кол. 2:3) во Христе. Утаив его, он отходит и хлопочет о том, как ему купить поле, то есть Писания, чтобы сделать их собственным достоянием, приняв от тех, кто [принадлежит] Богу, слова Божьи, которые первоначально были вверены1 иудеям. И после того как наученный Христом [человек] купил поле, от них отнимается Царство Божье, которое, согласно другой притче, есть виноградник, и отдается народу, приносящему плоды его (43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;Мф. 21:43), который купил поле посредством веры, продав все свое имение и ничего из того, что он прежде имел — а имел он порок, — уже не было при нем. Ты приобретешь то же самое, если полем, имеющим скрытое сокровище, будет Христос, ибо оставившие все (11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.Лк. 5:11) и последовавшие за Ним продали, в известном смысле, свои имения, чтобы, продав и раздав их, получить от Бога в качестве помощи вместо них доброе произволение и приобрести поле с сокрытым в нем сокровищем по высокой и достойной цене.

Источник

Комментарий на Евангелие от Матфея 10.6. TLG 2042.029, 10.6.7-33.
45Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,46который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
Ищи жемчужин среди слов, всяческим образом возвещающих истину, и среди тех, кто их распространяет. И хорошими жемчужинами, которые купец ищет в предложенном речении, пусть будут пророки, подобно раковинам, если можно так выразиться, собирающие небесную росу и зачинающие от неба слово истины. Главная же из этих жемчужин, вместе с которой можно найти и остальные, есть драгоценная жемчужина — Христос Божий, превышающее дорогие буквы и мысли закона и пророков Слово, найдя Которое, [мы] и прочее легко усваиваем. Спаситель обращается ко всем ученикам, как к купцам, которые не только ищут хорошие жемчужины, но [уже] нашли и приобрели их: Не бросайте жемчуга [вашего] перед свиньями (6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.Мф. 7:6). Ясно, что это было сказано ученикам, поскольку перед этим сказано: Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его (1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.Мф. 5:1), и уже в ходе той беседы было сказано: Не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга [вашего] перед свиньями (6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.Мф. 7:6). Быть может, тот, кто не имеет жемчуга и самой многоценной жемчужины, вовсе и не является учеником Спасителя. От хороших жемчужин, рожденных на востоке, следует отличать жемчужины, рожденные на западе и севере, мутные и темные, каковыми являются слова инославных, если [только] и это следует учесть по причине различия, которое мы обнаруживали между жемчужинами, рожденными в разных местах. А может быть, темными и рожденными в болотах некрасивыми жемчужинами являются мутные слова и обвитые делами плоти ереси.

Источник

Комментарий на Евангелие от Матфея 10.8. TLG 2042.029, 10.8.6-36.
47Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
Следует считать, что слова о том, что Царство Небесное уподоблено неводу, закинутому в море и захватившему [рыб] всякого рода, сказаны, чтобы показать многообразие человеческих произволений, в высшей степени различных между собой, так что выражение захватившему [рыб] всякого рода относится как к тем, кто достоин похвалы, так и к тем, кто достоин порицания, по причине своих наклонностей к [тем или иным] видам добродетелей или пороков. Кроме того, Царство Небесное уподоблено замысловатому плетению невода ввиду сплетения Ветхого и Нового Писания из многочисленных и разнообразных мыслей.

Источник

Комментарий на Евангелие от Матфея 10.12. TLG 2042.029, 10.12.1-10.
*** Этот невод заброшен в море, то есть в волнующуюся по всей вселенной жизнь людей, плавающих в горько-соленых делах жизни. До нашего Спасителя Иисуса этот невод не был весь наполнен, ибо сплетению закона и пророков недоставало Того, Кто сказал: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.Мф. 5:17). И плетение невода наполнилось Евангелиями и словами Христа, [распространившимися] через апостолов. Поэтому подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему [рыб] всякого рода.

Источник

Комментарий на Евангелие от Матфея 10.12. TLG 2042.029, 10.12.24-35.
48который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
49Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
50и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
Служители закинутого в море невода — это Господин невода Иисус Христос и приступившие к Нему и служащие Ему ангелы (ср. 11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.Мф. 1:11), которые не вытаскивают невод из моря и не переносят его на внешний берег, то есть к внешним вещам этой жизни, пока невод не наполнится, то есть пока в него не войдет полное число язычников (25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;Рим. 11:25). Когда же войдет, тогда невод вытаскивают и от здешних дольних вещей переносят на духовно понимаемый берег, где делом вытащивших его будет сесть на берегу и обосноваться там, чтобы все хорошее, что было в неводе, поместить в подобающем ему чине, что названо здесь сосудами, а противоположное, названное худым, выбросить вон. [Слово] вон означает огненную печь, как истолковал Спаситель, сказав: Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную. Только следует иметь в виду, что посредством притчи о плевелах и содержащегося в ней уподобления мы научены тому, что ангелам должно быть вверено отличить и отделить злых от праведных, ибо выше было сказано: Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов (41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;Мф. 13:41-42). Здесь же [говорится]: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную.

Источник

Комментарий на Евангелие от Матфея 10.12. TLG 2042.029, 10.12.38-67.
51И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи!
Согласно простейшему толкованию, книжник научается Царству Небесному, когда кто-нибудь после иудаизма приемлет церковное учение Иисуса Христа. Согласно же более глубокому толкованию [это происходит], когда кто-нибудь, посредством буквы Писаний усвоив их начальный уровень, восходит к духовному, называемому Царством Небесным. Согласно каждой удачной мысли, понимаемой возвышенно, показанной и доказанной, Царство Неба можно понимать так, что тот, кто преизобилует неложным знанием, оказывается в царстве множества таким образом представленных небес. Подобным образом ты сможешь образно истолковать и слова: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.Мф. 3:2), чтобы книжники, то есть те, кто успокаивается на голой букве, раскаиваясь в таком ограниченном понимании, научились [переданному] через Иисуса Христа, одушевленное Слово, духовному учению, называемому Царством Небесным. Поэтому, если в душе не поселяется Иисус Христос — бывший в начале у Бога (1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.2 Оно было в начале у Бога.Ин. 1:1-2) Бог Слово, — в ней нет Царства Небесного. Когда же кто-то оказывается близок к тому, чтобы вместить Слово, тогда к нему приближается Царство Небесное. Если же [понятия] «Царство Небесное» и «Царство Божье» тождественны по сути, хотя и не по выражению, то ясно, что тем, кому сказано Царство Божье внутри вас есть (21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.Лк. 17:21), можно было бы сказать и Царство Небесное внутри вас есть, особенно по причине обращения от буквы к духу, ибо когда кто-либо обращается к Господу, тогда покрывало над буквой снимается (16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.2 Кор. 3:16).

Источник

Комментарий на Евангелие от Матфея 10.14. TLG 2042.029, 10.14.47-73.
52Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
Тот, кто воистину хозяин, — и свободен, и богат. Через научение из книжности Царству Небесному Он обогащается всяким словом Ветхого Завета и всяким познанием (Ср. 5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, -1 Кор. 1:5) нового учения Иисуса Христа и, будучи научен Царству Небесному, откладывает это богатство в своей сокровищнице, которую собирает на небе, где моль не истребляет, и где воры не подкапывают (20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,Мф. 6:20). И о собирающем, как мы сказали, сокровища на небесах можно воистину утверждать, что никакая моль страстей не может коснуться его духовного и небесного достояния.

Источник

Комментарий на Евангелие от Матфея 10.14. TLG 2049.029, 10.14.74-85.
53И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.
Нужно исследовать, Назарет или Вифлеем Он называет отечеством. Им может быть Назарет ввиду сказанного: Назореем наречется (23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.Мф. 2:23), и Вифлеем, поскольку [Иисус] в нем родился. Кроме того, я задаюсь вопросом, почему евангелисты, которые могли сказать «придя в Вифлеем» или «придя в Назарет», не сделали этого, а употребили слово отечество? Не потому ли, что в этом месте таинственным образом показывается, что Его отечеством была вся Иудея, где Он подвергался бесчестию согласно словам: Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем (57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.Мф. 13:57; 4 Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.Мк. 6:4)? И если кто постигнет Иисуса Христа, Который есть соблазн для Иудеев (23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,1 Кор. 1:23), среди которых Он и доныне гоним, а для язычников — предмет проповеди и веры, ибо Его слово пронеслось по всей земле, он увидит, что Иисус не имел чести в Своем отечестве, а у народов, чуждых заветам (12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.Еф. 2:12), почитается. Кого Он поучал, говоря в их синагоге, евангелисты не записали, но [отметили], что это были такие слова, что все изумлялись. Вероятно, сказанное превышало всякое писание. Впрочем, Он учил в синагоге их (54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?Мф. 13:54), не отделяясь от нее и не отвергая ее.

Источник

Комментарий на Евангелие от Матфея 10.16. TLG 2042.029, 10.16.31-50.
54И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
55не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
В этих словах проявляется недоумение: неужели Иисус был не [простым] человеком, а чем-то более божественным, поскольку полагали, что Он сын Иосифа и Марии и имеет четверых братьев, а также сестер. Ни в ком из Его родственников не замечали ничего подобного и считали, что Он не мог достигнуть такой мудрости и силы воспитанием и обучением. В другом месте [иудеи] говорят: Как Он знает Писания, не учившись? (15 И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?Ин. 7:15), чему подобно и то, что сказано в данном случае. Однако говорящие это, столь недоумевающие и изумляющиеся, тем не менее не веровали, но соблазнялись о Нем (57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.Мф. 13:57), как будто очи их разума были удерживаемы силами, над которыми Ему предстояло восторжествовать во время страданий на [крестном] древе.

Источник

Комментарий на Евангелие от Матфея 10.17. TLG 2042.029, 10.17.48-60.
56и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?
57И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
Надлежит исследовать, могут ли эти слова относиться в равной степени ко всякому пророку вообще, как если бы каждый из пророков был лишен чести только в своем отечестве, хотя не всякий, лишенный чести, лишен чести в отечестве, или ввиду того, что употреблено единственное число, это сказано о [ком-то] одном. Если это сказано об одном, тогда понятно, и мы относим написанное к Спасителю. Если же это сказано о пророках вообще, то в историческом отношении это неверно, ибо ни Илия не был лишен чести в Тишбете Галаадском, ни Елисей в Авел-Мехоле, ни Самуил в Раме, ни Иеремия в Анафофе, однако, если понимать это в переносном смысле, все [оказывается] верным. Их отечеством следует считать Иудею, родственниками — Израиль, а домом, скорее всего, тело, ибо все они были лишены чести в Иудее Израилем по плоти (ср. 18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?1 Кор. 10:18), будучи еще в теле, как написано в Деяниях Апостолов в обличении, сказанном народу: Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника (52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, -Деян. 7:52). Подобное же сказано и Павлом в первом послании к Фессалоникийцам: вы сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, которые убили Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают и человекам противятся (14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,15 которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся,1 Фес. 2:14-15).

Источник

Комментарий на Евангелие от Матфея 10.18. TLG 2042.029, 10.18.3-28.
58И не совершил там многих чудес по неверию их.
Мне кажется, что [между] телесными вещами и совершением чудес существует некое подобие. Труда земледельца недостаточно для того, чтобы собрать урожай, если нет содействия со стороны того, что посеяно, и особенно почвы, благодаря которой [земледелец] достигает желаемого результата. И почвы недостаточно без земледелия, а лучше сказать, Промыслитель не сотворил так, чтобы восходящее из земли восходило без земледелия, ибо это Он соделал однажды, сказав: Да произрастит земля зелень, траву; сеющую семя по роду и по подобию ее (11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.Быт. 1:11). Таким образом, ни совершение чудес без веры исцеляемых не оказывает совершенного исцеляющего действия, ни вера, какой бы она ни была, без божественной силы.

Источник

Комментарий на Евангелие от Матфея 10.19. TLG 2042.029, 10.19.35-46.