Перенос тела Христа в гробницу - Чизери Антонио
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Положение во гроб — описанные в Евангелиях похороны учениками тела Иисуса Христа после его крестной смерти, случившиеся вечером Страстной пятницы. Эпизод относится к числу Страстей Христовых, следует за Оплакиванием Христа, предшествует сцене обнаружения пустой могилы и является последним эпизодом, где ещё фигурирует земное тело Иисуса.
«…он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.
На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мёртвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» (Мф.27:58-66).
«Пришёл также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принёс состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин.19:39-40).
«Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его» (Лк.23:55).
Перед нами на картине Антонио Чизери - многофигурная композиция; мертвое тело Спасителя в пеленах несут трое мужчин: Иосиф Аримафейский, Никодим и один из учеников, который смотрит на зрителя, делая его участником этого страшного события. Позади идет Богородица, поддерживаемая под руки, ее мы узнаем по цветам одежд. Далее следует босая рыдающая Мария Магдалина и женщины из Галилеи. Все они идут по глинистой иссушенной земле.
Тело Христа написано натуралистично мертвым, глазницы Его приоткрыты и словно пусты, из пелен выпала левая рука со следом от гвоздя.
На теле умершего Христа отражается желтовато-белый свет, который есть и на сопровождающих его к погребению. В «Перенесении Христа во гроб» художник мастерски применяет возможности светотени. Вся картина пронизана молчанием и ощущением трагедии.
История создания
По картине «Перенос тела Христа в гробницу» можно понять, что Чизери восхищался мастерами итальянского Ренессанса и многому научился у них. В этой картине он подражал стилистической ясности Рафаэля. Также он использует прием художников Возрождения, когда направляет взгляд центральной фигуры на зрителя.
Картина была встречена обществом с большим энтузиазмом и одобрением. Автор сделал большое количество копий этой картины даже для иностранных покупателей.
Предположительно, существует авторская копия 1883 г., которая находится в Эрмитаже.
Отношение автора к вере
Антонио Чизери способствовал возрождению искусства религиозной живописи, начиная с середины XIX века. Родившись в Швейцарии и получив образование во Флоренции, он получил много важных заказов на монументальные картины от церквей Италии и Швейцарии.
Последние три десятилетия создавал работы для миссионерских религиозных орденов Капуцинов, монахов Биджи и францисканцев Ордена Гроба Господня, а также итальянского правительства. Самые известные картины Чизери — «Семь мучеников Маккавеев и мать их, Святая Соломия» (1863), «Ecce homo» (1871), «Перенесение тела Христа в гробницу» (1883) и др.
Жизнь художника и его регулярное обращение в творчестве к христианским сюжетам наиболее ярко свидетельствуют о стремлении Антонио Чизери постичь глубокие духовные смыслы и укрепить свою веру.
Биография
Антонио Чизери родился 21 октября 1821 г. в Ронко-сопра-Аскона на юге Швейцарии в семье живописца Джованни Франческо и Катарины Матерни.
В 1833 году он отправился во Флоренцию учиться живописи у Эрнесто Бонайути и одного из основателей итальянского движения назарейцев Томмазо Минарди.
Затем поступил в Академию изящных искусств, где продолжил учебу у Джузеппе Беццуоли, который оказал на Чизери большое влияние в начале его карьеры. В Академии его талант сразу заметили, он участвовал в ежегодных конкурсах с работами историко-религиозного характера и в 1843 году выиграл премию Триеннале с произведением «Иоанн-креститель, обличающий Ирода и Иродиаду». На ежегодном конкурсе Академии в 1839 году Антонио представил два эскиза «Смерть Лоренцо Великолепного» и «Данте в мастерской Джотто».
С самого начала своего пути он вел плодотворную деятельность портретиста, в дополнение к многочисленным портретам семей выполнил ряд портретов известных людей, таких как граф Камилло Бенсо ди Кавур, Виттория Альтовити Тосканелли (Авила), Катерина и Доменико Баргальи.
В 1849 году Антонио сам стал преподавать у молодых художников и создал частную художественную школу, которая в 1860 году получила официальное признание. Здесь учились Никколо Канничи, Сильвестро Лига, Рафаэль Сорби и Тичинезе Джакомо Мартинетти.
В эти годы художник написал для церкви Святой Фелисити один из своих шедевров «Мученичество Маккавеев», который будет иметь большой успех в 1863 году, а на Всемирной выставке в Вене в 1873 г. будет награжден золотой медалью.
В 1852 году Антонио Чизери был назначен профессором Академии изящных искусств во Флоренции. В этот период началась его дружба со скульптором Джованни Дюпре, который всегда оставался рядом с ним. В 1855 году он женился на Чезаре Бьянчини, дочери мозаичного художника Гаэтано Бьянчини.
Некоторые из своих портретов художник представил на Всемирной выставке в Париже (1855 г.). В 1868 году художник был избран членом Высшего совета образования, а в 1877 году стал гражданином Италии.
Умер 8 марта 1891 года во Флоренции.
Составитель текста: Левченко Алена Михайловна.