Толкование на 1-ое послание к фессалоникийцам ап. Павла, Глава 2 , Иванов А.В. профессор

Автор Апостол Павел, 51-52 гг., Коринф

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Синодальный перевод
Иванов А.В. профессор
1Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
2но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
3Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
Утешение наше. Учение своё Апостол называет утешением, по главному характеру его действия на сердца людей, и отличает это учение от философских учений тем, что в нём нет ни заблуждений, ни лукавства.
4но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
Искусихомся от Бога верни быти прияти благовествование. С твёрдою уверенностью Апостол свидетельствует о том, что он не самочинно принял на себя Апостольство, но был избран к тому Самим Богом (2 Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим.3 Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях.Деян. 15:2-3 — Ред.), и что само избрание сопровождалось такими испытаниями, которыя могли уверить всякаго, что Павел достоин быть проповедником Евангелия. Не аки человеком угождающе, но Богу. Первая черта проповеди Апостола — отсутствие человекоугодничества. Апостол смело мог сказать, что он проповедует без лести.
5Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
Ниже в вине лихоимания. Вторая высокая черта — безкорыстие. В чём бы ни проявлялись корыстные расчёты проповедника — в желании ли прославиться или приобрести имение — всегда они унижают дело проповеди и самого проповедника.
6Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
7мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
Могуще в тягосте быти якоже Христовы Апостоли. Согласно с заповедью Спасителя, Апостолы могли требовать от учеников своих средств к существованию: достоин бо делатель мзды своея (7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.Лк. 10:7). Но Апостол Павел, как он показывал и в других случаях, не хотел быть никому в тягость: да не испразднит кто похвалу его (15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.1 Кор. 9:15), и сам трудится, своими руками добывая себе хлеб. На это теперь указывает он Солунянам, чтобы доказать своё безкорыстие. [Русский перевод, принимая в соображение вторую часть стиха, дающую мысль о скромности Апостола, выражается так: мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы. Златоустый поддерживает эту мысль и говорит, что Апостолы, являясь и с важностью среди своих учеников, не сделали бы ничего страннаго, потому что посланникам царей прилично являться с важностью. Но не нужно забывать, что Сам Царь, коего представителями служат эти посланники (Апостолы), явился не в славе и учеников Своих посылал не для славы. И потому мысль Славянскаго перевода ближе к выражению Апостола]. Быхом тиси посреде вас, якоже доилица греет своя чада. Сила противоположности этой части стиха лежит не в слове тиси, а в выражении: греет чада своя. Мать кормилица с опасностью для своей собственной жизни, забывая о самой себе, ласкает, питает и защищает своих детей, и не показывает им ни тени строгости, не требуя от детей ничего для удовлетворения своих нужд. С такою кормилицею Апостол сравнивает себя: он всё сделал для Солунян; он преподал им благовестие Божие, и готов отдать за них и душу свою, и никогда ничем не отягощал их.
8Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
9Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие.
Нощь бо и день делающе, да не отяготим ни единаго от вас. Говорится о ремесле, которым Апостол занимался для снискивания себе средств жизни. По обычаю всех Восточных народов, каждый человек, несмотря на своё происхождение и предполагаемое общественное положение, должен был в юности изучить какое-нибудь ремесло, чтобы, в случае внезапной перемены своего положения иметь средство приобретать себе кусок хлеба. Ремеслом Апостола Павла было делание палаток (3 и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток.Деян. 18:3). Апостол занимался им больше по ночам, чтобы иметь день свободным для проповеди.
10Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими,
11потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,
12мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.
Моляще и утешающе вас, и свидетельствующе вам ходити достойно Богу. Не утешение только подавать должно унывающим, но и устрашать живущих безпечно напоминанием угрожающих бедствий (Феодорит).
13Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих.
Еще и действуется в вас верующих. Действие слова Божия в Солунянах обнаруживалось обыкновенными дарами духовными, а по замечанию святого Иоанна Златоустаго, перенесением страданий.
14Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
Пострадасте от своих соплеменник. Иудеи не довольствовались тем, что сами преследовали Апостолов и последователей Христовых, как это случилось в Фессалонике (5 Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.6 Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.8 И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.9 Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.10 Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.12 И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.13 Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.Деян. 17:5-13), но возбуждали и языческия власти против Эллинов, уверовавших во Христа.
15которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся,
Богу не угодивших, и всем человеком противящихся. Было бы невозможно исчислить все грехи народа Израильскаго в течении его продолжительной жизни. Спаситель и Апостолы сокращают это счисление указанием, что этот народ избивал всех пророков, посланных к нему. Убиение Иисуса Христа было величайшим преступлением их, требовавших Его распятия и вопиявших: Кровь Его на нас и на детях наших (25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.Мф. 27:25): но, по безконечной благости Того же Убитаго ими, ещё давалась им возможность обращения и спасения. А они, вместо того поспешили исполнить меру грехов своих и отцов своих, и не только не обращались, но препятствовали и другим обращаться ко Христу. Так они не только Богу не угождали, но и людям противились.
16которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.
Исполнити им грехи своя всегда. Для каждаго времени, для каждаго народа и даже для одного человека определяется долготерпеньем Божиим мера, по исполнении которой преступников постигает заслуженная кара. Впрочем, эта мера определяется не степенью или пределом долготерпения Божия, которое безконечно, как и благость Божия, но степенью силы и выносливости самого человека, яко нестерпим гнев прещения Божия на грешники (молитва царя Манассии) и мог бы уничтожить само бытие их. Постиже на них гнев до конца. Нет никаких оснований относить эти слова к факту разрушения Иерусалима. Если бы это было так, то ссылки на такое чрезвычайное событие были бы и в других местах Послания, да и здесь это событие рисовалось бы более определённо. Апостол Павел здесь читал, так сказать, знамения времён, грядущую судьбу Богоборнаго и жестоковыйнаго жидовства.
17Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше.
Осиротевше от вас. Слово осиротеть употребляется в приложении к малым детям, потерявшим своих родителей, потом и к родителям, лишённым детей преждевременною смертью. С такими сравнивает себя Апостол, насильно удалённый из Фессалоники.
18И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.
Возбрани нам сатана. Когда Апостол Павел желал посетить Рим, то Сам Бог не допускал его до времени видеть столицу мира (Рим. 15:22-1:10), а когда думал проповедывать в Асии и Вифинии, возбранил ему Дух Святый (6 Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии.7 Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их.Деян. 16:6-7); — но здесь возбраняет сам сатана — конечно, по допущению Божию, потому что Господь позволяет иногда врагу добра полагать препятствия, чтобы тем сильнее закалить верных. Видимым образом возбранение со стороны сатаны проявилось в тех препятствиях, которыя полагались Иудеями проповеди Апостола. Здесь, очевидно, Павел говорит от одного своего лица, но не изменяет формы множественнаго числа.
19Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?
Венец похваления. Апостол сравнивает себя с борцом, который получает в награду за свои подвиги венец похвальный. Таким венцом для него были Солуняне; — впрочем, не одни они, но с другими обращёнными Апостолом Христианами. Это выражается словами: не и вы ли.
20Ибо вы - слава наша и радость.