«Три искушения Христа» - Боттичелли Сандро

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Три искушения Христа»
«Три искушения Христа»
Автор: Боттичелли Сандро
Местонахождение: Музей Ватикана, Ватикан
Произведение: «Три искушения Христа»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Возрождение
Дата создания: 1481 -1482 гг.

Описание произведения.

Эта многофигурная композиция Сандро Боттичелли называется «Три искушения Христа». Об этом сюжете подробно рассказывается в Стихах 1 - 13 главы 4 из Евангелия от Луки: «…Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола …» (Лк.4:1-2).

Сцены искушения художник изобразил в верхнем ярусе своей композиции. Слева - дьявол под видом отшельника уговаривает постящегося Иисуса превратить камни в хлеб, чтобы утолить голод. В центре – такой же образ отшельника с четками, но при этом с дьявольскими крыльями за спиной, пытается заставить Иисуса спрыгнуть с крыши Иерусалимского храма. При этом нечистый указывает на каменные ступени, словно напоминая об обещании Бога об ангельской защите от смерти. Справа - дьявол на вершине горы весьма эмоционально рассказывает о богатствах и власти, но, потеряв отшельническое облачение, за которыми скрывался, падает в пропасть. К Иисусу в это время подступают ангелы.

В боковых частях нижнего яруса автор представил своих современников, причем в одеждах XV века. Все они, по его замыслу, являются свидетелями происходящих испытаний Господа. В левом углу композиции, как считают итальянские и отечественные искусствоведы, изображены портреты Сандро Боттичелли и его ученика – молодого художника Филиппино Липпи. В противоположной стороне представлены кардинал Пьетро Риарио, а также кардинал Джулиано делла Ровере, впоследствии ставший папой Юлием II.

Но главной идеей всего произведения является сцена, изображенная на первом плане в центре картины. Светловолосый юноша в объемном хитоне с восторженным видом принимает от верховного жреца Храма жертвенную чашу и кропило. Этот сюжет имеет отношение к Стихам 12 - 19 главы 17 из Евангелия от Луки: «…И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя…». (Лк.17:12-19).

Молодой человек и есть самарянин, исцеленный Иисусом от проказы и прославлявший имя Его. О своем очищении всем своим видом он и заявляет верховному жрецу. Этот старец с колокольчиками на подоле своей синей мантии символизирует Моисея, разбудившего иудейский народ и принесшего ему закон. Молодой самарянин принимает от жреца храмовые атрибуты крещения и очищения человечества. Юноша был исцелен Христом - духовно очистился, обрел спасение и теперь получает историческую преемственную возможность пробуждать души людей и очищать их от скверны.

История создания.

Документально известно, что 27 октября 1480 года Сандро Боттичелли, вместе с другими флорентийскими мастерами - Доменико Гирландайо и Козимо Росселли, приехал в Рим по настоятельной просьбе их покровителя Лоренцо де Медичи. Этот знаменитый патриций был фактическим властелином Флорентийской республики и теперь намеревался прекратить свою долгую вражду с папой Сикстом IV. Для этого флорентийский государственный деятель оплатил работу своих художников над украшением папского дворца. Боттичелли, Гирландайо и Росселли вскоре приступили к работе в Сикстинской капелле вместе с другим мастером - Перуджино.

Главной темой фресковой росписи стала параллель между историями Моисея и Иисуса Христа, как живописный образ взаимосвязи между Ветхим и Новым заветом. А также преемственность законов, которых Бог дал Моисею и посланием Иисуса, который избрал святого Петра своим преемником, а он впоследствии стал первым епископом Рима. Таким образом, символизируется законность духовного наследия от Моисея – Иисусу, от Спасителя - святому Петру, и далее к римскому духовенству - папе.

Отношение автора к вере.

Сандро Боттичелли был глубоко религиозным человеком. В детстве он с трепетом воспринял рассказы отца о жизни Девы Марии. Уже юным мальчиком Сандро тянулся к светлой радости, которая струилась из изображений Богоматери на многочисленных фресках и иконах флорентийских церквей. И он пообещал своим родным, что когда-нибудь сам воспоет в красках образ Пресвятой Девы. С юношеских лет Боттичелли имел высокое стремление к красоте и чувство глубокого сострадания. Стремление к красоте определило возвышенный характер его творчества; сострадание придало физической красоте одухотворенность и человечность. Боттичелли нередко переживал творческие муки, сомневаясь в том, является ли живопись достаточно высоким делом перед Богом, потому всегда стремился быть певцом нравственной красоты. Его творчество прошло путь от идиллических грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка.

Биография.

Сандро Боттичелли родился в 1445г. в семье кожевника. Очень мало известно о том, где и когда Сандро прошел художественную выучку и действительно ли, как сообщают старые источники, он сначала обучался ювелирному ремеслу, а затем уже стал заниматься живописью. По-видимому, он был учеником известного живописца Филиппе Липпи, в мастерской которого он мог работать между 1465—1467 годами. Не исключено, что Боттичелли некоторое время (1468-1469) работал у другого известного флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккьо. В 1470 году он уже имел собственную мастерскую и самостоятельно выполнял полученные заказы.

В ранних произведениях Боттичелли преобладают образы, проникнутые мягким лиризмом, прозрачные и почти безмятежные. Картина «Аллегория Силы», написанная в 1470 году, знаменует обретение художником собственного стиля. В 1470–1472 годах он пишет диптих об истории Юдифи. В 1472 году Боттичелли вступил в Гильдию Св. Луки, благодаря чему получал право вести независимую живописную деятельность и иметь помощников. В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474–1475), а также портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам. В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи — по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли. Сам художник никогда не был женат, он был равнодушен к мирским благам, но был безумно счастлив от того, что имел возможность в своих произведениях остановить и запечатлеть красоту. Окружающую жизнь он переделывал в искусство. А искусство в свою очередь стало его подлинной жизнью.

К концу 70-х годов образы Боттичелли, сохраняя еще крепкую реалистическую основу, приобретают утонченную одухотворенность и поэтичность. «Весна» (1482) — одно из первых в европейской живописи произведений чисто светского содержания, картина, в которой гуманистическая культура Возрождения с ее увлечением античностью впервые нашла такое непосредственное, хотя и очень своеобразное отражение. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы. В 1481 году Боттичелли работает над фресками Сикстинской капеллы. Теме любви посвящена картина «Венера и Марс» (около 1485). Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». В 1480–1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте.

Поздний этап творчества ознаменовался погружением в глубоко религиозные сюжеты: «Поклонение волхвов» (1478–1482), «Мадонна с Младенцем на троне» (1484), «Благовещение» (1485) —являются высшими творческими достижениями живописца. В 1490 году Боттичелли увлекается проповедями доминиканского монаха Джироламо Савонарола, призывавшего к покаянию и отказу от грешной жизни. С этих пор стиль Боттичелли резко изменяется, он становится аскетичным. В 1500 году он создаёт «Мистическое Рождество» — единственное подписанное и датированное им произведение.

Боттичелли абсолютно не заботило материальное благополучие и богатство. Конец своих дней он провел в бедности, и лишь благодаря заботе своих состоятельных заказчиков не был предан забвению. Живописец скончался 17 мая 1510 года, на 66-м году жизни и был похоронен на кладбище церкви Всех Святых во Флоренции.

Автор текста: Светлана Королева.



Оставить комментарий