Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание.
Двухэтажный Спасо-Преображенский собор построен очень интересно, с разными архитектурными подходами. Нижний его уровень выполнен в византийском, а верхний – в исконно русском стиле. Очень красиво смотрится внешняя отделка, объединившая в себе фасады из красного кирпича и купола голубого цвета, стремящиеся ввысь. Внутри церковь богато украшена художественной росписью – потолок имитирует звездное небо, на стенах и колоннах – лики святых, херувимы и библейские сюжеты.
Стены верхнего храма украшены великолепной восково-масляной росписью по сухой штукатурке. Самое сложное было подготовить основу для этих росписей. Реставраторам пришлось здесь изрядно потрудиться, сначала «лечить» сам кирпич стен, а потом уже постепенно наращивать слои покрытия. Работали над внутренним убранством храма две бригады монахов – одна писала новые иконы, вторая занималась росписью стен. Примененная техника росписи делает цвета масляной краски матовыми и мягкими, очень приятными для глаза. Верхний храм летний, он самостоятельно не отапливается, но благодаря хорошо продуманной системе вентиляции, сюда поднимается теплый воздух из отапливаемого нижнего храма. Даже в сильные морозы, температура воздуха в верхнем храме не опускается ниже 10 градусов, что очень важно для сохранности росписей. Верхний храм хорошо освещается естественным светом из окон. Нижний храм более темный, с низкими сводчатыми потолками, стены просто побелены.
В Свято-Преображенском соборе находится несколько чудотворных икон, включая список с иконы Валаамской Божьей матери, и мощи основателей монастыря — преподобных Сергия и Германа.
Поблизости находится список Валаамской иконы Божией Матери. Богородица одета в темно-вишневый плащ и предстает, будто огненный столп, соединяющий небо и землю, в середине которого, точно на престоле, восседает Младенец Иисус. Его правая ручка благословляет, а в левой находится держава, увенчанная крестом – символ царской власти. По преданию, этот святой образ восходит к византийской чудотворной иконе «Никопея» («Победотворная»), написанной евангелистом Лукой. После разграбления крестоносцами Константинополя, икона попала в Венецию, хранилась в закрытом киоте в базилике святого Марка и только с 70-х годах XX века доступна для обозрения. Вероятно, преподобный Сергий и Герман принесли список иконы «Никопея» на Валаам. Дерзну сказать, что самой своей историей эта икона стала общей для восточных и западных христиан святыней.
Со временем Валаамский образ Божией Матери был утерян, но его воссоздал в 1878 году Алексей Константинов, который позднее принял монашеский постриг с именем Алипий и возглавил Валаамскую иконописную мастерскую. Удивительно, что на момент написания иконы иеромонаху Алипию было всего 26 лет.
Из нижней церкви, ступая по гранитной лестнице, вдоль которой на стенах изображены все русские святые, мы попадаем в верхний храм Преображения Господня. Он более светлый, торжественный и просторный (вмещает 3000 человек). Сооружен храм в 1896 году, в русском стиле. На строительство пошло 3,5 миллиона кирпичей (каждый весом по 7 кг), изготавливавшихся прямо на острове из местной глины.
Над иконами для иконостаса трудились иеромонах Алипий и его ученики. Росписью стен руководил другой одаренный мастер – монах Лука (Богданов), начальник Валаамской школы живописи. В советские годы заброшенный собор медленно разрушался. Реставрация началась в 1980-х годах, спасти получилось только часть росписей.
История создания.
Дата основания Валаамского монастыря, из-за отсутствия источников, окончательно не установлена. Согласно местному преданию, во время своего пребывания на острове, святой Апостол Андрей Первозванный установил на месте языческого капища крест, чтобы православие утвердилось на этой земле. Согласно имеющимся источникам, монастырь существовал в X-XII веке, его основателями считаются святые Сергий и Герман, прибывшие из Греции.
Главный храм во имя Преображения Господня был построен в XII веке и монастырь стал называться Спасо-Преображенским. В годы XII-XVI веков, во время войн между Россией и Швецией, монастырь подвергался многочисленным разорениям, и до 1617 года был в запустении. С 1715 года, после Полтавской битвы, Валаам вновь перешел к России. Через четыре года был освящен деревянный Спасо-Преображенский храм, построены келейные корпуса и вспомогательные помещения. Но пожаром 1754 года эти постройки были уничтожены.
В 1781 году на Валаам из Саровской пустыни пришел иеромонах Назарий, установивший в монастыре строгий общежительный устав. Старец Назарий составил план каменных монастырских зданий. Монастырское строение представляло собой пятиглавый собор, окруженный внутренним четырехугольником монастырских построек. В 1789 году была освящена, во имя преподобных отцов Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, нижняя церковь собора; в 1793 году – церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая; в 1794 году – Преображенский собор и его придел во имя святых апостолов Петра и Павла и в 1796 году, по перестройке, храм Успения Пресвятой Богородицы.
В 1801 году настоятелем Валаамского монастыря был избран отец Иннокентий. Он возвел восточную, западную и южную стороны внешнего каре монастырских строений, закончив дело, начатое игуменом Назарием. Над святыми вратами обители была построена церковь в честь святых апостолов Петра и Павла, освятили которую 29 июня 1809 года.
2 апреля 1822 года монастырь был возведен в первый класс.
При игумене Ионафане был выстроен вчерне каменный Спасо-Преображенский собор с колокольней. Освящение закладного камня нового соборного храма на Валааме состоялось 30 июня 1887 года. На торжества прибыл президент Императорской Академии Художеств, великий князь Владимир Александрович с супругой – великой княгиней Марией Павловной. Собор возводился по проекту зодчего А.Я.Силина, под наблюдением архитекторов Г.И.Карпова и Н.Д.Прокофьева. Собор производил неизгладимое впечатление на всех, кто его посещал.
После Октябрьского переворота, Валаам оказался на территории Финляндии. В 1930 году была открыта школа иконописи для мальчиков из бедных православных семей. Под руководством иеромонаха Фотия и иеродиакона Досифея, ученики иконописной школы выполнили большинство реставрационных работ по живописи собора.
В 1940 году монастырь был эвакуирован. В монастырских зданиях размещались: школа юнг, дом-интернат для инвалидов войны, совхоз. В Спасо-Преображенском соборе, из-за конденсата и протечек кровли, осыпалась живопись. В нижней церкви собора, где когда-то иноки преклоняли колена пред мощами великих Валаамских подвижников, хранились овощи.
С 1980 года остров Валаам стал музеем заповедником, при этом Спасо-Преображенский собор разрушался, а в уцелевших скитах были расположены танцплощадки. В сентябре 1989 года Валаамский Спасо-Преображенский монастырь был возвращен Русской Православной церкви. С 1990 года Валаамский монастырь получил статус ставропигиального, то есть перешел в непосредственное ведение священноигумена, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 1996 году престольный праздник монастыря – день памяти преподобных Сергия и Германа был отмечен особыми торжествами. Обитель посетили Патриарх Алексий II и, впервые в истории Валаама, глава Поместной Православной Церкви, митрополит всея Америки и Канады Феодосий. Он передал монастырю бесценный дар – частицу мощей преподобного Германа Аляскинского, а Святейший Патриарх – большую икону святого.
17 июля 2002 года в Валаамском монастыре состоялось духовное торжество – встреча игумена афонского монастыря Ватопед, архимандрита Ефрема с братией и паломниками. Архимандрит Ефрем привез в дар обители храмовый образ, список с чудотворной иконы «Пантанасса» («Всецарица»), который был специально написан для монастыря и освящен на Святой Горе Афон. Архимандрит Ефрем также принес в дар Валаамской обители мощи почитаемого Афонского подвижника благочестия, старца Иосифа Исихаста.
В 2005 году были завершены реставрационные работы по восстановлению живописи собора на площади свыше 5 тыс. м². В начале XX века при Валаамском монастыре существовало 13 скитов. В настоящее время восстановлено одиннадцать.
Составитель текста: Наталья Сергеева.