Преображение - Рафаэль Санти

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Преображение
Преображение
Автор: Рафаэль Санти
Местонахождение: Ватиканская пинакотека, Ватикан
Произведение: Преображение
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Высокое Возрождение
Дата создания: 1516-1520 гг.

Описание произведения


Картина композиционно разделена на две части. Верхняя пронизана неземным светом и являет взору Преображение Господне: «Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме». (Лк. 9:28-31). В нижней части полотна изображены ученики Христа, которые пытаются исцелить больного отрока: «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его». (Мф. 17:14-16).

В христианской традиции не принято отвлекать внимание зрителя от главного события на горе Фавор. Но такая трактовка более соответствует евангельскому рассказу, а также обнажает замысел художника, который показал нам эти события как происходящие в разных сферах, на разной высоте Духа. Наверху — откровение Божье о миссии Христа и о том, какой ценою будут спасены люди; внизу — люди, одержимые своим неверием.

Христос в белоснежных развивающихся одеждах парит над землёй. К Нему устремлены фигуры пророков Илии и Моисея. Под их ногами в отблеске фаворского света пали ниц поражённые чудом апостолы — Пётр, Иаков, Иоанн. Слева, вне вершины горы, художник изобразил ещё две фигуры, взирающие на происходящее. Обычно в них видят святых отроков Юстуса и Пастора, небесных покровителей собора, для украшения которого картина была предназначена.

Внизу картины — апостолы, которым не удается исцелить одержимого отрока. Они указывают отцу отрока на гору, куда удалился Иисус. Мальчик стоит с воздетой по направлению ко Христу рукой, бессознательно взывая к Его помощи. Этот приём позволил художнику зрительно и содержательно объединить обе части картины. Предостерегающий жест апостола, изображённого в левом нижнем углу, связывает зрителя с происходящим на картине.

История создания


«Преображение» — последняя картина, созданная Рафаэлем. Заказ поступил от кардинала Джулио Медичи (будущего папы Климента VII) и предназначался для алтаря французского собора Cвятых Юста и Пастора в Нарбонне, — как и «Воскрешение Лазаря», которое кардинал предложил написать Микеланджело. Хитрый прелат хотел повысить качество работ, сыграв на духе соперничества между двумя великими мастерами. Микеланджело отказался, но согласился представить эскиз картины. В результате заказ получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо.
11 декабря 1519 года Лев X принимал в Ватикане работу дель Пьомбо, а в это время Рафаэль всё ещё писал своё «Преображение». Есть немало свидетельств, как Рафаэль, видевший картину «Воскрешение Лазаря», неофициально выставленную для обозрения, лихорадочно работал над персонажами нижней части полотна «Преображение». Кардинал Джулио не стал отправлять картину во Францию, как задумывалось. Он в 1523 году поместил её в главном алтаре римской церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио. В 1774 году для Собора Святого Петра художником Стефано Поцци была выполнена мозаичная копия «Преображения» Рафаэля.

Однако в 1797 году картина, вместе с сотней других произведений искусства, была конфискована французскими войсками Наполеона. В ноябре 1798 года она была выставлена в Большом салоне, а 4 июля 1801 года заняла центральное место в экспозиции из двадцати картин Рафаэля в Большой Галерее Лувра.
После падения Наполеона в 1815 году, в рамках выполнения мирного договора, в Италию было возвращено шестьдесят шесть картин, в том числе «Преображение» Рафаэля.

Отношение автора к вере

Рафаэль, как и многие его современники, был с рождения воспитан в любви к Богу. После смерти отца официальным опекуном юного художника стал дядя по отцовской линии, Бартоломео, который был католическим священником. Безусловно, это тоже оказало влияние на юношу, который мечтал писать картины, отражающие божественные истины. Именно благодаря глубокой вере и гениальному мастерству имя Рафаэля Санти до сих пор остается в веках истории.

Биография

Будущий великий художник родился в 1483 году в городке Урбино. Его отец, Джованни Санти, был живописцем, графиком, а также поэтом при дворе герцога Урбинского. Свои первые творческие опыты Рафаэль начал в мастерской отца. Но когда мальчику едва исполнилось 11 лет, его родители скончались. Некоторое время юный живописец проживал дома, под опекунством своего дяди Бартоломео, а затем был отправлен в Перуджу обучаться в мастерской художника Пьетро Перуджино. Там Рафаэль провел 4 года. После окончании обучения он отправился жить и работать во Флоренцию, где познакомился с такими выдающимися мастерами кисти, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта. У этих знаменитых художников Рафаэль научился многим профессиональным секретам, в том числе, портретной живописи и скульптуры.

В 1508 году, будучи уже профессиональным живописцем, Рафаэль переехал в Рим и стал официальным художником папского двора. В этот период гениальный мастер расписал Сикстинскую капеллу – величайший шедевр эпохи Возрождения.

В 1514 году Рафаэль был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Он много занимался раскопками в Риме, работал на заказ для многочисленных церквей, писал портреты, выполнял частные художественные заказы.

В 1515 году итальянский маэстро знакомится с другим выдающимся гением кисти, немецким живописцем Альбрехтом Дюрером.

В 1520 году на раскопках римских античных зданий Рафаэль подхватил лихорадку и вскоре скончался. Гений эпохи Возрождения был похоронен в римском Пантеоне.

Автор текста: Северинова Ольга

Оставить комментарий