Преображение Господне - Беллини Джованни

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Преображение Господне
Преображение Господне
Автор: Беллини Джованни
Местонахождение: Венеция, музей Коррера
Произведение: Преображение Господне
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Венецианская школа живописи
Дата создания: около 1455 г.

Описание произведения.

Картина «Преображение Господне» итальянского художника Джованни Беллини написана темперными красками на специально подготовленной доске, ее размер 143×68 см. На ней запечатлен момент из жизни Иисуса Христа, описанный довольно подробно сразу несколькими евангелистами.

Матфей, Лука и Марк повествуют о том, что Иисус Христос поднялся на гору для молитвы, взяв с собой трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна. Спаситель молился долго и учеников сморил сон. Но вдруг все осиял яркий свет – Христос преобразился, а рядом с ним на горе оказались Илия и Моисей. Художник изобразил момент, когда Петр обращается ко Христу, испрашивая разрешения сделать три кущи (палатки): «Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». (Мк.9:5). После этих слов, трое собеседующих на горе покрылись облаком, и раздался глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте». (Мк.9:5). По возвращении, Христос велел ученикам пока не рассказывать о том, что видели. Событие Преображения Господня считают явлением Божественной Троицы – Сына, стоящего на горе, Святого Духа, в виде света и чудесного облака, Бога Отца, возвестившего о Себе голосом.

Евангелисты не называют гору, поэтому существуют различные мнения по поводу того, где именно произошло событие Преображения Господня. Однако установилась традиция относить это явление Славы Божией к горе Фавор, в связи с чем, это название заложило основу нарицательного понятия «фаворский свет», ставшее столпом в понимании обожения человека.

На этой картине Беллини мы видим католическое понимание фаворского света – художник изобразил сияние облака по кругу, как будто над Спасителем светится нимб, символизирующий схождение на Него благодати. Пытаясь передать идущий сверху свет, а также усилить белизну одежды, особенно подчеркнутую в Евангелии, Беллини несколько затемнил лик Христа. Это, вероятно, явилось также следствием молодости художника, стремящегося соответствовать духу времени в передаче объема, но еще не вполне обладающего мастерством.

В целом расположение фигур на картине выполнено в соответствии с иконографическим каноном – три жителя Небесного Града возвышены, три земных человека распластаны, в напоминании слов из Покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу «Бога человеком невозможно видети…». (Ирмос 9-ой песни).

История создания.

Кто заказал Джованни Беллини, молодому художнику из знаменитой в Венеции творческой семьи, написание «Преображения Господня» доподлинно не известно. Также нет сведений о том, где была размещена картина первоначально. Долгие годы считалось, что она принадлежит кисти Андреа Монтенья, насколько были похожи манеры работы мастеров в этот период, однако сейчас у исследователей творчества Беллини есть уверенность в авторстве.

Отношение автора к вере.

Сомнений в принадлежности Джованни Беллини к католической вере нет, так как в те годы секуляризация общества в Италии еще не проявлялась. Исследователи обращают внимание на то, что в Венеции, родном городе художника, было сильно влияние византийской культуры – во многих домах горожан имелись иконы греческого письма, поэтому художник с детства наблюдал их одухотворенное величие, повлиявшее на становление его творческой манеры. Известно, что в период иконоборчества часть икон из Византии была вывезена в Италию и другие страны, чем спасена от уничтожения. Возможно, что православные иконы и более позднего написания привозились из Византии венецианскими купцами, во время их поездок по делам торговли.

Особенностью Джованни Беллини считают его любовь к изображению Богоматери с Младенцем – Мадонны. Характерно, что Беллини всегда изображал Пресвятую Деву с покрытой головой, тогда как в дальнейшем, стремясь подчеркнуть девичество Марии, католические художники рисовали ее часто с открытыми волосами.

Цветовая гамма изображений Богоматери, также близка к византийским образцам – художник активно использует глубокий синий и темно-красный цвет. Искусствоведы обращают внимание на «нежную бесстрастность» многочисленных «Мадонн» Беллини, что также указывает на византийское влияние.

Эти работы свидетельствует о хорошем знакомстве Беллини с католической гимнографией. Позы Богородицы и Младенца, элементы пейзажа, которые стороннему зрителю представляются просто особенностями композиции или красивым фоном, каждый католик понимал, как метафорическую иллюстрацию к церковным или паралитургическим песнопениям и апокрифическим текстам. Беллини в своей работе обращался к Богоматери: «Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению».

Ряд работ художника свидетельствует о том, что он разбирался в течениях религиозной жизни своего времени. В 1513 году Беллини закончил картину с изображением святых Христофора, Иеронима и Людовика Тулузского для алтаря церкви Сан Джованни Кризостомо в Венеции. Известно, что художник трудился над этим произведением почти 20 лет. Дело в том, что святые Людовик и Христофор представляли две стороны деятельности католической церкви. Людовик – приверженец преобладания внутрицерковной жизни, Христофор считал ее главной задачей несение Слова Божия в массы. По этому поводу в начале XVI века в католичестве велись серьезные дебаты. Беллини примирил оба течения, разместив изображения главных носителей их идей под объединяющей аркой с надписью: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога». (Пс.13:2). Блаженный Иероним композиционно объединяющий картину, представляет собой вершину духовной жизни — аскезу и движение к истине.

Биография.

Джованни Беллини признан основателем венецианской школы живописи, однако его биография слабо документирована, время его рождения доподлинно не известно. Джорджо Вазари, который занимался систематизацией итальянского искусства в XVI веке, считал, что Беллини родился в 1426 году, однако большинство позднейших исследователей творчества художника относят его рождение к 1430-1433 году. Джованни родился в семье художника Якопо Беллини, имел брата – художника Джентиле Беллини, мужем его сестры Николозии был известный художник, представитель падуанской школы живописи Андреа Мантенья. Мастер родился и жил в Венеции, редко покидал город, умер в 1516 году.

С молодости Джованни Беллини трудился в родительской мастерской, как подмастерье. В самом начале творческого пути, молодой художник находился под сильным влиянием отца – в некоторых ранних работах искусствоведы находят образы с альбомных зарисовок Якопо Беллини. Работы Джованни, которые написаны до 1450 года, не имеют точной датировки, часть из них у ряда исследователей вообще вызывают сомнения в авторстве. После появления в семье Монтенья, некоторые картины художников перекликаются, в части работ авторство Беллини установлено не сразу, а после тщательного анализа.

В 1460 году он совместно с отцом и братом Джентиле работал над алтарным образом Гаттемелаты в соборе Сант-Антонио в Падуе, который, к сожалению, не сохранился.

С середины 1460-х годов Беллини считается зрелым мастером и получает индивидуальные заказы на исполнение алтарных росписей в церквях. Первой большой работой считается участие в создании алтарей для церкви Санта-Мария делла Карита. Считается, что мастеру принадлежит сам замысел и исполнение «Триптиха св. Себастьяна».

Следующее крупное произведение мастера — полиптих Святого Винченцо Феррера из венецианской церкви Санти Джованни э Паоло, состоящий из девяти картин. Работы проводились по заказу доминиканского ордена, они отличаются своеобразной манерой наложения красок, выразительностью форм и драматизмом.

К 1470-м годам, живопись Беллини становится более мягкой и трогательной. В эти годы художник начинает работать маслом, с этим материалом венецианцев познакомил Антонелло да Мессина, который соединял в своих работах нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы.

Позже Беллини пишет много картин изображающих Богоматерь с Младенцем. Многочисленные Беллиниевские «Мадонны» составляют сокровищницу католической церковной живописи.

Со временем Беллини постигает основы тональной живописи, которые в полной мере получат развитие под кистью его учеников и последователей, знаменитых венецианцев Джорджоне, Тициана, Тинторетто и Веронезе.

Будучи зрелым мастером, начиная с 1470 года, Беллини получает много заказов на написание портретов знаменитых жителей Венеции, где стремится к максимальной реалистичности. Замечателен «Портрет дожа Леонардо Лоредано» (1501 г. Лондон, Национальная галерея), который написан с нарушением формы официального портрета венецианского дожа – выборного главы Венецианской республики.

С началом XVI века наряду с религиозной живописью Беллини пишет много картин с аллегорическим сюжетом.

С возрастом Беллини не утратил способности к восприятию новых веяний в искусстве, которыми было так богато время, в которое он жил. Но при этом художник не отказывался от воспитавшего его искусства кватроченто, с его позднеготическими нотками, и оставался верным рисунку как основе произведения.

За 60 лет творческой деятельности, Джованни Беллини написал более 200 работ, значительная часть из которых имеет религиозное содержание.

Автор текста: Царан Серафима.

Оставить комментарий