Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание иконы.
Икона «Преображение Господне» была написана для Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском, что недалеко от Москвы. Она являлась главным храмовым образом, поэтому всегда находилась в первом ярусе иконостаса, среди местночтимых икон. Этот образ написан на составной липовой доске размером 184x134 см, красочный слой нанесен яичной темперой поверх левкаса. Изображение выполнено в полном соответствии с традиционным иконописным изводом этого праздника, который в основном сформировался в IX веке.
Евангелисты отмечают, что событие Преображения случилось через несколько дней после того, как Господь рассказал ученикам об ожидающих Его страстях, о несении своего креста Его последователями и о Своем скором пришествии во славе. Однажды Иисус, позвав Своих ближайших учеников – братьев Иоанна и Иакова с Петром, взошел на гору – Фавор. На иконе она представлена тремя горками, центральная из которых оливкового, а окружающие терракотового цвета. Восхождение было долгим и непростым, путники продолжили начатую ранее беседу. Иконописец посчитал важным запечатлеть этот процесс в левой части иконы, написав начало события на небольшом уступе.
После трудного пути ученики погрузились в сон, и Христос стал молиться один. Вдруг яркий свет изверг Иоанна, Иакова и Петра ото сна – Христос явился преображенным – «вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою», сообщает Лука. «Как снег», «как на земле белильщик не может выбелить», уточняет его слова евангелист Марк. По сторонам от Иисуса находились Илия и Моисей, как сослужающие ему, священник и диакон. Они олицетворяют исполнение во Христе всех ветхозаветных чаяний и пророчеств. Святые отцы объясняют, что Илия представляет собою мир живых, так как не умер, а был поднят живым на небеса, а Моисей – мир мёртвых. Причем Илия изображен седобородым, а Моисей черноволосым молодым человеком, держащим в руках скрижали с Законом.
Спаситель стоит на вершине горы, правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток, символизирующий пророчества о Себе. Иисус Христос помещен в сияющую голубоватым светом мандорлу, от которой исходят ослепительные лучи, сверкающие бликами на деревьях, лещадках горок и одеждах присутствующих при Его Преображении. Свет пронизывает все, он словно прорывает поверхность, врезается в земную твердь, как острый плуг. Чудо Преображения явлено формирующим вселенную событием, которое преображает все творение и дает толчок к развитию последующих событий.
Ученики поражены мощью случившегося, они как будто опрокинуты исходящими от Христа лучами света. Юный Иоанн в испуге упал ниц и закрыл лицо руками, Иаков стоит на коленях, спиной к Спасителю, но оборачивается, чтобы приобщиться Чуду. Только Петр прямо смотрит на воссиявшего Христа, рука его поднята в жесте обращения: «Равви! хорошо нам здесь быть», приводит его слова апостол Матфей. После этого, продолжает евангелист, все покрылось облаком, и над горой разнеслось: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). Так явлена вся Пресвятая Троица – Сын, преображенный на горе, Святой дух, осеняющий Его облаком, и Отец, гласом возвещающий Свою волю.
Время иконы — время вечности, здесь все происходит одновременно, если слева Христос и апостолы поднимаются на гору, то справа — они сходят с нее. Это тоже важная часть события, так как на обратной дороге Христос просит своих учеников сохранить в тайне увиденное, до Его воскресения.
Особенностью данной иконы исследователи считают небольшие облачка в верхних углах, на которых ангелы переносят Моисея и Илию на гору Преображения.
Эта икона заложила русскую традицию письма более поздних образов Преображения Господня. На протяжении XV века, этот извод неоднократно повторялся иконописцами, каждый из которых, внося изменения в мелочах, был верен именно такому композиционному решению.
Святые отцы полагают, что Христос заведомо взял с Собой учеников не для совместной молитвы, предугадав их сон, а, чтобы явить им всю Славу Божию в Преображении, показать Себя Сыном Божьим не на словах, а явно. По мнению Иоанна Златоуста, Он «открыл… им нечто из Своего Божества… и показал в Себе обитающего Бога».
Учение о «фаворском свете», которое связано с чудом Преображения Иисуса Христа на горе Фавор, является основополагающим в христианском богословии. Как писал архиепископ, византийский богослов и философ Григорий Палама: «Свет этот не есть свет чувственный, и созерцающие его не просто видели его чувственными очами, но измененными силой Божественного Духа». С этим учением тесно связан исихазм, сформировавший православное понимание аскетики. Нет сомнений в том, что иконописец, кисти которого принадлежит рассматриваемая икона «Преображение Господне», был знаком с этим учением и имел свой мистический опыт.
В понимании фаворского света кроется одно из различий между православием и католичеством. Зримо это представлено в религиозной живописи, особенно в изображении нимбов. На православных иконах нимб, это видимое сияние образа Божия в человеке, свидетельство его обожения. У католиков нимб придается, как внешнее свидетельство святости, подобно награде за благочестивую жизнь.
История образа.
Священное Писание доносит до нас историю о том, как Иисус Христос преобразился на глазах своих учеников Петра, Иакова и Иоанна. Об этом говорят три евангелиста – Лука, Матфей и Марк, представляя свершившееся во всех подробностях. Предание уточняет, что событие произошло на горе Фавор, хотя часть исследователей сомневается в этом, называя гору Ермон. Однако именно название горы Фавор послужило основой для формирования целой грозди синонимов, которые прочно вошли в языки многих народов. Этот факт можно посчитать своеобразным Божьим благословением на древнее церковное предание о Преображении Иисуса Христа именно на горе Фавор. Православная Церковь хранит память о горе Фавор в задостойнике праздника Преображения Господня: «Величай, душе моя, на Фаворе преобразившегося Господа…»
Преображение Господне относится к двунадесятым праздникам, то есть к одному из двенадцати главных событий православной церкви.
Особенности иконописной школы.
Икона «Преображения Господня» была написана для Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском. Этот храм был возведен в середине XII века. В XV веке сын Дмитрия Донского, Василий, решил восстановить и переосвятить ряд храмов домонгольской постройки, и этот собор стал одним из них. Тогда же, ориентировочно в 1403 году, и была заказана икона Преображения Господня.
Яркий и своеобразный характер живописи имеет сходство со стилем известного византийца Феофана Грека. Острые пробела и пронзительные вспышки света, будто фиксирующие момент мистического видения, резкими ударами падают на лики, руки и одежды. Они символизируют божественный свет, пронизывающий всю материю и испепеляющий её природные формы, возрождающий к новой, одухотворенной жизни. Но есть и отличия, особенно они заметны в характере изображения образа Спасителя – Его лик не грозный, как в произведениях Феофана, а милостивый, со смягченными чертами, внимательным и кротким взглядом.
Иконописец уделяет особое внимание теме божественных энергий, того нетварного Фаворского света, который созерцали апостолы во время Преображения Христа на горе. Он следует традициям, для которых характерны индивидуальные переживания религиозного опыта с тяготением к монашескому подвижничеству.
Биография.
Современные исследователи считают, что икона написана неизвестным автором, который, хотя и знаком с творчеством Феофана Грека, но не относится к его школе.
Автор текста: Царан Серафима.