Монастырь Пантократор -

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Монастырь Пантократор
Монастырь Пантократор
Местонахождение: На крутой скале высотой в 30 метров, со стороны монастыря Ватопед или из Кариеса.
Название: Монастырь Пантократор
Жанр: Архитектура
Год создания: конец XIV века

Описание.

Монастырь Пантократор находится на скалистом утесе у северо-восточного побережья Афонского полуострова в живописной бухте. На наружной стене нависают балкончики насильников в несколько этажей. В северной части мощеного плитами двора расположен собор монастыря, освященный в честь Преображения Господня (Мф.17:1–6, Мк.9:1–7, Лк.9:28–36), с пристроенной к нему колокольней, а на западной стороне Обители возвышается крепостная башня.

Первым игуменом был избран архимандрит Виссарион, который сразу начал большую работу. Была отремонтирована северная часть монастыря, проведён водопровод, построена дорога. Господь забрал его к себе молодым, в возрасте 48 лет и монахи считают его своим покровителем, беря благословение до сих пор. Он был святым человеком и оставил большое дело, которое теперь продолжает игумен Гавриил, восстанавливая монастырь в это трудное время.

При нынешнем игумене Пантократора архимандрите Гаврииле завершена реконструкция всего комплекса зданий Обители. Сегодня внутреннее пространство монастыря разделено на 2 двора: один двор занимают главный храм с колокольней, монашеские кельи и сторожевая башня с часовней; другой двор – трапезная, архондарик, мастерские, монастырская лавка и комнаты для рабочих.

Относительно небольшой Кафоликон монастыря с примыкающей к нему башней звонницей расположен в северо-западной части внутреннего двора Обители. Он был возведён из белого мрамора в 1363 году одновременно с основной частью монастыря. Впоследствии Кафоликон много раз достраивался, восстанавливался и переделывался уже независимо от общего архитектурного ансамбля Обители.

Внутреннее убранство монастырского собора с древних времён остаётся неизменным. Изначально храм был расписан во второй половине XIV века знаменитым византийским живописцем Мануилом Панселином. К сожалению, в 1854 году большинство фресок были закрашены росписью иконописца Матфея Иоанна из Науссы. Самым замечательным творением в соборном храме является резной иконостас XVIII века. Это один из трёх древнейших резных иконостасов, сохранившихся на Святой горе с известными иконами Христа и Божией Матери XVI века написанными Феофаном Критским.

Одной из главных святынь Обители является чудотворная икона Пресвятой Богородицы Геронтисса «Старица» - она находится в киоте у северо-восточной колонны соборного храма монастыря. Чудотворная икона была подарена ктиторами Обители Алексеем и Иоанном. Название «Старица» она получила от чуда, случившегося с одним из старцев монастыря, который после откровения понял, что скоро уснёт вечным сном. Он попросил священника, чтобы тот быстрее служил литургию, и он успел причаститься. Сначала послышался голос Пресвятой Богородицы от её Святой иконы она повелела иерею поскорее совершить божественную литургию, но он не торопился. Тогда он услышал во второй раз более повелительный голос Пресвятой Богородицы, которая снова повелевала ему быстрее завершить божественную литургию чтобы он успел причастить Пречистых Тайн больного старца. Священник в страхе поспешил совершить божественную литургию как можно быстрее и успел причастить больного старца, который тут же предал свою душу Господу. Так, святые отцы, видя этот промысел Пресвятой Богородицы о старце и видя его любовь и веру к Божией Матери дали ей позже название Старица. Это было первое чудо Пресвятой Богородицы, благодаря которому образ получил своё название.

Божья Матерь совершает множество чудес одно из них изображено на ризе Иконы Пресвятой Богородицы. 2 декабря 1948 года произошло чудо, которое и определило дату праздника Святой иконы. Тогда случился пожар в здании монастырского архондарика и отцы обители, будучи не в силах потушить пожар снова обратились к иконе Пресвятой Богородицы «Старица». Божья Матерь снова услышала молитвы отцов и сделала так чтобы ветер подул в другую сторону и огонь перестал распространяться, в результате этого монастырь был спасён от уничтожения и огонь потух сам чудесным образом. С тех пор праздник иконы установили 2 декабря.

В соборном храме Обители монахи бережно хранят мощи многих святых. Здесь хранится ковчег с частью Древа Креста Господня, справа и слева от него вставлены частицы мощей святых равноапостольных Константина и Елены, а в нижней части ковчега хранится часть хитона Спасителя и часть камня с Гроба Господня; часть руки и ноги святого апостола Андрея Первозванного, а также часть правой руки Святого Иоанна Златоуста.

В одном из помещений монастырской башни братией Обители организован музей. Здесь хранятся наиболее значимые для монастыря иконы, древние манускрипты, церковная утварь, ранне-печатные книги, драгоценные дары.

История создания.

Согласно монастырскому преданию, Обитель была основана в XI веке византийским императором Алексеем I Камненым, который построил небольшой монастырь в честь Пресвятой Богородицы. В XIII веке первоначальные строения Обители были уничтожены пиратами. Первые документальные свидетельства о монастыре относится к XIV веку, когда два брата византийский полководец Алексий Стратопедарх и царский сановник Иоанн Примикирий прибыли из Константинополя на святую гору Афон и стали жить в келии Пантократор, постепенно они её расширили и весной 1357 года было начато строительство монастыря с собором в центре. Ктиторы обители сначала выбрали место северо-восточнее от сегодняшнего расположения монастыря и приступили к строительству. Тогда чудотворная икона Пресвятой Богородицы чудесным образом переместилась на место, где сейчас стоит построенный монастырь. Сначала ктиторы думали, что икону украли вместе с инструментами или, что над ними шутит рабочий, но когда они увидели, что это чудесное событие повторяется много раз, то поняли, что это промысел Божий Матери, чтобы монастырь был построен именно здесь. Основатель монастыря Алексий умер в 1368 году, а его брат Иоанн в последствии принял монашеский постриг на Святой горе с именем Иоаникий. Они были погребены у стены в притворе соборного храма Обители, где до настоящего времени под мраморной плитой находится их могила.

После падения Византийской империи в 1453 году и турецкого завоевания Обитель охватил экономический кризис, но при этом несмотря на огромные долги, монастырь Пантократор сохранял свою духовную жизнь. Трудное время было для Святой горы во время турецкой оккупации. Каждый монастырь должен был платить дань туркам, чтобы они их не трогали. Тогда все монастыри были идеаритмическими. Был обычай возить в Грецию мощи святых, чтобы собирать милостыню для оплаты монастырями дани туркам. В эти годы помощь Афонским монастырям оказывали правители Молдо Валахии. В Обитель они посылали приношения и дары. В Валахии было Подворье Катсорь и там жил старец по имени Мелетий, на собранные им средства было проведено много ремонтных работ в монастыре Пантократор.

Во второй половине XVI века монастырь Пантократор перестраивается и благоустраивается, играя важную роль в иерархии монастырей Святой Горы, где занимает седьмое место. В разные годы Обитель избрали местом своего проживания многие деятели православной культуры.

В начале XV века здесь был Святой Нифонт Патриарх Константинопольский, который жил в монастыре Дионисиат. Он был 2 года в Обители, а затем подвизался вместе, которое называется Спилиокритис. Несколькими годами позже историческим лицом, связанным с обителью, был Святой Феофил Мироточивый, который жил в местечке Капсала. В начале XVI века в Обители пребывал Святой Феона архиепископ Солунский, он жил в келии Святого Онуфрия, которая находится за монастырём. Это было для него местом подвига и уединения. В начале XVII века, с 1600 по 1610 годы, в Обители жил Святой Иосиф епископ Тимишоары. Он был игуменом монастыря Кутлумуш, а позже жил в монастыре Ватопед. Его связь с монастырем заключается в том, что здесь он стал и монахом, и священником - здесь его рукоположили. Поэтому монахи особо его почитают и считают покровителем монастыря. Также монахами почитается Святой Акакий Кавсокаливит, который жил в обители и Святого Макария Натараса вместе с преподобным Никодимом Святогорцем. Они очень известные на Святой Горе.

В XVIII веке немаловажное значение в развитии монастыря Пантократор сыграла поддержка его русскими самодержцами. В 1762 году императрица Екатерина II пожертвовала монастырю большие денежные суммы, а также специальным указом разрешила монахом Обители организовывать сбор пожертвований территории России. В 1744 году русский путешественник писатель и публицист Василий Григорович-Барский во время своего паломничество по Святой горе посетил монастырь Пантократор.

Во время греческого национально-освободительного восстания 1821 года афонские монахи оказывали материальную поддержку повстанцам и с оружием в руках сражались с оккупантами, но восстание было жестоко подавлено и многие монахи, спасая сохранённые святыни были вынуждены покинуть Святую Гору.

В феврале 1822 года у афонских монастырей были расквартированы турецкие войска и монахи были обязаны обеспечивать их жильем и питанием. Почти все оставшиеся в монастыре ценности были конфискованы и разграблены оккупантами и только в апреле 1830 года, после окончательного ухода турецких войск, монахи начали возвращаться на Святую Гору привозя с собой спасённые реликвии, уникальные рукописи и святые мощи. Это стало возможным благодаря победе России в войне с Османской империей в 1828-1829 годах.

Несмотря на все трудности и разрушения монастырь постепенно восстанавливался. И к 1903 году в нём проживало 58 монахов. 2 ноября 1912 года после 500 лет турецкого порабощения греческий флот подошёл к Афонскому полуострову. Матросы с эсминца Феила высадились у пристани Дафни и направились в Карею, где представитель Султана передал управление Святой Горой капитану 1 ранга Папагеоргиу, представляющему греческое королевство.

В начале XX века был расцвет монашества на Святой горе, в те годы было самое большое количество монахов на Афоне за последние века. После Второй Мировой войны началось оскудение монашества, тогда даже были монастырь Ставроникита и Скит Святого Андрея Первозванного. На Святой Горе почти не оставалось монахов, в этот период правительство Греции планировало собрать всех монахов в монастыре Великая Лавра, чтобы использовать остальные обители как музеи, но Пресвятая Богородица вступилась и в семидесятые годы монашеские братства стали увеличиваться. С того времени и до наших дней происходит расцвет монашества: приходят новые иноки, появляются достойные игумены, современные святые - как Старец Паисий Святогорец, Старец Порфирий Кавсокаливит.

Новый этап становления Обители начинается в 1992 году с приходом части братии монастыря Ксенофонт во главе с архимандритом Виссарионом. В 1992 году по решению вселенского патриархата монастырь вновь стал киновиальным, что является очень важным событием.

Автор текста: Канищева Анастасия.

Оставить комментарий