Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
«Christ unser Herr zum Jordan kam»(Христос, наш Господь, пришедший в Иордан) – церковная кантата И.С.Баха на немецком языке для солистов, хора и камерного оркестра. Текст сочинения повествует о Крещении Иисуса Христа от Иоанна Крестителя во Иордане. Произведение торжественного, величавого характера в неспешном темпе призвано заставить слушателя ближе воспринять Евангельские и пророческие слова об этом великом событии. По своему значению эта церковная кантата схожа с духовными гимнами (антемами) и ораториями Г.Ф.Генделя. Здесь также прекрасное музыкальное обрамление служит лишь фоном для содержания. Кантата состоит из семи частей для разных групп голосов с оркестровым вступлением и проигрышами, которые настраивают на лучшее восприятие. Композитор использовал в произведении мягкие контрасты и легкие штрихи, чтобы избежать монотонности, но в тоже время сохранить дух возвышенного созерцания.
История создания.
Впервые кантата «Christ unser Herr zum Jordan kam» была исполнена 24 июля 1724 года в Лейпциге на праздник Рождества Святого Иоанна Крестителя. Произведение было прекрасно принято и впоследствии неоднократно исполнялось. Торжественный характер музыки и поэтический текст, основанный на истории святого, составили исключительную индивидуальность произведения. И.С.Бах этим сочинением еще больше укрепил свое положение в новом для себя городе.
В наши дни кантата еще более популярна, чем во времена композитора – ее записывают и исполняют во всех уголках мира.
Отношение автора к вере.
И.С.Бах родился в семье церковных органистов и музыкантов в нескольких поколениях по линии отца Иоганна Амброзиуса Баха. Дяди и отец обучили юного композитора всем премудростям музыкальной науки. Безусловно, это была благочестивая христианская семья – Иоганн Себастьян был самым младшим ребенком и о нем заботились старшие братья, особенно это касалось обучения. После смерти родителей в возрасте десяти лет юный композитор поселился у старшего брата Иоганна Кристофа, который был органистом церкви св. Михаила в Ордруфе. Иоганн Кристоф обучил младшего брата премудростям церковной композиции, игре на клавикордах (скрипку он освоил еще под руководством отца) и познакомил его с произведениями лучших композиторов. Такое серьезное «домашнее» обучение и подготовка позволили И.С.Баху поступить в престижную школу Святого Михаила в Люненбурге, где он за два года получил лучшее и полнейшее образование, необходимое церковному органисту под руководством известного Георга Бема. Бем уделял большое внимание талантливому ученику и даже позволял ему играть на знаменитом органе в Церкви святого Иоанна, где был органистом. Самым тщательным образом И.С.Бах готовился к величайшему призванию своей жизни – быть композитором церковной музыки. Он слушал лучших органистов и собирал знания, а также сам много трудился над переписыванием нот, а впоследствии над сочинениями. Своей жизнью он исполнил призыв псалмопевца Давида:
«Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия». (Пс.150).
Биография.
И.С. Бах родился в семье музыканта И.А. Баха и М.Э. Ламмерхит 21 марта (31н. ст.) 1685 года в городе Айзенахе, столице герцогства. Отец композитора был директором городских музыкантов, он преподал сыну первые уроки теории музыки и обучил игре на скрипке. Впоследствии, когда в возрасте десяти лет Иоганн Себастьян осиротел, он переехал к брату и продолжил обучение музыке и композиции. С пятнадцати и до семнадцати лет юный Бах обучался в школе органистов в Люненбурге, где также обучались дети из аристократических семей северной Германии. Бах сделал большие успехи за время обучения в школе и по окончании получил место органиста в Тюрингии, где служил в нескольких соборах до 1723 года.В Мюльхаузене композитор получил очень хорошие условия и в 1706 году женился на кузине Марии Барбаре Бах. В 1720 году супруга композитора внезапно умерла, а в 1721 году он женился на Анне Магдалене, которая выступала, как сопрано при Кетенском Дворе.
Благодаря накопленному опыту, композитор в 1723 году получил место в Томаскантор (знаменитый хор мальчиков) Лейпцига и писал церковную музыку для главных церквей города и студенческого ансамбля университета «Коллегиум Мьюзикум». В 1726 году композитор впервые опубликовал часть своих сочинений, а через десять лет получил титул «придворного композитора» от курфюрста Саксонии и короля Польши Августа.
В 1750 году Иоганн Себастьян Бах вынужден был обратиться за медицинской помощью в результате ухудшения зрения, а затем и наступлении слепоты и из-за неудачно сделанной операции и осложнений после нее композитор умер в возрасте 65 лет. Хирург Джон Тейлор, сделавший операцию, впоследствии был признан шарлатаном – он своими действиями навредил очень многим людям, в том числе Г.Ф. Генделю.
Композитор оставил после себя богатейшее наследие, и сегодня нет в мире человека, которому неизвестно было бы это имя, но не всегда было так. Могила композитора более 100 лет была безымянной, а его прижизненная слава и признание померкли перед модными музыкальными течениями, но с XIX века сочинения И.С. Баха, как и его жизнеописание, стали интересовать многих именитых музыкантов и исследователей. Вплоть до настоящего времени музыка композитора становится все более популярной и известной, ее исполняют на фестивалях и конкурсах и даже существуют целые школы аутентичного звучания, стремящиеся точно отобразить лучшие творения композитора. Величайший талант смог приумножить И.С. Бах, как в церковной, так и в светской музыке, запечатлев свое имя на золотых скрижалях истории.
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
Christ, unser Herr, zum Jordan kam
Nach seines Vaters Willen,
Von Sanct Johann's die Taufe nahm,
Sein Werk und Amt zu 'rfüllen.
Da wollt' er stiften uns ein Bad,
Zu waschen uns von Sünden,
Ersäufen auch den bittern Tod
Durch sein selbst Blut und Wunden,
Es galt ein neues Leben.
So hört und merket alle wohl,
Was Gott heißt selbst die Taufe,
Und was ein Christen glauben soll,
Zu meiden Ketzer Haufen:
Gott spricht und will, das Wasser sei
Doch nicht allein schlecht Wasser,
Sein heiligs Wort ist auch dabei
Mit reichem Geist ohn Massen,
Der ist allhie der Täufer.
Solchs hat er uns beweiset klar,
Mit Bildern und mit Worten,
Des Vaters Stimm man offenbar
Daselbst am Jordan hörte.
Er sprach: das ist mein lieber Sohn,
An dem ich hab Gefallen,
Den will ich euch befohlen han,
Daß ihr ihn höret alle
Auch Gottes Sohn hie selber steht
In seiner zarten Menschheit,
Der heilig Geist hernieder fährt
In Taubenbild verkleidet;
Daß wir nicht sollen zweifeln dran,
Wenn wir getaufet werden,
All' drei Person getaufet han,
Damit bei uns auf Erden
Zu wohnen sich ergeben.
Sein Jünger heißt der Herre Christ:
Geht hin all Welt zu lehren,
Daß sie verlor'n in Sünden ist,
Sich soll zur Busse kehren;
Wer glaubet und sich taufen läßt,
Soll dadurch selig werden,
Ein neugeborner Mensch er heißt,
Der nicht mehr konne sterben,
Das Himmelreich soll erben.
Wer nicht glaubt dieser großen Gnad,
Der bleibt in seinen Sünden,
Und ist verdammt zum ewgen Tod
Tief in der Höllen Grunde,
Nichts hilst sein eigen Heiligkeit,
All sein Thun ist verloren.
Die Erbsünd machts zur Nichtigkeit,
Darin er ist geboren,
Vermag ihm selbst nichts helfen.
Das Aug' allein das Wasser seiht,
Wie Menschen Wasser gießen,
Der Glaub im Geist die Kraft versteht
Des Blutes Jesu Christi,
Und ist für ihm ein rothe Fluth
Von Christi Blut gefärbet,
Die allen Schaden heilen tut
Von Adam her geerbet,
Auch von uns selbst begangen.
Христос Господь на Иордан пришёл
по воле Своего Отца;
от Иоанна принял Он крещенье,
чтоб Своё дело и служение свершить;
там Он устроил нам купель,
дабы омыть нас от грехов.
Смерть горькую Он потопил
Своими ранами и кровью,
и тем нас искупил для новой жизни.
Внимай и слушай, род людской,
что Сам Господь крещеньем именует.
Хоть и должна быть здесь вода,
но недостаточно её одной:
се Слово Божье и Дух Божий крестят
и очищают грешников.
И это ясно Бог
нам показал и образом, и словом:
на Иордане глас Отца
был явно слышен при крещении Христа,
так возгласивший: се возлюбленный Мой Сын,
и в Нём – благоволение Моё.
Он от превышнего небесного престола
снизшёл в смиреньи,
чтобы мир спасти,
и человеческую
плоть и кровь воспринял.
Примите же Его – Он ваш Спаситель,
и драгоценному Его учению внимайте.
(Небесного) Отца раздался глас;
Сын, искупивший нас Своею Кровью,
как истинный крестился Человек;
Дух в виде голубя явился,
чтоб без сомненья веровали мы:
Святая Троица, Сам Бог
крещенье уготовал нам.
Когда Иисус после Своих страданий
и после воскресенья
от мира восхотел прейти сего к Отцу,
Своим Он рек ученикам:
идите в мир весь и учите все народы;
кто на земле уверует и крестится,
спасён тот будет и оправдан.
О люди, веруйте же в благодать сию,
чтоб вам не умереть в грехах
и не погибнуть в преисподней!
Ни наша добродетель, ни дела
пред Богом никогда значенья не имеют.
Греховность нам прирождена,
повреждена природа наша;
но очищается она крещением и верой
и избегает осужденья.
Очи видят только воду,
ту, какую люди льют;
вера же разумевает силу
крови Господа Христа.
И когда нас печатлеет
алой Крови сей поток,
исцеляется паденье,
в мир вошедшее Адамом
и достигшее до нас.