Искушение Христа на крыше храма. - Александр Андреевич Иванов

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Искушение Христа на крыше храма.
Искушение Христа на крыше храма.
Автор: Александр Андреевич Иванов
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея
Произведение: Искушение Христа на крыше храма.
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: классицизм, академизм.
Дата создания: 1849-1858 гг.

Описание произведения.

Евангельская история о том, как Христос был трижды искушаем сатаной, вылилась у Александра Иванова в отдельную серию рисунков. Каждому искушению художник посвящает несколько эскизов.

Искушения Христа в пустыне описаны тремя евангелистами - всеми, кроме Иоанна Богослова. Иисус после крещения в реке Иордан удалился в пустыню для поста и молитвы в течение сорока дней. К концу этого срока, Спаситель взалкал, воспользовавшись моментом человеческой слабости, к Нему явился сатана, что значит по-еврейски «противник», «клеветник», для того, чтобы искусить Мессию. Как рассказывают евангелисты, Христос был искушаем голодом (Мф. 4:3-4), гордыней (Мф. 4:6-7) и верой (Лк. 4:6-8). После неудачных попыток «…оставляет Его диавол, и се, ангелы приступили и служили Ему». (Мф.4:11).

Представленный акварельный эскиз повествует о той минуте, когда «…берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано:
«Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус же отвечает: написано также: «не искушай Господа Бога твоего»». (Мф. 4: 5-7).

По наблюдению Н. Дмитриевой, библейские акварели Александра Иванова на тему искушений остаются на поисковой стадии, их концепцию художник не уяснил для себя окончательно. Поэтому на этом картоне Иванов лишь намечает будущую композицию, которая потом будет дополнена подробностями и уточнениями. Христос по центру, жестом левой руки отгоняя беса, который изображен довольно комично - с копытами, рогами и хвостом. По правую руку от Иисуса три служащих ангела.

Триумф и победа Христа Бога заслоняет драматизм человеческих переживаний Иисуса Человека.

История создания.

В последнее десятилетие своей жизни, в 1849-1858 годы Александр Иванов трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы».

Художник мечтал поучаствовать в росписях Храма Христа Спасителя, но заказ был отдан К. Брюллову, что побудило Александр Иванова придумать свой проект, посвященный религиозным сюжетам Ветхого и Нового Заветов.

Иванов мечтал расписать фресками некое здание, которое должно было быть чем-то средним между «храмом искусства» - прообразом музея, и «храмом философии». Эскизами к этим неосуществленным фрескам стало несколько сотен акварелей. Проект подобного «Храма человечества» был утопией. Задуманный библейский цикл был призван «увенчать все усилия ученых и антиквариев», представив библейский мир в той интерпретации, которая предлагала новейшая литературная ученость. Безусловно, большое влияние на Александра Иванова оказала книга «Жизнь Иисуса» пера Д. Штрауса. Иванов увлекся библейской археологией и источниковедением, зарисовывая христианские памятники Италии.

Художник ищет здесь некую новую форму воспроизведения библейской реальности. Предметом пристального изучения для него становится восточное искусство, в котором Иванов видит фундамент возникновения христианства. По тонкому замечанию одного из исследователей, «древневосточные элементы введены органически в стиль эскизов, воздействуя на него так же, как воздействовали они в свое время на эллинизм при сложении византийского искусства».

Библейские эскизы Александра Иванова, плод его многолетних размышлений над Ветхим Заветом и Евангелием, были оценены такими критиками, как А. И. Бенуа и В. В. Стасов как вершина его творчества, превышающая по мастерству полотно «Явление Христа народу».

Сергей Иванов, брат художника, писал: «Эти композиции делались моим братом в продолжение 8-ми лет, т. е. с 1849 г. до начала 1858 года, времени поездки брата в Петербург и его кончины. Первым и главным, конечно, служит самый рисунок, освободившийся от всякой манерности и делавшийся легким и покорным выражением мысли». Под манерностью Сергей понимал отход от подражания итальянским мастерам, на которой настаивал русский академизм.

Именно к этому моменту у Александра Иванова появляется свой собственный стиль. Он обретает, наконец, свободу от академического канона, что отражается в свободе линии и видоизменении пейзажа, перестающего быть калькой итальянских. Все библейские изображения теперь несут на себе отпечаток Востока, в особенности, Палестины и живо переносят зрителя в места реального действия событий Ветхого Завета и Евангелия. Эскизы Иванова пытаются философски передать готовность древнего мира к метаморфозе и ожидание, переживание чуда.

Отношение автора к вере.

Религиозно-историческая тематика – основная в творчестве Александра Иванова. Писатель и друг художника Н. В. Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» так определил Александра Иванова в период его работы над полотном «Явление Христа народу»: «умер для всего в мире» и «ведет жизнь истинно монашескую, корпя день и ночь над своей работой и молясь ежеминутно». По выражению И. С. Тургенева, художник «молится ежеминутно» и «знает Библию от слова до слова» (Тургенев, 1861 г.).

Тем не менее, связи Александра Иванова с А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским породили толки о религиозной разочарованности художника к концу жизни. Здесь следует обратить внимание на то, что «ослабление веры», на которое сетовал художник, не остановило его от работы на библейским циклом. Подобный парадокс биографии художника свидетельствует скорее о сложности и многогранности его религиозного чувства.

Всю жизнь Иванова вела идея изобразить Христа, Его жизнь и учение, распространение проповеди. Многое из задуманного художник выполнил. В «Эскизах» Иванов нарисовал с великим талантом и совершенством немало сцен из жизни Христа и учеников, но все, что тут есть значительного и великого, коснулось только исторической и бытовой стороны событий.

Биография.

Александр Иванов (1806-1858 гг.) родился в семье художника, профессора живописи Императорской Академии Художеств, Андрея Ивановича Иванова. С детства воспитывавшийся в атмосфере творческого поиска и диалога, Александр в одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. Учился в академии при поддержке Общества поощрения художников и под руководством своего отца.

За успехи в рисовании получил две серебряные медали и был награждён в 1824 году малой золотой медалью за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».

Общество поощрения художников решило послать Александра Иванова за границу для дальнейшего усовершенствования с условием, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это обязательство, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим. В это время Рим был местом средоточия русской интеллигенции.

Первым делом Иванов занялся копированием «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и эскизами на библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу. Но прежде, чем приступить к этой трудной задаче, он хотел испробовать свои силы в работе над менее масштабным произведением. С этой целью он в 1834—1835 годах написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».

Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.

Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857 гг.), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность

В хлопотах о дальнейшей участи своей картины Иванов, и так не отличавшийся крепким здоровьем, окончательно истощил свой организм, и в результате легкой простуды оказалось достаточно для того, чтобы свести его в могилу. Он умер после кратковременной болезни

3 июля 1858 г. и, при большом стечении народа, он был похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря (впоследствии перезахоронен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры).

Автор текста: Надежда Анатольевна Завальная.

Оставить комментарий