yandex

Искушение Христа - Хуан де Фландес (Хуан Фландрский)

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Искушение Христа
Искушение Христа
Автор: Хуан де Фландес (Хуан Фландрский)
Местонахождение: Национальная художественная галерея, Вашингтон
Произведение: Искушение Христа
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Ренессанс
Дата создания: 1501-1506 гг.

Описание произведения.

Картина Хуана де Фландеса «Искушение Христа» олицетворяет собой один из переломных моментов земной жизни Спасителя – пребывание Его в пустыне на протяжении сорока дней, где Он находился после крещения в Иордане и был искушаем дьяволом: «Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал». (Лк.4:1-2).

В центре произведения художник разместил две ключевые фигуры – Иисуса Христа и дьявола, которого он представил в человеческом обличье, в монашеском одеянии. Сатана держит в руке камень, он предлагает Христу обратить его в хлеб и тем самым утолить голод, который мучал Спасителя под конец сорокадневного пребывания в пустыне. Выражение лица Иисуса Христа де Фландес изобразил невероятно спокойным, даже умиротворенным, что свидетельствует о невероятной силе воли и послушании Отцу со стороны Сына, невзирая на все искушения, которые Ему пришлось претерпеть.

Дьявол хитростью пытается заставить Христа прервать пост, напоминая Ему о Его могуществе и власти: «…если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом». (Лк.4:4). Но Он остается непреклонен и верен Отцу, говоря о том, что духовное в нашей жизни должно преобладать над материальным и физическим: «… не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим». (Лк.4:5; Втор. 8:3).

Художник использует светлые тона и оттенки, изображая библейский сюжет в светлое время суток и демонстрируя тем самым, что дьявол всегда на страже и в любой момент, а не только под покровом ночи, готов искушать всякого, преданного Господу.

История создания.

Нет точной даты создания картины «Искушение Христа» Хуаном де Фландесом. Одни источники относят ее к периоду 1501-1506 гг., другие – к 1500-1504 гг. Доподлинно известно лишь то, что произведение было написано в начале XVI века и входит в так называемый «Полиптих Изабеллы» - серия небольших панно, созданных художником для Изабеллы Кастильской, при дворе которой он находился примерно с 1496-98 г. Эти произведения отличает использование светлых красок, тщательно проработанных деталей и использование пейзажных фонов как неотъемлемой части сюжета.

Отношение автора к вере.

Для живописцев эпохи Ренессанса отличительной чертой является частое обращение к библейским мотивам. С помощью кисти и красок художник раскрывает духовные истины, красноречиво доносит их до зрителя. Хуан де Фландес, как представитель испано-фламандской школы Возрождения, также воплощает в своих произведениях ключевые моменты истории христианства, описанные в Книге книг.

Изображение на картине искушаемого дьяволом Христа даёт понять, что художник, работая над произведением, размышлял о двойственной природе Спасителя – божественной и человеческой. Будучи во плоти, Иисус легко мог впасть в искушение, превратить камень в хлеб, утолить голод. Но божественное начало превалирует – Он оказывается сильнее сатаны, побеждая его ещё при земной жизни. Де Фландес, словно пропуская через себя антагонизм двух сторон Христа, напоминает зрителю, что каждый сталкивается с искушениями повседневно, и он, автор, не исключение. Но, следуя примеру Иисуса Христа, человек тоже способен черпать силу в Боге, чтобы противостоять врагу: «Итак, покоритесь Богу; противостаньте дьяволу, и убежит от вас». (Иак.4:7). Картина живописца является очередным напоминаем о той победе, которую одержал Сын Божий над тьмой, даруя тем самым спасение всякому, верующему в Него.

Биография.

Хуан де Фландес – довольно загадочная личность, ведь ни точных дат рождения и смерти, ни его полного имени нам неизвестно. О его жизни остались предельно скупые сведения, так что основными свидетелями существования этого талантливого художника остаются его бессмертные полотна.

Этот мастер родился предположительно в 1460-х годах в Нидерландах. Эта страна была тогда одной из провинций Испании, поэтому художник считается выдающимся представителем испанской живописи Возрождения. Даже его имя, известное нам сейчас, может оказаться всего лишь отсылкой к его происхождению – «Хуан да Фландес» может означать всего лишь «Ян из Фландрии». Его также называли просто Мастером из Гента или Яном Салаэртом. Точное имя в истории не сохранилось.

Известно, что с 1496 по 1519 годы он трудился в качестве придворного художника королевы Изабеллы Кастильской и других высокопоставленных лиц страны. Первое упоминание относится к 1496 году, а уже через два года он записан в документах в этой официальной должности. Служил он при дворе королевы до самой ее кончины в 1504 году. После этого в следующем году он переехал в Саламанку, где создал несколько картин для Алтаря Святого Михаила в местном соборе и для университета.

Кроме выразительных и очень точных портретов, мастер активно писал работы на церковную тематику. Кроме сохранившегося ретабло в Валенсии, им было создано переносное изделие, в составе которого было целых 48 небольших изображений. К сожалению, не все они выдержали испытание временем. Меньше половины из них сейчас находится в разных музеях и частных коллекциях мира. Его работы выразительные и запоминающиеся, благодаря чему Хуан де Фландес считается первым из ставших известными придворных живописцев и портретистов Испании.

Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.

Оставить комментарий