Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
«Христос в пустыне» - выдающееся полотно Ивана Крамского, мастера жанровой, исторической и портретной живописи. Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал».(Лк.4:2). Тогда приступил к нему Дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека. Рассказ о сорокадневном посте Иисуса Христа имеется у всех евангелистов, кроме Иоанна. При этом, Матфей и Лука подробно рассказывают, совпадая во всех деталях, а апостол Марк лишь кратко упоминает об этом, не приводя подробностей: «был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему». (Мк.1:13).
В картине Крамского пустыня производит впечатление холодного леденящего пространства, в котором нет, и не может быть жизни. Могучая вертикаль, словно окаменевшая от дум, фигура Христа противостоит бесконечной шири пустыни. В его лице, особенно во взгляде, полном напряженной мысли, читается некая отрешенность, отсутствие реальности здешнего мира. Он изображен спиной к розовеющему горизонту.
Подобно тому, как посреди холода и мрака пустыни рождается свет, так внутри изображенного человека рождается воля к преодолению мрака и хаоса окружающей жизни. Картина статична, в ней нет действия, но показаны работа мысли Христа и сила его духа, сохраненная вопреки всем страданиям, которые ему пришлось и ещё придётся пережить. Сдержанность в изображении одежды, позволяет художнику придать основной акцент лицу и рукам Христа, которые создают психологическую убедительность и человечность образа.
Эстетика картины находится в границах эпохи. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхъестествен. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя, вместе с тем, образ Божий. Крамской ищет изображение по отношению к собственному мыслимому образу, а не по отношению к абсолюту и, тем более, не к социальному или физическому типу. Потому на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой?», – художник позволял себе резко отвечать: «Но ведь и настоящего, живого Христа не узнали».
История создания.
Крамской начал работать над темой искушения Христа в 1860-е годы. В 1867 году им был написан первый вариант картины, который не удовлетворил художника, так как на вертикальном холсте не оставалось места для изображения пустыни. Работу над окончательным вариантом картины, Крамской начал в 1871 году, а завершена она была осенью 1872 года. В декабре 1872 года картина была представлена на 2-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся в Санкт-Петербурге.
«Христос в пустыне» считается «этапным произведением Крамского и значительным явлением всей русской живописи». Художник рассматривает религиозный сюжет с гуманистической, морально-философской точки зрения и предлагает психологически-жизненную интерпретацию размышлений и переживаний Христа. Таким образом, картину можно рассматривать не только как живописное произведение, но и как «созданный в красках философский трактат». По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека.
Отношение автора к вере.
В письмах Ивана Крамского раскрывается вся глубина и важность постановки вопросов христианского мировоззрения в жизни художника. В них отражен процесс мучительно долгой работы над полотном «Христос в пустыне», которое писалось по выражению художника «слезами и кровью».
Крамской не сомневался в исторической достоверности Евангелия, в действительном существовании Христа. Для него Христос – реальная историческая личность, «действительный человек», но и, вместе с тем, «мировой человек», «легендарный», «человек любви всеобъемлющей». Он называл его то «сыном человеческим», то «сыном Божиим», то равным, то неравным Богу. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места и наивной вере, ведь вера самого художника обреталась в мучительном борении духа: «Христос в пустыне» — это моя первая вещь, которую я работал серьезно, писал слезами и кровью, она глубоко выстрадана мною… она – итог многолетних исканий…». О глубине религиозных чувств живописца свидетельствуют и такие строки: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал… Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд…».
Биография.
Иван Николаевич Крамской родился 27 мая в Воронежской губернии. Отец Крамского был писарем в местной думе. Образование Иван получал в Острожском училище, которое окончил в двенадцатилетнем возрасте. В год получения первого образования, юноша лишился отца. Ивану пришлось подрабатывать писцом в той же думе, где работал отец. В 15 лет Крамской был учеником Острожского иконописца, у которого перенимал мастерство в течение года. Также он работал ретушером у одного фотографа, родом из Харькова, и зарабатывал на жизнь, скитаясь по Российской Империи, фотографируя различные мероприятия.
В 1857 году судьба забросила Крамского в столицу Империи. В Санкт-Петербурге он работал в фотоателье и вскоре поступил в Академию художеств. В 1863 году Крамской получил от Академии Художеств малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». Стоит отметить, что Иван Николаевич был наделен определенной харизмой, был лидером по натуре. За годы обучения в Академии ему удалось хорошо зарекомендовать себя и получить большой авторитет в коллективе её учеников. Чтобы окончить Академию художеств и получить большую золотую медаль, которая сулила пенсионерскую поездку по странам Европы, ему надо было написать серию работ. Совет Академии предложил 14 выпускникам, в числе которых был и Иван Николаевич, тему написания картин – сюжеты из скандинавской мифологии. Все 14 учеников отказались писать работу по данной теме, так как считали её очень отвлеченной от реальной жизни. Художники выступили с предложением к совету, чтобы каждый из них сам выбрал тему работ. Совет отказал. Художники, в свою очередь, попросили совет об исключении их из конкурса. Это событие вошло в историю русской культуры, как «Бунт четырнадцати».
По инициативе Ивана Николаевича, 14 бунтовщиков образовали «Петербуржскую артель художников». 1870 год ознаменован созданием «Товарищества передвижных художественных выставок», идейным вдохновителем и основателем этой организации стоит считать Крамского.
Живописец создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей, таких как: Л.Н.Толстой (1873); И.И.Шишкин (1873); П.М.Третьяков (1876); М.Е.Салтыков-Щедрин, С.П.Боткин (1880). Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию. Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах — «Н. А.Некрасов в период «Последних песен»» (1877—1878); «Неизвестная» (1883); «Неутешное горе» (1884).
Иван Крамской оказал большое влияние на развитие художественного искусства в России. По сути, он был воспитателем последующего поколения русских художников-реалистов.
В последние годы художник был болен аневризмой сердца. Живописец скончался 24 марта 1887 года, во время работы над портретом доктора Раухфуса, когда он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно. И.Н.Крамской был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1939 году прах был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, с установкой нового памятника.
Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.