Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание.
Храм в честь Преображения Господня на Ильине улице, в Новгороде, (Спас на Ильине) – одна из самых почитаемых святынь и один из самых интересных памятников историко-культурного комплекса Северо-Западной Руси.
Памятник знаменит по многим обстоятельствам. Достаточно оригинально его архитектурное решение. Существенно то, что храм был, по-видимому, построен в качестве архитектурного образа противостояния ереси, получившей распространение в Новгороде в середине XIV века.
Наибольшую известность храма в честь Преображения Господня на Ильине улице в Новгороде (Спаса на Ильине) составляет то, что он сохранил фрагменты росписи гениального иконописца Феофана Грека, работавшего в Новгороде и в Москве (а также предположительно в Коломне). В некоторых комплексных работах Феофан Грек участвовал вместе с гениальным иконописцем Преподобным Андреем (Рублевым).
В отношении архитектурного решения, храм Спаса на Ильине представляет собой прекрасный пример особого варианта новгородского храма, сложившегося в конце XIII века. Храм построен в «смешанной» технике из тонкого кирпича «плинфы» и местного известняка (так называемая, новгородская плита). Храм Спаса на Ильине отличается необычайной грандиозностью и величественностью.
По-видимому, особая грандиозность этого храма стала следствием нескольких обстоятельств. Во-первых, величественность храма явилась результатом необходимости утверждения канонов Православия в противостоянии тогдашней новгородской «ереси». Во-вторых, в конце XIV века в Новгороде активно проявлялись сепаратистские настроения против Москвы, и активное строительство здесь было своего рода «знаменем независимости».
В плане храм Спаса на Ильине представляет собой квадратное строение с четырьмя внутренними опорами – вариант четырехстолпного храма, то есть это вариант храма, конструктивную основу которого составляют четыре квадратных столпа, делящие внутреннее пространство храма на девять «зон». Внутренние столпы выделяют центральную зону храма, увенчанную световым барабаном с куполом, создающим верхнее освещение центральной части храма.
В храме Спаса на Ильине внутренние опорные столпы фактически представляют собой части внутренних поперечных стен (прорезанных арочными проходами), создающих дополнительные распоры, усиливающие конструктивную прочность строения. Такое технологическое решение было вызвано особо грандиозными размерами храма и особой сложностью его конструктивной системы перекрытия.
Внутренняя структура храма Спаса на Ильине показана на его фасадах. Расположению столпов внутри храма соответствуют внутристенные пилоны, связанные со столпами в завершении полуциркульными (коробовыми) сводами и опорными (подпружными) арками. На фасадах пилоны выделены выступами пилястр (лопаток), делящих их на вертикальные зоны — прясла, завершенные «опорными» фасадными арками—закомарами (в усложненном «трехлопастном» варианте). Завершение храма Спаса на Ильине представляет собой достаточно сложную конструктивно-композиционную систему.
Особенностью новгородских храмов этого периода стало то, что в этом регионе в храмах угловые части строили с понижением высоты в отношении центральных поперечных, отходящих от центральной зоны под барабаном. Такая система выделяла в плане храма главный символ Христианства, крест, в память о Распятии на кресте на горе Голгофа Господа Спасителя Иисуса Христа.
Ярусное соотношение высоты центральных поперечных и угловых зон новгородских храмов, начиная с конца XIII века, привело к тому, что фасады таких храмов получили два варианта завершения: или «трехлопастное» из центральной арки и пониженных полуарок закомар, или «пощипцовое» восьмискатное, когда над трехлопастным завершением выкладывали двускатный щипец фронтон. В храме Спаса на Ильине было устроено «пощипцовое» восьмискатное покрытие.
Храм Спаса на Ильине – едва ли не самый нарядный новгородский храм в отношении оформления фасадов, при этом очень интересно характеризующий общие особенности новгородской средневековой культуры. Оформление фасадов храма Спаса на Ильине принципиально отличается от «классического» оформления белокаменных храмов Северо-Восточной Залесской Руси, сложившегося под влиянием культуры Византийской империи (и скорее всего при участи византийских мастеров), восхищающего своей соразмерностью, уравновешенностью, стремлением к симметричной организации и расположении изображений. Это очень близкий вариант торжественного придворного искусства пышной Византийской империи. Оформление фасадов Спаса на Ильине отличается определенной живописностью, в которой использовано достаточно свободное соотношение элементов, например, окну в боковом прясле может соответствовать крупная пластическая композиция в противоположном прясле.
Орнаменты оформления фасадов храма Спаса на Ильине (и аналогичные орнаментальные вставки на фасадах других новгородских храмов), в отличие от храмов Залесской Руси – это условные символы на грани абстракции, «орнамент в чистом виде». Это образ архаической народной культуры, стремящейся к простоте изобразительности, это образ демократического образа жизни Новгородского Вече. Исполнение условных символических орнаментов на фасадах Спаса на Ильине также отличается определенной «грубостью».
Наиболее классический характер имеет наружное оформление, выступающей с восточной стороны, алтарной апсиды Спаса на Ильине, по своим декоративным формам напоминающее памятники европейской романской архитектуры. Наружная стенка апсиды также разбита на прясла тонкими тягами, при этом оформление прясел выполнено с использованием чередования формы арки. В завершении прясел апсиды Спаса на Ильине помещены композиции сдвоенных арок над небольшими верхними окнами. Чуть выше середины высоты прясел проходит пояс широких одинарных арок над окнами под изогнутыми рядами кладки мелких блоков, получившей наименование «сухарик».
Близкое оформление к выступу апсиды имеет барабан храма под главой. Главные отличия оформления барабана – оно не включает вертикальных тяг между узкими верхними окнами, и включает ряд мелких декоративных арок под основанием главы.
При ярком выражении в оформлении фасадов храма Спаса на Ильине народных основ новгородской культуры, внутри этот храм включает очень важную систему, свидетельствующую об особых амбициях его заказчиков: это купеческий (или купеческо-боярский) храм с хорами. Хоры были важнейшим элементом княжеских храмов домонгольского периода (городских и монастырских) по канону, сохранявшемуся до татаро-монгольских завоеваний 1237 — 1241 годов. Хоры представляли собой балкон в западной части храма, на котором во время службы находилась семья князя, «возносящаяся» над молящимися.
Уже было упомянуто о том, что в конце XIV века в Новгороде активно проявлялись сепаратистские настроения против Москвы, объединяющей вокруг себя Русские земли, и активное строительство в Новгороде в этот период было своего рода «знаменем независимости». Устройство «княжеских» хоров в купеческом храме в Новгороде было вызовом власти Московских Великих князей, объединяющих и подчиняющих Москве Русские земли. Лестница на хоры храма Спаса на Ильине была устроена внутри западной стены. Особенность хоров заключается в том, что главным их помещением стали маленькие молельные приделы, в честь Единой Божественной Троицы и Святых Бессребреников Козьмы и Дамиана.
В 1378 году храм Спаса на Ильине был расписан фресками, выполненными гениальным и прославленным иконописцем Феофаном Греком (Византийцем). Росписи храма сохранились фрагментарно, но даже в таком состоянии получили признание одного из самых выдающихся, значительных и глубоких памятников русского средневекового изобразительного искусства.
Наиболее полно в Спасе на Ильине сохранились два комплекса росписей.
В куполе храма изображен Господь Спаситель Иисус Христос Вседержитель. Под изображением Вседержителя расположены картины Небесных сил Архангелов и шестикрылых Серафимов и Херувимов. Под изображением Пантократора, на стене барабана, между узкими окнами, расположены изображения Ветхозаветных Праотцов (от Адама) и Святые Пророки и Илия и Иоанн Предтеча.
В Троицком приделе на хорах сохранилось изображение Ветхозаветной Троицы (История Авраама) и изображения раннехристианских подвижников и молельников Столпников (развивающие тему изображений ветхозаветных пророков в барабане храма). Особой грандиозностью отличается фреска Ветхозаветной Троицы, в которой Ангелы Господние, явившиеся Аврааму и Саре, осеняют праведников крылами.
Персонажи Священной истории, написанные Феофаном Греком, очень хорошо соответствуют общему облику храма Спаса на Ильине. Изображения отличаются необычайной грандиозностью и торжественностью, и буквально становятся физическим воплощением силы духа истинной веры.
Храм Спаса на Ильине был закрыт в 1920-е годы, но сразу же был принят на учет, как выдающийся памятник истории и культуры, в сохранении которого приняли участие самые крупные специалисты русской и советской реставрации. Расчистка фресок Феофана Грека была начата в 1918 году, под руководством ведущего исследователя древнерусского искусства Ю.Олсуфьева (хранителя Троице-Сергиевой Лавры). После окончания Великой Отечественной войны, работы по укреплению фресок храма были проведены под руководством Н.Сычева.
Учитывая значительные размеры храма и сложность выполнения оборудования для проведения работ в его верхних зонах, реставрация и поиск новых фрагментов фресок Феофана Грека, под позднейшей штукатуркой, проводятся до настоящего времени.
В настоящее время храм Спаса на Ильине является одним из подразделений Новгородского объединенного музея–заповедника.
История создания.
Новгород Великий на реке Волхов – один из старейших и один из важнейших центров Русской земли. Основание Новгорода Великого относится к незапамятным временам. Он поднялся в качестве крупнейшего центра на важнейшем торговом пути «из варяг в греки». Из Скандинавии, через Русь, в столицу Византийской империи, город Константинополь (Царьград).
В Новгороде всегда было сильное купеческое сословие, была очень активная городская община, Вече, которое окончательно формируется во второй половине XI века, при наследниках Великого князя Всея Руси (сидевшего в Киеве) Ярослава Мудрого. В начале XII века в Новгороде окончательно складывается система, при которой князь превращается в наемного военного предводителя - конкистадора. Новгород Великий оказался единственным русским городом, не разоренным во время татаро-монгольского нашествия 1237 – 1241 годов.
Новгород был едва ли не единственным русским городом, в котором заказчиками строительства православных храмов и их украшения выступали не князья и духовные иерархи, а купеческие корпорации и семьи или близкие к купцам бояре. К таким купеческим (или купеческо-боярским) заказам принадлежит реконструкция храма в честь Преображения Господня на Ильине улице в Новгороде (Спаса на Ильине), в названии которого иногда указывается характерное уточнение: на Торговой стороне.
Храм Спаса на Ильине, по первоначальному устроению, принадлежит к числу старейших храмов Новгорода – он известен с XII века. Существующий храм Спаса на Ильине был построен в 1374 году и расписан в 1378 году.
Чудо Преображения Господа Спасителя описано в трех Евангелиях Нового завета: от Св. Апостола Матфея (Мф.17:1-6), от Св. Апостола Марка (Мк.9:1-8) и от Св. Апостола Луки (Лк.9:28-36).
Как указано в Священных текстах, перед входом в Иерусалим с учениками Апостолами, Господь Спаситель Иисус Христос объявил им: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9:1). Спустя шесть дней, Господь Спаситель взял с собой троих ближайших учеников, Святых Апостолов Петра, Иакова и Иоанна и поднялся с ними для молитвы на вершину горы. Во время молитвы и обращения к Господу Богу Отцу своему Господь Спаситель «преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет». (Мф.17:2). После этого явилось облако, скрывшее всех, из которого Святые апостолы услышали глас: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение. Его слушайте» (Мф.17:5).
Значение чуда Преображения Господа Спасителя Иисуса Христа заключается в том, что во время молитвы на горе Фавор Святым Апостолам Петру, Иакову и Иоанну было явлено изначальное Неделимое Единство Единосущной Божественной Троицы в Воссоединении Господа Спасителя с Отцом своим Богом Творцом, чей глас услышали Святые Апостолы, и со Святым Духом, накрывшем всех Чудесным облаком, а перед этим преобразившим Господа Спасителя.
Считается, что чудо Преображения Господа Спасителя было явлено на вершине горы Фавор под Назаретом (Галилея). Нетварный свет Святаго Духа, преобразивший Господа Спасителя на горе Фавор, получил наименование «фаворского света».
В XIV веке в Византии получило распространение учение об «исихии» - явлении нетварного фаворского света в человеке во время «умной» (особенно искренней) молитвы. На Руси активнейшими сторонниками учения исихии стали Святители Митрополиты Алексий и Киприан и Преподобный Сергий Радонежский Чудотворец, Заступник и Учитель Русской земли.
Считается, что Праздник Преображения Господня был установлен при императоре Маврикии (правил в 582 — 602 годах) как праздник сбора урожая. На Руси этот обычай празднования Преображения, как праздника сбора урожая, получил почитание как празднование «Яблочного Спаса».
Автор текста: Сергеев Сергей Васильевич.