Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание.
Недалеко от здания Третьяковской Галереи в Лаврушинском переулке Москвы, находится памятник каменного зодчества XVII – XVIII веков, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». По своему главному престолу, церковь освящена в честь Спаса Преображения, но больше известна под названием Скорбященской, по названию придела в честь чудотворной иконы Божией Матери, получившей большое прославление.
Каменная Спасо-Преображенская церковь возведена в 1685 году на месте деревянного храма во имя Преподобного Варлаама Хутынского, построенного в XVI в местечке Ордынцы (раньше здесь пролегал путь в Золотую Орду). В 1688 году в храме состоялось прославление чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо почитаемой царскими особами, а в 1713 году был выдан антиминс на возведение престола в её честь. В конце XVIII века перестройка обветшавшей церкви была поручена знаменитому архитектору Василию Баженову. Благодетельствовал возобновлению храма его родственник, московский купец Афанасий Долгов.
В начале 1830-х годов, пострадавшая в пожарах при наполеоновском нашествии, церковь была перестроена архитектором Осипом Бове, сохранившим фрагменты баженовской архитектуры. Бове также сделал эскиз литых чугунных плит пола. Дошедшее до наших дней здание храма в стиле ампир, основным объёмом представляет массивную цилиндрическую ротонду, украшенную лепным декором, с портиками в ионическом стиле. Повышенный купол в виде полусферы с декоративной главкой опирается на12 колонн. С западной стороны к трапезной, также оформленной ионическими портиками с южной и северной сторон, примыкает колокольня с тремя цилиндрическими ярусами, увенчанная куполом и главкой. Рядом с церковью находятся дом причта и богадельня постройки XVIII века, территория обнесена оградой художественного чугунного литья начала XIX века.
Образы Архангелов на входе в жертвенник, иконы Святителя Николая и Архидиакона Лаврентия принадлежат кисти знаменитого живописца Владимира Боровиковского. Подсвечники у чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость» находятся сверху, изображая небольшие паникадила. Для того, чтобы возжечь свечу, необходимо подняться по трапециевидной лестнице из дерева. В церкви три престола: Главный — в честь Спаса Преображения, придельные — иконы Божией Матери, левый, и Преподобного Варлаама Хутынского, правый.
После революции 1917 года, Скорбященский храм действовал ещё полтора десятилетия, в 1922 году здесь, как и в других московских церквях, были описаны и реквизированы все церковные ценности. К счастью, после закрытия храма в начале 1930-х годов, в его зданиях позднее разместили запасники Третьяковской галереи, что позволило сохранить бесценные интерьеры. Скорбященская церковь вновь открыла двери для верующих в 1948 году, после восстановления духовного института Патриаршества. В 2012 – 2013 годах в церкви была проведена научная реставрация под руководством московского архитектора И.В.Калугиной.
Сейчас при церкви иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» работает духовный и просветительский центр «Восхождение», приход осуществляет социальную, миссионерскую и катехизаторскую работу.
История создания.
Постройку деревянной церкви Преподобного Варлаама Хутынского в «Ордынцах» историки связывают с походом Василия III на Казань в 1523году. В 1685 году на её месте был построен каменный храм, который именовали Преображенским. После прославления в нём в 1688 году иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», молитвами к которой исцелилась тяжелобольная сестра патриарха Иоакима, храм стал именоваться в честь чудотворного образа. Позднее был сделан престол в честь иконы «Всех скорбящих Радость». В 1770 году Скорбященский придел был обновлён на средства прихожанки Г.Любовниковой.
В 1783 – 1791 годах, рачением московского купца Первой гильдии Афанасия Долгова, усадьба которого располагалась напротив, церковь была перестроена архитектором Василием Баженовым, зятем Долгова. Применённый Баженовым впервые, тип трапезной с ионическими портиками впоследствии широко распространился в Москве. Иконостас оформил в 1788 году иеромонах Саровской пустыни Вонифатий. Скорбященский придел был освящён 24 октября 1790 года, в день празднования образа, митрополитом Платоном (Левшиным).
В 1823 – 1836 годах обветшавшая церковь XVII века была заменена ротондой с повышенным куполом по проекту архитектора Осипа Бове, последние два года строительство осуществлял его брат, Михаил Бове. Постройку возвели на средства купцов Куманиных и А.А.Долгова. В сентябре 1836 года новая церковь была освящена Святителем Филаретом.
Скорбященский храм закрыли в 1933 году, в годы Отечественной войны в нём располагались запасники Третьяковской Галереи. 12 мая 1948 года, во вновь открытую церковь настоятелем был назначен протоиерей (впоследствии Архиепископ) Киприан (Зёрнов), служивший здесь до своей смерти. 5 апреля 1987 года он умер прямо в храме. В 1950-х годах регент Николай Матвеев создал здесь церковный хор, получивший известность и признание в музыкальных кругах. Его хор в годовщины смерти композитора Петра Чайковского исполнял «Литургию Иоанна Златоуста», им написанную. Традиция исполнения этого произведения Чайковского была восстановлена в 2009 году. В 1961 году, по требованию жителей Дома писателей в соседнем Лаврушинском переулке, колокола с колокольни были сняты и перенесены в храм.
3 января 2010 года Патриарх Кирилл благословил возродить Синодальный хор на базе хорового коллектива храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Работа началась весной 2009 года, по инициативе митрополита Илариона, назначенного настоятелем Скорбященской церкви, и заслуженного артиста России Алексея Пузакова. В 1980-х годах Пузаков управлял левым клиросом храма, работая под началом регента Николая Матвеева.
Кроме чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», к святыням храма относятся икона Преподобного Варлаама Хутынского, Мученика Лонгина сотника, Преподобного Алексия человека Божия, Апостола Андрея Первозванного.
При церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» есть православная библиотека, воскресные школы для детей и взрослых, кружки золотного шитья, рисования, церковного пения и иконописи, а также театральный. Приход церкви оказывает помощь в уходе за больными в одном из московских психоневрологических диспансеров и пансионате для ветеранов труда, а так же, помощь и реабилитация жертвам религиозных сект.
Составитель текста: Марина Румянцева.