Толкование на Притчи Соломона, Глава 21 , Новая Женевская учебная Библия

Автор Царь Соломон и иные авторы, X-? вв. до Р.Х.,

Псалтирь

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Синодальный перевод
Новая Женевская учебная Библия
1Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его.
Сердце царя - в руке Господа. Эти слова свидетельствуют о власти Божией и над языческими правителями, которые, хотя и неосознанно, исполняют Его волю (как, напр., Кир, Ис. 45,1).
2Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца.
3Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.
См. ст. 27. Тема данного стиха относится, скорее, к области пророческих книг (см. 1 Цар. 15,22; Ис. 1,11-17) и является редкой для учительной литературы (см. 15,8 и ком.).
4Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, - грех.
Гордость очей. См. 6,17. Эти слова подразумевают гордыню и надменность и означают то же, что и "надменное сердце".
5Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.
Ср. 19,15 и 21,25, где на лень указано как на причину нищеты. Данный стих сопоставляет поспешные поступки с хорошо обдуманными и исполненными намерениями.
6Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти.
8Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.
9Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
в углу на кровле. В израильских домах кровли были плоскими и жить на кровле, хотя она продувалась ветрами и поливалась дождями, было возможно (но крайне дискомфортно).
10Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.
желает зла. Это сущностная характеристика нечестивости как таковой.
11Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.
12Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.
Праведник. Это слово в древнееврейском тексте можно читать и как Праведный (Господь). Скорее всего стих говорит не о праведнике, на глазах которого наказан нечестивый, а о Божием воздаянии, основой которого выступает праведность Божия.
13Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан.
14Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху - сильную ярость.
15Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло.
Справедливый правопорядок обусловливает благополучие тех, кто живет в согласии с этим установленным порядком. В литературе мудрости постоянно говорится о существовании порядка, который, хотя и является несовершенным из-за присутствия в мире греха, все же поддерживается Богом. Задача людей - понимать законы этого порядка и жить согласно им. В центре его находится завет, а верность ему является частью того, что понимается под выражением "страх Господень".
16Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.
См. 2,18; 3,18 и ком. Отказ от мудрости равносилен отказу от жизни как таковой и толкает на путь смерти.
18Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного - лукавый.
Выкупом. См. 11,8; Исх. 21,28-30. Выкуп - сумма, выплачиваемая в качестве погашения долга. Однако в приведенной пословице, по всей вероятности, это слово используется в более общем смысле как указание на выбор между оправданием и осуждением. Вряд ли здесь имеется в виду страдание, переносимое во искупление чужой вины, хотя прообраз страдающего раба (Ис. 53) и его исполнение во Христе придают новый смысл данному стиху.
20Вожделенное сокровище и тук - в доме мудрого; а глупый человек расточает их.
21Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.
Цели и результаты мудрости представлены здесь в понятиях, характеризующих общественные отношения. правду. Справедливые взаимоотношения.
22Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись.
См. 16,32. Грубая сила не может заменить мудрость. Образы данного стиха напоминают о духовном воинстве из 2 Кор. 10,4.
25Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать;
См. 19,24 и ком. Алчба. Сильное желание, жажда чего-то.
26всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.
Данную пословицу можно рассматривать как продолжение ст. 25. В противном же случае она является противопоставлением жадности и щедрости.
29Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.
30Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.
Относительность земной мудрости раскрывается в свете разума и могущества Божиих.
31Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа.
Библейская мысль и литература мудрости как ее составляющая признают, что самостоятельность человека всегда ограничивается властью Божией, однако человек не имеет права отказаться от ответственности под предлогом упования на Господа.