Толкование на Откровение ап. Иоанна Богослова, Глава 1 , Иванов А.В. профессор

Автор Апостол из 12, Иоанн Зеведеев, Богослов, 60-е гг. или 95-96 гг., Патмос

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Синодальный перевод
Иванов А.В. профессор
1Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,
2который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.
3Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.
4Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,
Иоанн седмим Церквам, яже суть во Асии. Откровение предназначалось для всех Христиан, но Иоанн обращается только к семи Церквам, как находившимся в ближайшем отношении к нему; от них должно было перейти это слово ко всей Церкви. Седмеричное число здесь избрано как совершеннейшее. [Асия — Малая Азия, или та часть, которая у Римлян называлась Asia Proconsularis. Благодать вам и мир от Сущего. Такие же благопожелания мы встречаем в Посланиях Апостола Павла. Сходство приветствий должно было показать единство учения обоих Апостолов. Благодать и мир посылаются от Бога, Который здесь называется ό ών και ό ήν και ό ερχόμενος. Это имя, как перевод имени Иегова, выражает вечное и самосущее бытие Божие. В подлиннике оно стоит в неизменяемой форме, в Именительном падеже при предлоге από Ερχόμενος ­ Εσόμενος] И от седми духов. Это суть семь верховных ангелов, которые предстоят перед Богом (15 Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго.Тов. 12:15), потому что они иногда называются Посланниками Божиими (6 И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.Откр. 5:6) и прямо ангелами (2 И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.Откр. 8:2); а здесь о них говорится, что они стоят перед престолом Божиим. И потому это не семь даров Святого Духа, как думали некоторые, потому что тогда они были бы на престоле Божием.
5и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею
И от Иисуса Христа. Иисус Христос поставляется после ангелов не потому, что он ниже ангелов, а потому, что такое поставление было ближе к мысли Апостола. Он называется здесь свидетелем верным. Название свидетель, μάρτυς; в обыкновенном словоупотреблении означает лицо, присутствующее при совершении события или при разговоре и могущее подтвердить истинность бывшего или сказанного перед судом или перед обществом. В Христианской Церкви оно прилагается к Иоанну Предтече, который Послан был свидетельствовать о Христе (7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.Ин. 1:7; 33 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.Ин. 5:33), к Апостолам (8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.Деян. 1:8), как самовидцам и слугам Иисуса Христа (2 как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,Лк. 1:2), призванным подтверждать своим словом, делами, всею жизнью, а иногда запечатлеть и своею кровью, истину учения и дел Христовых. В сем последнем смысле оно прилагается ко всем последователям Христовым, свидетельствовавшим доброе исповедание своей веры своею мученическою смертью — и сделалось «техническим» названием всех мучеников (13 знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.Откр. 2:13; 3 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.Откр. 11:3, 7; 6 Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим.Откр. 17:6). В собственном же и преимущественном смысле это название может быть приложено к Самому Иисусу Христу, Сыну Божию, пришедшему на Землю свидетельствовать об истине (37 Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.Ин. 18:37) и запечатлевшему Свою проповедь Своими крестными страданиями при Понтии Пилате (13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе1 Тим. 6:13); таким образом являющемуся первым Апостолом Бога Отца (1 Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа,Евр. 3:1), свидетельствовавшим Земле о Нём, и первым мучеником, который верен (ό πιστός) своему Посланничеству до смерти крестные, и первым проповедником истины — пророком (17 И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили [тебе];Втор. 18:17; 10 Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.Откр. 19:10), да будет во всем первенствуя (18 И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,Кол. 1:18).   Первенец мертвых, то есть первый воскресший из мертвых. В древности первенцы пользовались и священническими и даже княжескими правами в своих семействах.   Прибавляя к сему выражению слова: князь царей земных, Апостол показывает, что Иисусу Христу, как первому из людей Своим воскресением освободившемуся от власти диавола, принадлежат по праву первенства высшие права священства и царства (28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,Пс. 88:28). Употреблённые здесь выражения: свидетель, верный, первенец из мертвых, любящий и омывший нас кровью Своею, очень близко напоминают нам Апостола Павла и могут служить косвенным доказательством того, что Послания этого Апостола были близко знакомы Апостол Иоанну (20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.1 Кор. 15:20; 18 И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,Кол. 1:18; 12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.Евр. 9:12, 14).
6и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
Сотворил есть нас цари и иереи Богу и Отцу Своему. Будучи сам первенцем во всём и получив права царские и священнические от Бога Отца, Иисус Христос передаёт эту власть и права всем верующим в Него, делая их сынами Божиими (12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,Ин. 1:12) и начатком созданий Божиих (18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.Иак. 1:18). Ещё в Ветхом Завете (6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.Исх. 19:6) Бог хотел сделать избранный народ царским священием, или царством священников, то есть лучшим, святейшим народом, который должен был служить для других народов тем же, чем служит священник по отношению к другим людям. Но то, к чему предназначался Израильский народ, осуществилось только в Завете Новом Искуплением, которое совершил Иисус Христос.
7Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
8Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
Аз есмь Альфа и Омега. Апостол приспособляет к Греческому алфавиту образ выражения, свойственный евреям (6 Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога,Ис. 44:6) и означающий начало и конец. Иисус Христос есть начало, или виновник всего существующего, Он же и конец всего, то есть может по Своей воле положить конец существованию мира или, точнее, Он есть конец и цель, к которой всё стремится. Если же всё имеет от Него начало и конец, то Он только Один вечен.
9Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.
Патмос — один из Спорадских островов на Эгейском море к Юго-Западу от Ефеса; теперь называется Патимо, Патино и Пальмоза; имеет 56 вёрст в окружности, скалистый и безлесный, по недостатку воды мало заселённый. В пещере одной горы и теперь показывают место, где Иоанн видел откровение. Там теперь небольшой Греческий монастырь, который называется Апокалипсис. Общник в печали, и в царствии, и в терпении Иисус Христов.    Печаль — θλίλψις — скорбь, в смысле страдания, происходящего от гонения и мучения, а потому здесь то же, что мученичество.    Терпение — ύπομονή — не только перенесение страданий, но и покорное подчинение воле Божией, соединённое с надеждою на Бога или прямо надежда на Бога (19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.Пс. 9:19; 8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя.Пс. 38:8; 2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;Пс. 39:2; 10 Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.Откр. 13:10; 12 Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса.Откр. 14:12). Поэтому и здесь говорится о терпении Иисусове, то есть терпении, соединённом с надеждою на Иисуса Христа, и в другом месте Сам Бог называется Богом терпения (5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,Рим. 15:5).     Свидетельство Иисус Христово — это не свидетельство об Иисусе Христе, а свидетельство Его Самого о Себе (37 Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.Ин. 18:37). В соединении с выражением Слово Божие это свидетельство означает вообще Новозаветное Откровение, или Евангелие. Страдать за Слово Божие и свидетельство Иисус Христово и есть в собственном смысле мученичество — μαρτυρία].   
10Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;
День недельный, κυριακή ήμερα, был первым днём седмицы, по принятому в мире (в том числе и у нас в России до 1918 года) счислению это — Воскресенье, иначе не-деля, то есть праздник, с которого и начиналась седмица. — Ред.   У евреев назывался μία σαββάτων (1 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;Лк. 24:1), то есть день покоя. Христиане же назвали его днем Господним в честь воскресшего Господа. Существование такого названия уже показывает, что этот день праздновался у Христиан вместо Субботы].
11то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.
12Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников
13и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:
Видех посреде седми светильников (вернее — cвешников), подобна Сыну Человеческому. По данному ниже изъяснению (20 Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.Откр. 1:20), семь светильников означают семь Церквей. Церкви эти служили в то время местом, где наиболее сиял свет учения Христова. Образ взят от семисвящника скунии, который стоял перед завесою прямо против ковчега Завета, служившего Престолом Бога. Название Сына Человеческого, прилагаемое евреями к Мессии, было по-преимуществу употребляемо Иисусом Христом во время Его земной жизни. Апостол здесь называет Его подобным Сыну Человеческому, показывая этим осторожность, с которою он признавал в явившемся Сына Божия. Явившийся Иоанну был облечён в подир, длинную, спускающуюся до ног одежду древних первосвященников и царей; здесь же, по своей белизне и другим свойствам, соответствовавшую исключительно царской одежде. Одной из таких принадлежностей является золотой пояс, которым был препоясан явившийся при сосцах, то есть на груди, а не о чреслах, как опоясываются обыкновенные мужи. Образ явления Сына Человеческого Иоанну сходен с явлением Его Даниилу (9 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь.Дан. 7:9, 13). Все черты этого образа выражают свет и славу Божию.    
14глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;
17И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний,
19Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.
20Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.
Седмь звезд ангелы седми Церквей есть. Это не в собственном смысле ангелы, так как почти всем им даются упрёки в потере любви и прежней чистоты; они призываются к покаянию и исправлению, чего об ангелах никак нельзя сказать; а также — это и не олицетворения духа Церквей, потому что к ним нельзя и бесполезно было бы обращаться с увещаваниями и требованиями. Лучше всего и естественнее, согласно со всеми древними Отцами Церкви и лучшими толкователями Апокалипсиса, разуметь здесь епископов, как предстоятелей и представителей Церквей, с которыми они составляют нераздельное целое, и потому, хотя сами они лично могли быть и чужды тех недостатков, в которых Господь здесь упрекает ангелов Церкви, но по своему положению были ответственны за грехи своей паствы.    Ангелами же называются епископы потому, что служат вестниками повелений Божиих для народа и приносят перед Богом молитвы людей.