Толкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Толкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1
Толкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1
Впрочем не оставил сделать и народу свои замечания о внимательности к настоящему времени и советовал мириться с Собою, доколе еще есть время (притча). Нужно покаяние. Нечего утешать себя, что нас еще не постигает суд Божий. (Тогда Спасителю сказали об избиенных Галилеянах,– также известен был другой случай о задавленных башней Силоамской). Если не покаетесь, все также погибнете. И сказав притчу о смоковнице, которая, после трехлетнего бесплодия, только по настоянию садовника, оставлена еще на лето в вертограде, на четвертое лето, дал разуметь, что теперь точно наступает для них время суда Божия, если они и в это четвертое лето Его проповеди не обратятся к Нему всей душой своей.
+++Горский А. В. прот. История Евангельская и Церкви Апостольской. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. С. 158-159++
Толкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1
Источник
Амвросий Медиоланский свт. Толкование на Евангелие от Луки. Книга седьмая// Собрание творений. Т. 8. ч.2. М.: ПСТГУ, 2020. С. 203Толкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1
В то время, как Иисус говорил народу предыдущую притчу, пришли некоторые и разсказали Ему о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с кровию жертв их. Эти „некоторые», вероятно, пришли из Иерусалима, вблизи котораго находился теперь Иисус. В то время была первая половина праздника Кущей, и разсказанное событие упадает на время этого праздника. Какой повод был для Пилата так жестоко поступить с некоторыми галилеянами, неизвестно. Известно, впрочем, что галилеяне в то время очень склонны были к народным волнениям, каковыя они производили иногда и на праздниках в Иерусалиме. Вероятно поэтому, что Пилат, тогдашний прокуратор иудейский, получив известие о некотором народном волнении около храма, приказал римским воинам немедленно умертвить виновных; исполняя это повеление, воины быстро и неожиданно напали на некоторых галилеян в то время, когда последние приносили во дворе храма жертвы. Жестокость самаго поступка Пилата, усиливавшаяся тем, что он совершен был во святом храме и во время священнодействия несчастных, произвела сильное впечатление на народ, и событие это сделалось предметом всеобщей молвы. С какою целию приносят известие о сем Иисусу, не видно. Но в ответ на эту печальную весть Господь возвещает такую же погибель всем, кто не покается, возвещает близость решительнаго суда над народом израильским и призывает народ к обращению и покаянию. Он не отвергает того, чтобы галилеяне, погибшие от жестокости Пилата, или иудеяне, погибшие от падения башни Силоамской1, были совершенно невинны, я смерть их не была следствием, между прочим, и их личных грехов. Словами: „нет, говорю вам: но если не покаетесь, все также погибнете», Он, с одной стороны, устраняет горделивое и самомнительное суждение оставшихся живыми и здравыми о несчастных, с другой — указывает, что эти два несчастные случая суть следствия не одних только личных грехов погибших, но и всего народа, всех галилеян и иудеев, суть следствия карающаго и вразумляющаго суда Божия над всем народом израильским, и потому, если последний останется и далее в том же состоянии неверия и нераскаянности, в каком он находится сейчас, все также погибнут. Здесь И. Христос предсказывает суд Божий над народом израильским, окончившийся разрушением Иерусалима и храма.
Примечания
Источник
Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и книги Деяний Апостольских. Д. Боголепов. Издание 5. М.: 1910. - С. 233-234Толкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1
Рассказ о галилеянах, убитых Пилатом
К концу этой беседы подошли к Иисусу пришедшие из Иерусалима и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их (Лк. 13:1). Евангелист Лука не сообщает никаких подробностей об этом происшествии, вероятно, потому, что подобные этому были нередки: евреи часто восставали против римского владычества, и всякое восстание беспощадно подавлялось вооруженной силой; возмущения бывали и в храме, в особенности во время больших праздников, когда вооруженные римские солдаты охраняли в нем порядок. Судя по сказанию Евангелиста Луки, можно полагать, что возмутившиеся галилеяне были, по приказанию правителя Иудеи, Пилата, убиты в храме в то самое время, когда приносили жертвы, вследствие чего кровь их смешалась с кровью жертвенных животных.
Евреи признавали, что всякое несчастье, какое постигает человека, ниспосылается ему Богом в наказание за грехи его или его родителей, причем особенное бедствие, обращающее на себя всеобщее внимание, посылается за особенно тяжкие грехи.
Толкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1
Примечания
Источник
Толкование на Евангелие от Луки. Перевод иером. Феодора (Юлаева) специально для сайта Экзегет.ру PG 129, 1000Толкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1
И случилось, что (некоторые) пришедшие «рассказали Ему о Галилеянах,.. кровь... которых Пилат смешал с жертвами их», то есть в тот праздник царствования Ирода, когда он отсек мечом главу Иоанна. Именно, так как Иоанн умерщвлен был неправедно и вопреки закону, то Пилат собрал войско и, послав (его), погубил всех, которые принимали участие в том пиршестве. А поскольку Ирод ничего иного не мог сделать, то за нанесенное ему бесчестие умертвил всех начальников войска Пилатова и гневался на него до дня суда над Господом, который (день суда) и послужил поводом к примирению их (Лк. 23:7—12). «Пилат смешал... кровь... их... с жертвами их», потому что римская власть запрещала им приносить всесожжения и жертвы. Узнал Пилат, что они преступили закон и принесли всесожжения и жертвы, потому и умертвил их в то время на месте (преступления), отсюда смешал... кровь... их... с жертвами их» . Или они* пришли для искушения Христа, как и те, которые взыскивали пошлину. Ибо хотели узнать, не одобрит ли Он кровопролитие их (случившееся) по причине жертв их, и таким образом окажется против закона и заодно с язычниками, или защитит жертвы, в каком случае они обвинили бы Его перед Пилатом за то, что воспротивился повелению Римлян.
Примечания
*Т.е. рассказавшие о Галилеянах.
Толкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1
Толкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1
Этот ответ, как равно и дальнейшее повествование св. Луки – притча Христова о смоковнице и исцеление Им скорченной женщины – находятся только в Евангелии сего евангелиста.
Приидоша нецыи (пришли некоторые) и пр. Кто были эти некоторые, рассказывавшие Господу об избиении царем Иродом галилеян, и с какою целию они рассказали Ему об этом, не видно из повествования. Быть может, это была новость дня и притом такая необыкновенная; или, если рассказывавшие были врагами Христовыми, то они ожидали, не скажет ли Господь по сему случаю о правителе Иудейском чего-либо такого, за что можно будет обвинить Его, как оскорбителя власти (Мих.), как иногда делали они. Галилеяне были евреи, из области иудейской земли или Палестины, называвшейся Галилеею. В первые времена Христовы, как известно (Лк. 3:1), эту землю составляли следующие области: Иудея, Самария и Идумея, которыми управлял Архелай; Галилея и Перея, которыми управлял Ирод Антипа; Ватанея, Трахонитида и Авранитида, которыми управлял Филипп. Правители все трое были дети Ирода, который за свои заслуги пред римским императором получил в управление Иудейскую землю. Пилат, это – позднейший правитель иудеи, при котором пострадал Господь. Смешал (смеси) кровь с жертвами их. Полагают, это было следующим образом. Пилат велел поставить в Иерусалимском храме статую римского императора и потребовал, чтобы иудейские священники приносили пред нею жертвы. В это время в ограде храма находились многие галилеяне, пришедшие для жертвоприношения. Они сильно восстали против предпринятого Пилатом осквернения дома Божия и за свое сопротивление были убиты римскими воинами, причем кровь убитых смешалась с кровию закланных ими жертвенных животных (Воскр. Чт. 20. стр. 204). Хотя Галилея в то время не подлежала управлению Пилата и ею управлял Ирод Антипа, но от Пилата, судя по его характеру, можно было ожидать всего. Не находится ли в связи с этим поступком, замечает еписк. Михаил, то, что Пилат был во вражде с Иродом (Лк. 23:12)? Объясняют убиение галилеян и другим образом.
Источник
Иоанн Бухарев прот. Толкование на Евангелие от Луки. М.: 1902. - Зач. 70. С. 218-219Толкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1
Источник
Слово 3 о ЛазареТолкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1
Толкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1
Вероятно, люди, принесшие Иисусу это известие, пришли из Иерусалима. Это страшное событие должно было произойти в канун Пасхи в Храме, потому что только один раз в году миряне сами совершали жертвоприношение, закалывая пасхальных барашков. Вероятно, несколько галилеян (число их неизвестно), пришедших паломниками в Иерусалим, были по какой-то причине убиты прямо во время жертвоприношения по приказу римского наместника Понтия Пилата (о нем см. коммент. на. 23:1). Лука – единственный человек, рассказавший об этой трагедии, другие древние авторы ничего о ней не говорят. Но Иосиф Флавий и Филон Александрийский приводят довольно много примеров жестокости Пилата, так что нет оснований сомневаться в историчности этого рассказа1. В это время – здесь несомненная перекличка с. 12:56. Сколько галилеян погибло, неизвестно, но, вероятно, их меньше восемнадцати, о смерти которых рассказано в Ст. 4 , это следует из логики повествования. Чью кровь Пилат смешал с кровью жертвенных животных – эти слова следует понимать в переносном смысле: кровь жертвователей пролилась в то время, когда они сами только что убили жертвенных барашков. Ведь кровь в библейской традиции значит жизнь, а пролитие крови – смерть.
Примечания
+++Кузнецова В. Н. Евангелие от Луки. Комментарий. М.: 2004. С. 321-322++
Толкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1
Толкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1
Во время беседы Спасителя, Ему разсказали об одном печальном событии, нередко повторявшемся в это тревожное время. Время это было, действительно, крайне возбужденное. По всей стране разнеслась молва об избиении галилеян прокуратором Пилатом, в последний праздник Кущей, быть может, во время того самаго возмущения, которое поднято было Вараввой, как коноводом, арестованным римскими властями и имевшим возможность получить впоследствии освобождение, по лицемерному заступничеству иудейских вождей. Пилат никогда не останавливался перед пролитием крови ненавистнаго ему народа, и пылкие, отличавшиеся особенно горячею кровью галилеяне, всегда готовые стоять впереди в противодействии ненавистным язычникам, давали ему по его мнению, достаточно оправдания для жестокой расправы. Галилеяне постоянно роптали на то, что в храме ежедневно приносились жертвы за Римскую империю и императора, и притом в присутствии римскаго гарнизона и римских отрядов, становившихся по время праздников в самом храме для поддержания спокойствия, подобно тому, как еще и теперь во время Пасхи ставятся турецкие солдаты в храме Гроба Господня. Но Пилат возбудил особенное недовольство в это время тем, что воспользовался частью храмовых сокровищ, составивпшхся от храмового налога, взимаемаго со всех иудеев по всему миру, и в общем восходивших до громадных сумм, для того, чтобы покрыть ими расходы по устройству большого водопровода, начатаго им с целью лучшаго обезпечения Иерусалима водою. Подстрекаемый священниками и раввинами, народ, когда Пилат прибыл в город на праздник, осаждал дом правителя, и громкими неустанными криками выражал требование, чтобы он отказался от своего предприятия. При этом не было недостатка в мятежных, возмутительных словах, направленных против него, как представителя императора. Ему не раз уже приходились уступать настойчивости подобных народных кликов, но на этот раз он порешил подавить возмущение. Он приказал отряду воинов переодеться в простыя платья и, вооружившись только палками, окружить народ, причем солдаты исполнили его поручение с такою исправностью и жестокостью, что многие из народа, как виновные, так и невинные остались мертвыми на месте. Самые пределы храма были заняты легионерами, и несколько пилигримов, которые были так бедны, что сами должны были заколать свои жертвы, были при этом убиты, причем кровь их смешана с кровью тех животных, которых они приготовляли для священников, и таким образом осквернен был самый храм Божий. Это была безпримерная, по своей жестокости, расправа и при слухе о вей сердца всего населения в Иудее и Галилее наполнились самым пламенным негодованием, хотя подобныя вспышки случались нередко (Ant. 20:5, 3). Возбуждение проникло даже во дворец в Тивериаде и возбудило крайнее недовольство в Антипе по отношению к Пилату, вследствие именно того, что были убиты его подданные галилеяне. Немного раньше перед тем случилось еще и другое несчастие в Иерусалиме. Повидимому, на вершине Офела, близ источника Девы, против Силоама, обрушилась одна башня, быть может, одно из тех зданий, которыя находились в связи с постройками Пилата для снабжения Иерусалима водою, и при этом задавлено было восемнадцать человек рабочих. По мнению народа, это был суд Божий на них за то, что они своим трудом содействовали святотатственному предприятию Пилата В согласии с Моисеевым учением о наградах н наказаниях здесь на земле, иудеи смотрели на все выдающияся бедствия, заразительныя болезни, уродства или беснования как на наказание за грехи родителей или за грехи, совершенные самими страдальцами в их прежнем существовании. . Вопль о народном возстании с целью отмщения за избитых паломников, несомненно, раздавался со всех сторон, но Христос ни на момент не одобрял его. Он видел руку Божию даже в ненавистных народу римлянах, равно как и в падении башни, и вместо того, чтобы сочувствовать горячим зилотам и присоединиться к ним в мятежных криках, Он говорил Своим изумленным слушателям, что такие же ужасы могут постигнуть и весь народ. Печальным разсказом Христос воспользовался для того, чтобы повторить Свое увещание к покаянию. Над злополучными галилеянами и рабочими, погибшими под развалинами башни Силоамской, совершился суд Божий; но не надо думать, что они были какие-нибудь необычайные грешники. «Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все также погибнете» (Лк. 13:1-5). Судьба погибших людей служит лишь предостережением для всех нас.
Источник
Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Новый Завет. С-Пб.: 1895. С.412-414Толкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1
А скажите, разве не бывает в вас злорадства по поводу того, что кого-либо из ваших ближних постигла Божия кара, и вы думаете: «Слава Богу, что я не так грешен, что меня не покарал Господь!» Именно такое превозношение осуждено Христом в приведенном отрывке из Евангелия.
Источник
Толкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1
Толкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1
которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Убийство людей, совершающих жертвоприношения, почиталось ужаснейшим из преступлений.
Толкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1
Призыв к покаянию прозвучал и в ответе Господа на известие об убийстве нескольких галилеян в Иерусалиме по указанию Понтия Пилата (Лк. 13:1–2) Блж. Феофилакт предполагает, что речь идет об Иуде-галилеянине, о восстании которого упоминает и книга Деяний святых апостолов (Деян. 5:37) (Благовестник. Толкование на Евангелие от Луки, 13: 1–5)., а также трагическом случае в Иерусалиме, когда восемнадцать человек были задавлены упавшей силоамской башней (Лк. 13:4). Жестокая, насильственная смерть ревнителей, восставших против кесаря, и нечаянная, то есть неожиданная, внезапная смерть других не является следствием какой-то выдающейся греховности. Но эти случаи должны стать предупреждением еврейскому народу: «…если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:5). Жестоко подавленное восстание галилеян, разрушение здания и гибель людей стали предвестниками событий в Иудее в конце 60-х – начале 70-х годов, когда исполнились слова Христа о всеобщей погибели и безумное пророчество самих иудеев: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25).
Источник
Ю. В. Серебрякова. Четвероевангелие. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп.. М.: ПСТГУ, 2017. - С. 136Толкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1
Толкование на группу стихов: Лк: 13: 1-1