Послание ап. Иакова, Глава 5, стих 1. Толкования стиха

Стих 20
Стих 2
Евангелие от Марка
Евангелие от Иоанна
Послание ап. Иакова
1-ое послание ап. Петра
2-ое послание ап. Петра
1-ое послание ап. Иоанна
2-ое послание ап. Иоанна
3-ое послание ап. Иоанна
Послание ап. Иуды
К Римлянам послание ап. Павла
1-ое послание к Коринфянам ап. Павла
2-ое послание к Коринфянам ап. Павла
К Галатам послание ап. Павла
К Ефесянам послание ап. Павла
К Филиппийцам послание ап. Павла
К Колоссянам послание ап. Павла
1-ое послание к Фессалоникийцам ап. Павла
2-ое послание к Фессалоникийцам ап. Павла
1-ое послание к Тимофею ап. Павла
2-ое послание к Тимофею ап. Павла
К Титу послание ап. Павла
К Филимону послание ап. Павла
К Евреям послание ап. Павла
Откровение ап. Иоанна Богослова

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Толкование на группу стихов: Иак: 5: 1-1

Призывая христиан покориться Богу и противостоять внушениям диавола, Апостол обличает жестокосердных богачей, угрожая им карой Божией, которая превратит в ничто все, что они приобрели неправедным путем.

Толкование на группу стихов: Иак: 5: 1-1

Второй грех — неправедное богатство (Иак. 4: 13—5: 16) —

  «Вот, плата, удержанная вами (богатыми) у работников..., вопиет и вопли... дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак. 5: 4). Это созвучно пророку Амосу, который осуждает тех, кто «...насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои» (Ам. 3: 10).

Иак. 4: 17. Главный нравственный вывод Иакова: «...кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Это созвучно Лк. 12: 47, 48 - «Раб же тот, который знал волю господина своего... и не делал по воле его, бит будет много. ...Кому дано много... и кому много вверено, с того больше взыщут».



Источник

Священное Писание Нового Завета. Апостол. М.: ПСТГУ, 2017. С. 354

Толкование на группу стихов: Иак: 5: 1-1

Снова апостол Иаков в тоне ветхозаветных пророков начинает эту главу с грозного предупреждения, как и в 4:13 См.: комментарий на 4:13. Сурово обличая богатых, апостол Иаков, на самом деле, скорбит об их ослеплении. «Иаков оплакивает жадность и скаредность богатых, повелевая им рыдать, то есть оплакивать, поскольку они сберегают свое богатство для истления и небытия и не тратят его на нуждающихся. Ведь только на них не пропадают расходы богатого, но сохраняются в целости для расходующего» (Экумений / Библейские комментарии отцов Церкви. С. 67). . Если бы богатые знали, какие ужасы и бедствия ожидают их в день Божьего суда, они стали бы плакать и рыдать (ολολύζοντες) – это слово, переведенный в СП как рыдайте, означает нечто большее, чем рыдания – это пронзительный крик или даже вой от безутешного, отчаянного горя Вообще, обличение нечестивых богачей имеет долгую библейскую традицию. Ср., напр.: Иер. 9:23; Пс. 48:7–20; Притч. 11:28; Лк. 1:53, 6:24, 16:19–31, 18:23–25; 1 Тим. 6:9. .

О бедствиях ваших (ἐπὶ ταῖς ταλαιπωρίαις ὑμῶν) – так же: скорби, страдания, муки, которыми заканчивается путь греха. В конечном итоге, нераскаянный грех неизбежно приводит человека к вечной погибели: находящих на вас (ταῖς ἐπερχομέναις) – это слово обозначает уверенность в том, что эти бедствия сбудутся. Вот о чем надо бы плакать и рыдать!..

Обличительные слова апостола обращены, вероятно, не только к редким богачам-христианам, но и ко всем богатым иудеям. Между прочим, во время иудейской войны, которая наступит вскоре после написания этого послания, римляне уничтожили почти всю иудейскую элиту: знать и богачей.

 

 

 


Источник

Экзегетический комментарий на Послание апостола Иакова. Учебное пособие. Жировичи, изд. Минской Духовной семинарии, 2017. С. 75

Толкование на группу стихов: Иак: 5: 1-1

На ст. 1-6. Увещая богатых к исправлению своей жизни и угрожая им Судом Божиим за причиняемый ими ближним притеснения и несправедливости, за роскошную жизнь, Апостол говорит, что ожидающие их бедствия уже приближаются, что богатство, которое они неправедно собрали, тленно и скоропреходяще, что ржавчина (в переносном смысле — тление), которая съедает золото и серебро, съест и их упитанныя тела — а собранное ими сокровище будет сокровищем гнева Божия на последние дни. В этом случае Апостол приспособляется к выражениям, часто встречающимся у людей, заботящихся о собираніи сокровищ «про чёрный день», или на последующие дни. Как видно из параллельнаго места у Апостола Павла (Рим. 2:5), под последними днями разумеются дни кончины мира и всеобщаго суда. Средства к сохранению и укреплению веры (Иак. 5:7-20). В заключении Послания Апостол снова увещавает Христиан к терпению, указывая им то на пример земледельца, то на близость Пришествия Господня и ободряя их примерами пророков и в особенности страдальца Иова (Иак. 5:7-11). После терпения Апостол перечисляет и другия средства к укреплению веры; это именно: воздержание от клятвы (стих 12= Мф. 5:34 и далее), молитва во время страданій (13), таинство Елеосвящения в опасной болезни (14-15); причём Апостол раскрывает значение молитвы праведника и взаимнаго содействия в деле спасения (16-20).

Толкование на группу стихов: Иак: 5: 1-1

Послушайте, вы, богатые, то есть пока есть время для раскаяния. Это жадные богатые, которые бедным людям Христа не оказывают благодеяния.

Источник

Трактат на семь Кафолических посланий. Сl. 0508, In epist. Iacobi, 747-748.

Толкование на группу стихов: Иак: 5: 1-1

Обратимся к тесному пути. Доколе утеха? Доколе покой? Не насытились ли беззаботностью, смехом, пением? Не будет опять тех же яств, насыщения, роскоши, богатства, покупок и построек. И какая польза? Смерть. И какой конец? Зола и пепел, гроб и черви.

Толкование на группу стихов: Иак: 5: 1-1

 Здесь содержится обличение и осуждение богатых, но не всех и не всяких, ибо и из числа их могут быть люди праведные, служащие Господу своим имением: Лк. 8:2-3, Мф. 27:57; ни Христос, ни Его апостолы не проповедывали равенства между людьми по имуществу и не осуждали богатства безусловно. Подлежит осуждению обольщение богатством: Мф. 13:22—любостяжание, словом, когда люди не в Бога богатеют: Лк. 12:15, 21. Богачи, для которых нет ничего дорогого, кроме их золота, по истине стоят строгаго осуждения: Лк. 6:24-25.


Источник

Краткий толкователь мест Священного Писания, извращаемых инакомыслящими с православной церковью. Изд. 3-е. Составил и издал диак. И. Смолин. С-Пб: 1912. С. 84

Толкование на группу стихов: Иак: 5: 1-1

Бог прорицает о Своих наказаниях из любви к людям, с тем чтобы кающиеся оказались вне тех, кому грозит наказание.

Источник

Фрагменты. CEC 33.

Толкование на группу стихов: Иак: 5: 1-1

άγε praes. imper. act. от άγω вести; здесь: идите сюда! (см. 4:13). πλούσιοι voc. pl. от πλούσιος богатый (см. 1:10). Adj. в роли subst. κλαύσατε aor. imper. act. от κλαίω плакать, рыдать. Aor. imper. призывает к специфическому действию с оттенком срочности, όλολύζοντες praes. act. part, от ολολύζω выть, рыдать. Это слово используется в Септ, для обозначения отчаянного горя (Mayor; Joel 1:5, 13; Ис. 13:6; 14:31; 15:3; 16:7; Иер. 4:8; Mussner; TDNT; NIDOTTE, 1:976-77; 4:866-84; BTNT, 434-35). Part, образа действия, описывает плач, ταλαιπωρία бедствие, έπερχομέναις praes. med. (dep.) part, (adj.) от έπέρχομαι наступать. Fut. praes. обозначает уверенность в будущем событии, или прогрессивный praes., изображающий развивающееся действие.

Толкование на группу стихов: Иак: 5: 1-1

Здесь содержится обличение и осуждение богатых, но не всех и не всяких, так как ни Христос, ни Его апостолы не проповедали равенства между людьми по имуществу и не осуждали богатства безусловно. Апостол осуждает на тяжкие бедствия только тех богатых, которые надеялись на то, что богатство (а не милость Божия) может отвратить от них бедствия последующих дней (снискасте в последния дни, ст. 3), – которые удерживали плату работников, пожинавших поля их, так что вопли жнецов достигли слуха Господа Саваофа (ст. 4); – которые роскошествовали на земле и наслаждались, насыщали сердца свои, как животных откармливают на убой (аки в день заколения, ст. 5), – которые осудили и убили праведника, хотя Он не сопротивлялся им (и тем более заслуживал пощады, ст. 6). Богачи, для которых нет ничего дорогого, кроме их золота, по-истине стоят строгого осуждения.


Источник

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов. Владимир-на-Клязьме, 1904. С. 30

Толкование на группу стихов: Иак: 5: 1-1

Суд над богатыми, притесняющими бедных По всей Римской империи, в большинстве сельскохозяйственных районов, в том числе и в Галилее, богатые землевладельцы эксплуатировали труд своих слуг (часто наряду с рабами), которые работали на них в их обширных поместьях. Сложилось неверное представление о том, что феодальные отношения существовали лишь в Средние века, — просто об этом не так часто говорится в литературе о Римской империи, где основное внимание сосредоточено на городах, хотя они, по подсчетам, занимали лишь около 10 процентов всей территории империи. В большинстве обвинительных речей Иакова используется "ветхозаветная форма пророчества о суде, которая обнаруживает свои параллели и в ряде произведений еврейской мудрости, и в "апокалиптических текстах. Отличие его речей, в которых он обличает богатых, от призывов к насилию, которые он сам осуждает (1:19,26; 3:1—12; 4:11), в том, что он обращается к суду Божьему, а не к человеческому возмездию (4:12; ср.: Втор. 32:35; Прит. 20:22). Его "пророчество было своевременным, поскольку несколько лет спустя, во время восстания против Рима, вся иудейская знать была практически уничтожена. Призывы плакать и рыдать здесь являются просто обычным риторическим приемом, который означает: «У вас будут причины плакать и рыдать» (Иоил. 1:8; Мих. 1:8; ср.: Иак. 4:9). О выражении «послушайте» см. в коммент. к 4:13.

Толкование на группу стихов: Иак: 5: 1-1

Святой апостол Иаков говорит так обогащающимся: Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас, а увещевая плакать и рыдать, побуждает нас к покаянию. Зная же, что страсть любостяжания нелегко побеждается и прилежнейшим старанием, говорит: богатство ваше сгнило, так сказать, негодно, если не будет преподано другим; а богатство это многие из нас имеют и кроме имений, погребя в умственных клетях своих лихоимство, как золото.

Источник

Слова 4. Слова духовно-нравственные, 64-65.

Толкование на группу стихов: Иак: 5: 1-1

Послушайте вы, богатые и проч.: от купцов, торгующих и получающих прибыль (Иак. 4:13), апостол обращается к богатым. Речь идет, как видно из дальнейшего, не о всех богатых, а только о жестокосердых и несправедливых в отношении к другим богатых, и речь к ним обращает апостол грозную; и по тону, и по выражению она имеет характер карательных речей ветхозаветных пророков. Эти богатые были ли члены христианского общества или неверующие иудеи, притеснявшие в делах обыденной жизни бедных христиан, принужденных работать на них? Вероятнее — первое, то есть что они были христиане, притеснявшие своих единоверцев, вероятнее — потому, что и выше, где говорится о богатых (Иак. 1:5, 9, 10, 27; Иак. 2:2 и далее; Иак. 4:1 и далее), речь идет также о христианах, хотя нет сомнения, что речь имеет свое полное значение и для неверовавших иудеев, потому что подобное отношение богатых к бедным (Иак. 4:6) противно не только закону христианскому, но и Моисееву. — Апостол в речи своей против богатых жестокосердых, во-первых, изображает суд Божий, грядущий на них (ст. 1—3), и, во-вторых, характеризует их поведение как основание, или причину, имеющего совершиться над ними суда (ст. 4—6). — Плачьте и рыдайте о бедствиях и проч.: это не слезы покаяния от сознания своих грехов (как Иак. 4:9), а слезы страха и ужаса пред лицом грядущего суда Божия в грядущих бедствиях (как Мф. 24:30; ср. прим.), хотя, конечно, нет сомнения, что цель подобной речи, как и у ветхозаветных пророков, не иная как подвигнуть чрез таковые угрозы жесткие сердца к обращению к Богу и раскаянию. «Апостол заставляет их рыдать, то есть сильно плакать о том, что они собирают богатство свое на нетление, а не раздают его нищим. Ибо богатство не погибает только в том случае, когда издерживают его на бедных» (Феофилакт). — О бедствиях ваших, находящих на вас: то есть о бедствиях, которые постигнут вас, которые грядут на вас. Речь не о естественной участи всякого земного богатства, как тленного и скоропреходящего (Иак. 1:10 и далее; Иак. 4:14), но об участи, какая постигнет богатых как суд Божий, как особенное наказание Божие, частные виды которого изображены далее. Что это за суд, выражающийся в бедствиях богатых? На это указывают дальнейшие выражения: в последние дни (ст. 3), пришествие Господне, и притом близкое (ст. 7 и 8), Судия при дверях (ст. 9), именно суд, имеющий совершиться во время приближающегося пришествия Господня (см. прим. к указ. ст.) От этих указаний речь получает чисто новозаветный характер, тогда как частные черты изображения этого суда можно находить и у ветхозаветных пророков, как увидим далее. В каком смысле говорит апостол об этих бедствиях, как уже находящих, то есть об этом суде и этом пришествии Христовом как уже близком, подобно как говорят в таком же смысле и другие апостолы, см. прим. к ст. Иак. 5:7, 8, 9 и парал.

Толкование на группу стихов: Иак: 5: 1-1

После общего наставления к сильным и богатым апостол обращается с особенным наставлением к богатым, увещевая их плакать и рыдать, так как всякие невзгоды для них, привыкших к удобствам жизни и довольству, могут быть особенно тяжелы, когда богатство их сгниет и будет достоянием моли и ржавчины, когда само тело их истлеет, а потом предастся огню в последние дни, т.е. когда, по глаголу Господню, злые люди пойдут в огнь вечный. Здесь как бы воспроизводятся слова Христовы: не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют... Припоминая слова Господа: но собирайте себе сокровища на небе (Мф. 6:19-20), апостол как бы так говорит в обличение грешных христиан, сберегающих до смерти свои сокровища без должного христианского употребления их: «Так то вы исполнили завет своего Законодателя! Вот за то какой печальный удел ваш!» Многих из нераскаянных богачей, изобличаемых апостолом, постиг предсказанный гнев Божий при разрушении Иерусалима, когда, по слову Спасителя, была столь великая скорбь, какая не была от начала мира (см. Мф. 24:21). Еще более страшная участь ожидает этих богачей и подобных им в жизни будущей.


Источник

Никанор (Каменский), архиепископ. Толковый Апостол. Том 1. Объяснение книги деяний святых апостолов и соборных посланий. — М.: ДАРЪ, 2008. — 704 с. - С. 563

Толкование на группу стихов: Иак: 5: 1-1

Ещё раз, здесь святой брат Божий, повторяет слово против богатых, и по видам, перечисляет их грехи сильнейшие употребляя для них обличения, по святому Митрофану. Чтобы хорошо уяснить, что богатые нуждаются в больших советах, чем бедные, и в частых наставлениях, чтобы оставили широкий путь сластей и богатства и славы, предпочли же узкий и прискорбный путь нищеты и добродетелей, который ходатайствует жизнь вечную. Истинно слово Господа, Который сказал «яко неудобь богатый внидет в Царствие Небесное» (Матф. 19:23). И сначала преклоняет, святой Иаков богатых, чтобы плакали и рыдали, по причине будущего мучения, которое они имеют принять. Затем же, он приводит по видам, причины, ходатайствующие им мучения. Святой же Феофилакт говорит, что здесь возвещает брат Божий, чтобы плакали и рыдали богатые, потому что, собирают богатство и оставляют его для истления, и не тратят его на убогих. Только потраченное на нищих, богатство, не погибает, но остаётся. Как и Соломон гадательно говорит об этом «Посли хлеб твой на лице воды, яко во множестве дний обрящеши его» (Еккл. 11:1), смысл такой: дай хлеб и милостыню нищим, и через них пошлёшь её в воду, т.е. внешне увидишь растворение и истление, однако в действительности она не погибает. Как то, что бывает брошено в воду, кажется что, это тонет и исчезает, но в действительности не исчезает и не гибнет; так и хлеб и серебро, которые даются нищим, кажутся пропавшими и потраченными, однако воистину не исчезают и не истлевают, но пребывают, чтобы давший мог найти их в будущей жизни, ими же, и восприимет орошение и прохладу, когда язык его будет жариться в том огне, о котором сказано в Евангелии о богатом 1.



Примечания

    1 Почти то же толкование, делает и Богослов Григорий, на это изречение говоря: «Ибо гораздо лучше для достойных простирать руку и недостойным, нежели из опасения — встретиться с недостойными, лишать благодеяния и достойных. Это, по моему мнению, и означает то, что надобно посылать хлеб свой даже по воде (Еккл. 11:1); он не рассыплется и не пропадет перед праведным Судьей, но достигнет того места, где положено будет все ваше и где найдем его во время свое, хотя о том и не думаем» (Надгробное слово к своему отцу).



Источник

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня


Толкование на группу стихов: Иак: 5: 1-1

В пятой главе своего послания апостол Иаков обращает речь свою к богатым и обличает их за жестокосердие, предсказывая им грядущий суд и беды.

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Здесь, под богатыми, апостол разумеет тех христиан – из евреев, которые настолько увлеклись своими торговыми оборотами и делами, что забыли про свои христианские обязанности, забыли про дела милосердия и любви, притесняли бедных, удерживали плату у жнецов и жили в роскоши. Имея в виду этих богатых, их жестокосердие к ближним, бедным, апостол и обращается к ним и говорить: плачьте и рыдайте, т. е. раскайтесь, измените свой образ жизни, в противном случае вас постигнут великие бедствия, и они уже грядут на вас.


Источник

Общедоступное объяснение апостольских посланий. Том 1-й. Соборные послания. Могилев: Тип. И. Б. Клаза, 1911. С. 22-23

Толкование на группу стихов: Иак: 5: 1-1

богатые. В Библии богатство само по себе нигде не порицается. Очень часто оно считается признаком благоволения Божия (Притч. 10,22). Тем не менее, богатые часто виновны в том, что употребляют свое богатство для притеснения и угнетения бедных. Бог суров к таким людям (Лк. 6,24).

Толкование на группу стихов: Иак: 5: 1-1

От обличения богатых и самонадеянных торговцев (Иак. 4:13-16) Апостол переходит теперь к обличению богатых, но немилосердых и жестоких собственников и землевладельцев за притеснение ими бедных соседей и наемников. По тону и самому образу выражения грозная речь Апостола здесь близко напоминает грозные обличительные речи ветхозаветных пророков. Обличаемые богачи здесь, как и ранее в послании, принадлежали, вероятно, к христианскому обществу, а не к неверующим иудеям, хотя и последним, без сомнения, были вполне понятны и внушительны обличения Апостола, так как обличаемые им пороки жестокосердия противны не только христианскому закону любви, но уже и Моисееву закону с его сострадательною заботливостью о бедных. Вся обличительная речь Апостола к богачам распадается на два отдела: Иак. 5:1-3: возвещение ожидающей богачей кары гнева Божия, и Иак. 5:4-6 - характеристика поведения богачей, их преступлений, - как основание или причина грядущего суда Божия. Богачи приглашаются, ст. 1, к сильному плачу - "плачьте и рыдайте" (κλαύσατε ολολύζοντες) - выражения, употребительные у пророков при возвещении ими ужасов суда Божия (Ис. 13:6; Ис. 14:6; Ис. 15:3). Апостол "заставляет богачей рыдать, т. е. сильно плакать о том, что они собирают свое богатство на нетление и не раздают нищим. Ибо богатство не погибает только в том случае, когда издерживают его на бедных" (блаж. Феофил.). Речь идет не о естественной участи всякого земного богатства, как скоро гибнущего и тленного по самой природе (Иак. 1:10; Иак. 4:14), а об участи, какая постигнет богатых, как суд Божий, как нарочитое наказание Божие, именно ввиду близкого пришествия Господня (ниже, Иак. 5:7-9). Цель апостольского призыва богачей к рыданию не состоит только в том, чтобы внушить ужас и сознание величайших бедствий, идущих на них (ср. Мф. 24:30), но и побудить их к покаянию и исправлению жизни, пока не поздно.

Толкование на группу стихов: Иак: 5: 1-1

Бережливость и скупость богачей нередко заставляет их плакать. Но апостол заставляет их рыдать, то есть сильно плакать о том, что они собирают богатство свое на истление и не раздают его нищим, ибо богатство не погибает только в том случае, когда издерживают его на бедных. Посему и Приточник говорит: поели хлеб твой на лице воды (Еккл. 11:1), то есть на мнимое разрушение и тление. Ибо так бывает с хлебом, бросаемым на воду: он не погибает, но разложением своим доставляет нам прохлаждение, — прохлаждение тогда, когда язык наш будет мучиться в тамошнем пламени.

Толкование на группу стихов: Иак: 5: 1-1

Иаков оплакивает жадность и скаредность богатых, повелевая им рыдать, то есть оплакивать, поскольку они сберегают свое богатство для нетления и небытия и не тратят его на нуждающихся. Ведь только на них не пропадают расходы богатого, но сохраняются в целости для расходующего. Посему и автор Притч говорит: Отпускай хлеб твой по водам (Притч. 11:1), то есть по тому, что кажется тебе пропажей и тлением (ведь именно это произойдет с хлебом, брошенным в воду). Однако хлеб не погибает, но самим своим разрушением дает нам бодрость.

Источник

Кафолическое Послание Иакова. Слова духовно-нравственные, 64-65.
Preloader