«Снятие с креста» - Васнецов Виктор Михайлович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Снятие с креста»
«Снятие с креста»
Автор: Васнецов Виктор Михайлович
Местонахождение: Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
Произведение: «Снятие с креста»
Жанр: Художественное
Год создания: 1888-1901 гг.
Эпоха/течение: Религиозная живопись

Описание произведения

            Работа русского художника Виктора Васнецова «Снятие с креста» - это эскиз будущей мозаики для храма Спаса-на-Крови, расположенного в Санкт-Петербурге. Немало мастеров искусства поднимали в своём творчестве тему Страстей Господних, в том числе и сюжет снятия тела Иисуса с креста, на котором Он был распят.

            Виктор Михайлович Васнецов запечатлел этот момент из Евангелия в созданном им рисунке, который впоследствии украсил храм Воскресения Христова в мозаичной форме. Максимально точно подошёл художник к воплощению новозаветной истории, он представил на полотне только тех персонажей, которые, по Писанию, действительно находились в это время у креста. В центре, держащим тело Христово, расположен апостол Иоанн, он склонился в печали над любимым Учителем, словно не веря до конца, что Он покинул этот мир. С левой стороны, придерживая голову своего родного Сына, стоит Его мать, Мария. Васнецов очень реалистично передаёт её чувство утраты, она прильнула к Иисусу, бережно касаясь Его волос, нежно, и по-матерински ласково. Подобно Господу, Иоанн и Мария имеют нимб над головами как символ святости. Рядом с Божьей Матерью стоит другая Мария, мать Иакова и Иосии, держа в руках небольшой светильник, который своим тусклым светом придает картине таинственность в столь ранний рассветный час. 

           Склонившись на колени и закрыв лицо руками, плачет от горя Мария Магдалина, которую легко узнать по длинным распущенным волосам. Справа Иисуса в своих руках держит Иосиф Аримафейский, он известен тем, что, будучи богатым и знатным жителем Иерусалима, выкупил тело Христа для последующего погребения. Человек у креста с плащаницей – это Никодим. Он приготовил ткань, чтобы запеленать Господа перед захоронением. Необычайной одухотворенностью и благоговением веет от этой работы Васнецова. Насколько точно и детально переданы эмоции на лицах окружающих Христа людей! Светлая печаль и грусть исходит от изображения, но зарождающаяся заря на горизонте дарит надежду и радость на будущее воскресение Господа. 



История создания


            Виктор Михайлович Васнецов – талантливый живописец, иллюстратор, декоратор и архитектор, основоположник особого «русского стиля». Мастер обращался к сюжетам русских сказок и былин, поэтому за ним закрепилась репутация «художника-сказочника». Однако Васнецов был одним из виднейших религиозных живописцев своей эпохи, часто привлекался к художественным работам по выполнению росписей и декоративного убранства храмов. 

           Известно, что в 1885 г. живописец посетил Италию, где познакомился с работами итальянских мастеров. Большое влияние на его религиозное творчество оказали впоследствии Рафаэль и Микеланджело. В эскизе «Снятие с креста» также прослеживаются отголоски итальянской школы живописи эпохи Возрождения. Изображение людей мало напоминает русскую иконописную традицию. Для Васнецова гораздо более важной задачей было передать подлинные чувства участников события, нежели следовать установленным канонам. Необычный формат, обусловленный архитектурой здания, поставил перед художником сложную композиционную задачу, однако он решил её, используя изображение креста как вертикальный акцент. 

         Работа Васнецова обладает удивительным по силе воздействия эмоциональным зарядом и точно продуманной композицией, в которой все взгляды наполненных слезами глаз участников действа скрещиваются на лике Иисуса. Художник писал её, словно проживая внутри те эмоции, которые испытывали окружавшие Христа люди в тот момент. Здесь Васнецов выразил собственные переживания и веру в Господа, которую он пронес через всю свою жизнь.


Отношение автора к вере


             Имя известного и любимого многими отечественного художника Виктора Михайловича Васнецова неразрывно связано с русской православной церковью. Сам мастер родился в глубоко верующей семье, отец его был священником. По словам самого живописца, он «влил в наши души живое неистребимое представление о Живом, действительно сущем Боге!». Так, ещё с самых юных лет в сердце Васнецова был посажен и постепенно всходил росток подлинной веры в Бога.

           Позднее, Виктор Михайлович поступил в Вятскую духовную семинарию, где проучился четыре года (с 1862 по 1866 гг.). Главной своей задачей он видел укрепление православного духа России и прилагал всевозможные усилия для воплощения своей мечты. Васнецову принадлежит большое количество написанных икон, самая известная из которых, пожалуй, это образ святого Сергия Радонежского. Особую глубину духовности и святости православной веры художник видел в написании сюжетов, в центре которых была фигура Спасителя. 

           Плодотворная религиозная деятельность Виктора Михайловича Васнецова не ограничивалась только лишь живописью. Ему принадлежит проект церкви Спаса Нерукотворного, который он выполнил, находясь в усадьбе Абрамцево в 1881-1882 гг. Художник чтил Господа и хранил Ему верность не только в душе, но и на протяжении всего своего творческого пути, подтверждая новозаветные строки о том, что «вера без дел мертва». 


Биография

Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926 гг.) – знаменитый русский живописец. Этот незаурядный художник украсил сокровищницу отечественного искусства полотнами на исторические и фольклорные мотивы. Родился Васнецов 3 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. Одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н. Г. Чернышева. Затем он поступил в Петербургскую академию художеств, где был полностью сформирован и отточен стиль живописца.

Еще во время обучения в академии картины молодого художника Васнецова начали экспонироваться. Впервые они были представлены в 1869 году сначала в Академии, а позже и в других галереях благодаря сотрудничеству художника с товариществом передвижных выставок. С 1893 г. Виктор Михайлович Васнецов становится действительным членом Академии Художеств России. На раннем этапе творчества Виктора Михайловича отмечается искание сюжетов и мотивов. Круг творческих интересов выдающегося художника составляли исторические, фольклорные, а позже и религиозные темы. Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной живописи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения (Спаса-на-Крови) в Санкт-Петербурге, храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Талант Васнецова проявился не только в создании картин и настенной живописи в храмах и соборах, но и в разработке проектов архитектурных сооружений, в частности, особняка И. Е. Цветкова, пристройки главного входа зала к зданию Третьяковской галереи, собора Святого Александра Невского в Москве и других зданий.

Творческое наследие великого русского художника Васнецова, биография которого обрывается 23 июля 1926 года в Москве, занимает весомое место в истории национального художественного искусства.

Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна. 




Оставить комментарий