Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Полотно «Положение во гроб» изображает описанную в Евангелии сцену похорон Иисуса Христа после снятия тела со креста. Сам Христос изображен лежащим в центре композиции. Его светлое тело, показанное горизонтально в полный рост, возложено во гроб на пропитанную благовониями плащаницу.
В левой части полотна, у изголовья Христа, мы видим Пресвятую Богородицу, печально склонившую голову к лицу своего Сына. Цвет ее одеяний –темный, траурный. Рядом с ней – жёны-мироносицы, одна из которых в отчаянии, схватившись за голову, прильнула к гробу Спасителя. Иоанна Богослова художник помещает в правую часть полотна. Он стоит за спинами тайных учеников Господа – Иосифа и Никодима, лобызающих ноги Сына Божьего. У бедра Христа изображен терновый венец – символ крестных мук.
Действо разворачивается на фоне кроваво-красного, бордового неба. Здесь же возвышается крест, на котором был распят Христос. Самый верх неба имеет тёмно-серый колорит, над крестом символично изображена едва различимая шестиконечная звезда, от которой исходит луч света в направлении лика Христа.
Вверху по сторонам к кресту склонились смиренно ангелы, держащие потир и дискос с телом и кровью Христовыми в знак того, что жертва ради человечества была совершена.
В целом, картина имеет достаточно насыщенную, хоть и весьма локальную, цветовую гамму.
Края полотна – нижний, правый и левый - украшены цитатой из текста тропаря Великой Субботы: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи». Верхний край содержит в себе текст ирмоса 8-й песни канона всё той же Великой Субботы: «Ужаснися бояйся небо, и да подвижатся основания земли: се бо в мертвецех вменяется в вышних Живый, и во гроб мал странноприемлется».
В верхних углах произведения изображены символы четырех евангелистов: лев и ангел (Марк и Матфей), орёл и телец (Иоанн и Лука). Нижние углы представлены бесплотными силами небесными: херувимом и серафимом.
В целом произведение создано в виде погребальной плащаницы, используемой в праздничных православных богослужениях.
История создания
Полотно «Положение во гроб» было окончено в 1896 году. Работа велась в контексте росписей киевского Владимирского собора, в котором на протяжении 10-ти лет (1886-1896) трудилась целая группа талантливых живописцев: В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров. Руководил процессом петербургский профессор, историк искусства, знаток древней живописи – Адриан Викторович Прахов. Примечательно, что основную часть фресок собора выполнил именно В. М. Васнецов: он расписал всего около 3 тысяч квадратных метров (!): 15 сюжетов и 30 отдельных фигур.
Полотно «Положение во гроб» предназначалось, в том числе, для изготовления плащаницы. По эскизам с композиции впоследствии был вышит картон плащаницы главного престола Владимирского собора в Киеве Еленой Андриановной Праховой, талантливой вышивальщицей.
Тот же сюжет положения во гроб был изображен в 90-е годы XIX века на фреске северной стены московского храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, где композицию можно увидеть и по сей день.
Отношение автора к вере
Будучи сыном священнослужителя, Виктор Васнецов, несомненно, был верующим человеком. Более того, изначально будущий художник предполагал для себя также православное священническое служение – он окончил Вятское духовное училище, а затем поступил в Вятскую духовную семинарию. Но семинарию Васнецов уже не окончил – увлекла живопись. И с благословения отца, бывшего для Виктора Михайловича непререкаемым авторитетом, Васнецов покидает семинарию на предпоследнем курсе обучения, чтобы начать свою проповедь на иной стезе – стезе искусства.
Источники утверждают, что оказавшись в творческой среде Императорской Академии художеств, куда Виктор Васнецов поступил в 1868 году, он не изменил своих религиозных воззрений. Был горд своим происхождением и не поступался убеждениями своей семьи.
В 1946 году в издании «Журнал Московской Патриархии» вышла статья к 20-летию со дня смерти Виктора Васнецова. В этой статье есть фраза, принадлежащая С. Алфееву, очень точно описывающая отношение художника к вере и Богу: «Всем братьям Васнецовым с самого раннего детства прививались основы христианской жизни и морали, и все они были верными сынами Церкви и истинными христианами».
Биография
Виктор Михайлович принадлежал к древней вятской фамилии Васнецовых. Родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии в семье православного иерея Михаила Васильевича Васнецова, служащего в храме Иоанна Предтечи в селе Рябово. В их семье было шестеро детей (все мальчики). Младший брат Виктора – Аполлинарий Васнецов – так же стал известным русским художником.
В начале 1860-х Виктор Васнецов занимался рисованием у Н. А. Чернышёва в Вятской духовной семинарии, затем учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Ивана Крамского (1867-1868). В Императорскую Академию художеств поступил в 1868-м году. Его педагогом здесь был академик Павел Петрович Чистяков, который впоследствии и порекомендовал его Адриану Прахову.
Также учителями Васнецова были такие знаменитые художники как П. В. Басин, В. П. Верещагин, С. М. Воробьев.
Виктор Васнецов был женат на купеческой дочке Александре Рязанцевой, которая родила ему пятерых детей. Советский живописец Андрей Васнецов – внук Виктора Васнецова.
Художник неоднократно бывал за границей. Посещал Париж (дважды), был в Италии, Венеции, Риме, Неаполе, Флоренции, Равенне. Принимал участие в иностранных выставках.
Состоял членом «Абрамцевского кружка», «Товарищества передвижных художественных выставок» и «Союза русских художников». Виктор Васнецов был инициатором устроения художественного музея в Вятке (1910).
С 1912-го года удостоился жалования «дворянского достоинства со всем нисходящим потомством».
Художник всю свою жизнь творил в самых разных жанрах: религиозном, былинном (былинно-историческом), сказочном, бытовом. Религиозный жанр плотно входит в его жизнь с 1890-х гг.
Виктор Михайлович Васнецов считается основоположником «неорусского» стиля. В истории искусства его творчество осталось важнейшей вехой в переходе изобразительных тенденций от эпохи передвижничества к живописи стиля модерн.
Жизнь великого русского художника оборвалась 23 июля 1926 года. Ему было 78 лет. Прах Виктора Васнецова покоится на Введенском кладбище города Москвы. Его работы находятся в крупнейших художественных галереях страны и зарубежья.
Автор текста: Нестерова Людмила.