Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Оплакивание Христа это сюжет в религиозной живописи, показывающий скорбь Богоматери и горе учеников по умершему Иисусу. Картина, иллюстрирующая это событие, как правило является частью ряда полотен, посвященных Страстям Христовым. Целью данного изображения является эмоциональный отклик зрителя на события евангельской истории. Канонические тексты не содержат подробного описания погребения Христа, что открывает мастеру простор для творческого воображения. "Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи" (Ин. 19:40). "Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба" (Мф. 27:61).
На своей картине Якопо Пальма Младший показал многофигурную композицию, центром которой является умерший Христос. Следуя сложившейся живописной традиции, Иисус лежит на коленях Богоматери. Дева Мария склонилась над Сыном в скорбном молчании. Цвет кожи и неестественное положение тела Христа говорят о наступившей смерти. От головы Спасителя исходит сияние, означающее Его Божественное достоинство. На теле видны раны от копья и гвоздей. На земле у ног Иисуса сложены орудия страстей - терновый венец и гвозди.
Рядом изображена Мария Магдалина с сосудом мира, помазывающая тело Учителя перед погребением. Напротив нее стоит юный Иоанн Богослов, не в силах сдержать чувств, он вытирает глаза белым платком. Другие персонажи картины это Мария Клеопова и Иосиф Аримафейский, отдавший свой новый гроб Господу.
История создания
Картина "Оплакивание Христа" написана Якопо Пальма Младшим в начале 1600-х годов. В этот период мастер был ведущим живописцем Венеции. После 1600 года, благодаря изменчивым вкусам заказчиков, у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику. Живописная проработка этой темы позволила художнику по-новому посмотреть на привычные евангельские сюжеты и придать им новое звучание.
Отношение автора к вере
Якопо Пальма Младший родился в Венеции XVI века, на территории которой единственным вероисповеданием была Католическая вера. Нет документальных свидетельств о его крещении или участии в приходской жизни. Но поскольку в те времена, оставаться в стороне от церковной жизни было невозможно, то естественным выводом будет считать художника принадлежащим к Римской католической Церкви.
На протяжении своей творческой жизни, Пальма Младший по преимуществу писал религиозные полотна или аллегорические картины нравственного толка. Он много потрудился для украшения церквей и монастырей, вдумчиво и ответственно подходя к иллюстрации библейских сюжетов. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику, что можно объяснить вкусами заказчиков и модой того времени.
Общеизвестным фактом является история о том, как Пальма Младший дописал "Пьету" своего учителя, скоропостижно скончавшегося Тициана. К изображению он добавил подпись: "Что не закончил Тициан, Пальма с почтением завершил, посвящая работу Господу Богу". Последние слова этой фразы раскрывают отношение живописца к своему труду, а также искренность его веры.
Биография
Джакомо Негретти (Якопо Пальма Младший) родился в Венеции около 1544 (по другим данным 1548) года. Он приходился внучатым племянником знаменитому художнику Высокого Возрождения Пальма Веккьо ("Старая Пальма"). Обучаться живописи Якопо начал у своего отца Антонио Негретти, второстепенного художника, который имел довольно успешную мастерскую. Несмотря на это, Пальма Младший был практически самоучкой.
В 1567 году Гвидобальдо II делла Ровере , герцог Урбино оказал покровительство таланту Пальмы, отправив его в Рим и поддерживал его в течение нескольких лет (примерно до 1572 года). Здесь Якопо оттачивал свой стиль, изучая творения Рафаэля, Микеланджело и Караваджо.
Вернувшись в Венецию, Пальма Младший стал учеником Тициана. Одновременно Якопо испытывал сильное влияние творчества Тинторетто. Джорджо Вазари описывает один факт, говорящий о уровне мастерства Пальмы Младшего. Его учитель Тициан, умер внезапно, во время эпидемии чумы, не успев завершить свое последнее произведение "Пьета" (Оплакивание Христа). Якопо довершил его труд, дописав летящего ангела со свечой и каменную кладку вверху картины.
Первый крупный заказ Пальмы Младшего состоялся после пожара 1577 года в Дворце дожей. Над его украшением он работал вместе с Веронезе и Тинторетто, написав три сцены в большом зале совета.
Самые известные работы художника: "Автопортрет" (Пинакотека Брера, Милан) и "Голова старика" (Пинакотека Брера, Милан), которую ранее приписывали кисти Якопо Бассано, а также великолепный портрет Папы Пия V, выполненный по заказу графов Белланти. С 1580 по 1590 год Пальма Младший писал циклы больших полотен для ризницы Сан-Джакомо далл'Орио, церкви иезуитов Скуола Джованни Евангелиста, Оратория Крочифери. Лучшей работой живописца считается "Христос на руках Пресвятой Девы".
Джовани Пальма имел свою собственную большую мастерскую, в которой создавались религиозные и аллегорические картины. Вышедшие оттуда многочисленные полотна, можно встретить по всей территории Венецианской республики. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику. После смерти Тинторетто в 1594 году он стал одним из ведущих живописцев Венеции, одним из последних представителей венецианского Чинквеченто.
Умер художник 14 октября 1628 года. Он был похоронен в Базилике Сан-Джованни и Паоло, традиционном месте захоронения дожей.
Автор текста: Северинова Ольга.