Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Мраморный рельеф «Крещение Христа» знаменитый итальянский скульптор эпохи Возрождения, Антонио Ломбардо, создал в последней четверти XV века для украшения надгробия дожа Джованни Мочениго в венецианской базилике Санти-Джованни-э-Паоло.
Скульптурная композиция, выполненная живописным рельефом, изображает Библейскую сцену Крещения Христа от Иоанна Предтечи в реке Иордан, где Он являет себя народу как Мессия, ради исполнения воли своего Небесного Отца
В центре рельефа изображён Иоанн Креститель, стоящий на гористом берегу Священной реки Иордан. За его спиной, в правой части рельефа, виден городской пейзаж с церквями и высокими зданиями среди деревьев. Святой Иоанн одет в звериные шкуры мехом внутрь, в его правой руке – чаша, которую он держит над головой Иисуса. – «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3:14).
Фигура Христа, стоящего в водах Иордана, расположена немного ниже и левее. Прекрасное, гармонично сложенное тело Спасителя прикрывает только набедренная повязка. Лик, окружённый длинными вьющимися локонами, светел и вдохновенен, руки сложены в молитвенном жесте. Иисус был безгрешен, ему не требовалось ни покаяния, ни крещения, но Он пришёл исполнить Закон.
Пластика Антонио Ломбардо, знаменитого мастера итальянского Ренессанса, полна телесной красоты, свойственной гуманистическому Возрождению, и ювелирна в своём исполнении. Тонкая проработка скульптурных деталей наполняет произведения динамикой и придаёт им живую эмоциональность. Используя световые и пластические эффекты, Ломбардо оживляет камень, гениально передавая в своих работах Божий промысел и его земное воплощение.
История создания
Мраморный рельеф «Крещение Христа» Антонио Ломбардо создал в 1476 – 1481 годах, работая вместе со своим старшим братом Туллио над погребальным монументом дожу Джованни Мочениго в венецианской базилике Санти-Джованни-э-Паоло. Рельеф находится в левой нижней части надгробия.
Базилика Санти-Джованни-э-Паоло (Сан-Дзаниполо) – одна из крупнейших и красивейших церквей города. С конца XV столетия в ней проводились отпевания и похороны всех дожей Венеции. Из двадцати пяти надгробий дожей, два созданы в семейной мастерской Ломбардо – отцом Пьетро и его сыновьями Туллио и Антонио.
Отношение автора к вере
Антонио, как и остальные члены семейства Ломбардо, был ревностным католиком. За свою недолгую, но весьма плодотворную жизнь он выполнил целый ряд произведений на Библейские сюжеты. Скульптурные композиции и образы, созданные мастером, эмоционально насыщены и художественно правдивы.
Самые известные работы Антонио Ломбардо венецианского периода – рельефы в Скуола Гранде ди Сан Марко (1487–1489) и гробница дожа Андреа Вендрамина в церкви Сан Дзаниполо (1495), выполненные вместе с братом Туллио. Его мраморный рельеф, созданный в 1505 году, который изображает Святого Антония, говорящего с младенцем в базилике Святого Антония Падуанского, был признан шедевром. В своих произведениях на религиозную тематику, посредством пластики, Антонио Ломбардо сумел гениально передать и человеческие эмоции, и Божественную одухотворённость.
Биография
Антонио Ломбардо, выдающийся итальянский скульптор эпохи Ренессанса, родился около 1458 года в городе Чиона. Его отец, Пьетро Ломбардо, был основателем династии скульпторов и архитекторов, оказавших большое влияние на венецианское искусство Раннего Возрождения.
Антонио прошёл обучение в мастерской отца в Венеции, куда семья переехала в 1466 году. Родной брат Антонио, Туллио, как и его отец, был известным скульптором и архитектором. Антонио Ломбардо работал, в основном, с мрамором и бронзой, его произведения изображают как светские, так и религиозные сюжеты.
Творчество Антонио Ломбардо делится на два периода – венецианский и феррарский. В Венеции Антонио, как и его брат Туллио, работал в мастерской своего отца и выполнял отдельные детали в больших надгробных монументах. Например, рельеф «Крещение Христа», составляющий часть надгробия дожа Мочениго (1476–1481, Венеция, церковь Санти Джованни э Паоло), выполненный в манере живописного рельефа, отличается тонко проработанным пейзажным фоном и плавными очертаниями фигур Христа и Иоанна Крестителя. Богатство пластических приёмов и их гармония также проявляются и в композиции «Мадонна на троне со Святым Петром и Иоанном Крестителем» (1504, Венеция, собор Сан Марко, капелла Дзен).
Второй этап творческой деятельности Антонио Ломбардо связан с его работой в Ферраре при дворе Альфонсо д’Эсте в 1506 – 1516 годах. Здесь в гораздо большей степени, чем в Венеции, были развиты гуманистические традиции в искусстве. Атмосфера феррарского двора наложила отпечаток на самую значительную и известную работу, выполненную скульптором – рельефы на темы античных мифов для герцогского дворца Бельесгуард. Эти рельефы сейчас находятся в государственном Эрмитаже в Санкт Петербурге.
Умер мастер в Ферраре в 1516 году.
Автор текста: Марина Румянцева.