Кантата «Честь славного Создателя» - Телеман Георг Филипп

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
 Кантата «Честь славного Создателя»
Кантата «Честь славного Создателя»
Автор: Телеман Георг Филипп
Произведение: «Die Ehre des herrlichen Schoepfers zu melden»
Жанр: Духовное произведение
Год создания: 1726 г.
Стиль:Кантата

Описание произведения.

      Кантата «Die Ehre des herrlichen Schoepfers zu melden» (Честь славного Создателя) – духовное произведение Г.Ф.Телемана для солиста и барочного ансамбля. Это сочинение композитор написал для исполнения в двадцатое воскресенье после Троицы. Произведение состоит из трех частей:


1. Arie: Die Ehre Des Herrlichen Schöpfers Zu Melden

2. Rezitativ: Der Undank Ist Zu Groß

3. Arie: Singet Gott In Eurem Herzen

Выразительная партия солиста, сдержанный характер оркестрового сопровождения и контрастный темп отличает это сочинение Г.Ф.Телемана. 

      Текст либретто принадлежит перу М.А.Уилкинса – поэт написал нравственное произведение, учитывая апостольское чтение дня. Главная тема произведения – Бога Создателя всего сущего. Автор восхищается всеми творениями Божиими (отсылка к 103 псалму библейской книги Псалтирь), но предупреждает человека от гордости перед своими собратьями, ведь это противно Богу. 


История создания. 

      Кантата «Die Ehre des herrlichen Schoepfers zu melden» Г.Ф.Телемана является ярким примером духовного сочинения эпохи барокко. Композитор впервые исполнил ее в двадцатое воскресенье после Троицы 3 ноября 1726 года в Гамбурге. Произведение вошло в сборник «Гармоническое богослужение». Сочинения сборника сегодня признан жемчужинами мировой музыкальной культуры. Все они самобытны и неповторимы. 

       При жизни композитора право на издание его произведений покупали многие страны, вследствие чего они были широко распространены. Телеман, посвятивший свою жизнь преимущественно созданию церковной музыки, много послужил нравственному и духовному оздоровлению людей. 

В настоящее врем кантата «Die Ehre des herrlichen Schoepfers zu melden» исполняется лучшими музыкальными коллективами мира, а также записывается.


Отношение автора к вере.

      Георг Филипп Телеман родился в семье диакона церкви Святого Духа в Магдебурге - Генриха Телемана. По линии обоих родителей предки будущего великого композитора церковной музыки были служителями Церкви и вполне естественно, что маленький Георг впитал христианский уклад жизни и традиции с раннего детства. Его неудержимо влекла к себе музыка и он обучился ей даже вопреки желанию своей матери, чтобы писать композиции для церкви – оратории, кантаты, мотеты, псалмы, магнификаты, духовные песни и каноны. Композитор Г.Ф. Телеман всей своей жизнью показал образец служения Богу своим талантом, он был необычайно продуктивен, и современники ставили его в один ряд с такими великими композиторами, как И.С.Бах и Г.Ф.Гендель. 


Биография.

      Г.Ф.Телеман появился на свет 24 марта 1681 года в Магдебурге. В возрасте четырех лет он лишился отца, а уже в десять лет получил у местного органиста первые уроки музыки. Музыка очень увлекла мальчика и хотя мама и родственники были категорически против его музыкальной карьеры, Георг нашел возможность обучаться и сочинил в двенадцать лет свою первую оперу. В 1697 году после учебы в Магдебурге и в школе в Целлерфельде, Телеман был направлен в знаменитую гимназию Андреанум в Хильдесхайме, где его музыкальный талант процветал при поддержке школьных властей, включая самого ректора. Юный музыкант стал одинаково искусен как в сочинении, так и в исполнении, обучаясь игре на флейте, гобое, скрипке, альте да гамба, контрабасе и других инструментах, что помогло ему в дальнейшем писать успешные композиции для ансамблей инструментов, ранее не звучавших вместе. В 1701 году молодой Телеман окончил гимназию и отправился в Лейпциг чтобы стать студентом Лейпцигского университета, где он намеревался изучать право. В результате он стал профессиональным музыкантом, регулярно сочиняя произведения для Николайкирхе и даже Томаскирхе (двух крупных церквей города). В 1702 году композитор стал директором муниципального оперного театра, а затем музыкальным директором в Нойкирхе. Телеман создал множество новых музыкальных произведений для Лейпцига, в том числе несколько опер, одной из которых была его первая крупная опера «Германик». Однако, он вступил в конфликт с Кантором Томаскирхе Иоганном Кунау, конфликт усилился, когда Телеман начал вовлекать в свои проекты большое количество учеников, в том числе учеников Кунау из Томасшулле. Композитор вынужден был покинуть Лейпциг в 1705 году в возрасте 24 лет, получив приглашение стать капельмейстером при дворе графа Эрдмана II Промницкого в Сорау (ныне Жары, Польша). Его деятельность там была прервана в начале 1706 года военными действиями Великой Северной войны, затем он поступил на службу к герцогу Иоганну Вильгельму в Эйзенах. 

    Телеман занял должность музыкального директора Эйзенаха 24 декабря 1708 года, а в августе 1709 года стал секретарем и капельмейстером герцога.  За время своего пребывания в Эйзенахе композитор написал множество сочинений - по меньшей мере четыре ежегодных цикла церковных кантат, десятки сонат и концертов, а также другие произведения. В 1709 году Телеман женился на Амалии Луизе Юлиане Эберлин - фрейлине графини Промниц и дочери музыканта Даниэля Эберлина. Их дочь родилась в январе 1711 года, вскоре после родов молодая супруга композитора умерла, оставив его безутешным в горе. 

    В 1721 году композитор принимает решение перебраться в Гамбург – он получил приглашение стать кантором Латинской школы и музыкальным директором пяти крупных церквей. Ему пришлось столкнуться с некоторой оппозицией среди руководителей города и через год он подает заявку на освободившееся место Томаскантора Лейпцига (после смерти И.Кунау). Его утвердили в должности, но власти Гамбурга решили не отпускать перспективного и деятельного композитора, и дали ему долгожданное повышение. После отказа Телемана от должности Томаскантора, а также отказа другого кандидата, эту должность занял И.С.Бах. С семьей И.С. Баха Г.Ф.Телемана связывала многолетняя дружба – он стал крестным отцом второго сына композитора Карла Филиппа, который после смерти крестного занял его место в Гамбурге в 1767 году.

     Композитор до конца своих дней жил и работал в Гамбурге, но предпринял несколько поездок за пределы Германии – одна из них была в Париж, где Телеман провел восемь месяцев в 1737 -1738 гг. Он был восхищен французским оперным стилем Ж.Ф.Рамо и после поездки стал включать черты французской музыки в свои сочинения, которые до этого объединяли итальянскую и немецкую музыку. Вокальный шедевр гамбургского периода – «Страсти по Луке», написанные в 1728 году являются ярким примером полностью созревшего вокального стиля композитора. В личной жизни композитор не был счастлив из -за пристрастия второй супруги к азартным играм – порой ее карточный долг превышал годовой доход Телемана. Его спасли от банкротства друзья и огромное трудолюбие, но к 1736 году композитор прервал общение с женой и жил отдельно. 

    Музыка Телемана была одной из движущих сил позднего барокко и раннего классического стилей. Начиная с 1710-х годов он стал одним из создателей и передовиков так называемого немецкого смешанного стиля, смеси немецкого, французского, итальянского и польского стилей. С годами его музыка постепенно менялась и начинала включать все больше и больше элементов галантного стиля, но он никогда полностью не принимал идеалы зарождающейся классической эпохи: стиль Телемана оставался контрапунктически и гармонически сложным - уже в 1751 году он отвергал большую часть современной музыки как слишком упрощенную. Не менее важной для истории музыки была и издательская деятельность Телемана. Добиваясь исключительных прав на публикацию своих произведений, он создал один из самых важных ранних прецедентов для рассмотрения музыки, как интеллектуальной собственности композитора. 

       Композитор оставил богатое наследие духовной музыки - около 1700 церковных кантат, 44 пассиона, 6 ораторий, 17 месс, 2 магнификата, около 30 псалмов, 16 мотетов, духовные песни, дуэты, каноны. Телеман был одним из ярчайших композиторов всех времен: его всеобъемлющее творчество включает в себя более 3000 композиций, половина из которых была утеряна, а большинство из них не исполнялись с XVIII века, но и того, что осталось вполне достаточно, чтобы оценить масштаб его вклада в мировую музыкальную культуру. По свидетельству биографов композитора:

«При жизни слава Телемана не уступала славе Генделя; его ставили гораздо выше Иоганна Себастьяна Баха, который тогда был известен главным образом как органист. И. С. Бах и Г.Ф. Гендель покупали и изучали его опубликованные работы…Телеману не приходилось с трудом добиваться выгодных заказов и приглашений на должности; города и княжеские дворы наперебой оспаривали его друг у друга. Он был знаменит не только у себя на родине, но и во всей Европе, от Франции и Испании до России и скандинавских стран, отовсюду поступали заказы на издание его музыки. Поэты слагали стихи в его честь. Авторитетнейший музыкальный теоретик первой половины XVIII века Иоганн Маттесон писал о Телемане в тоне торжественной оды: «Корелли хвалят все; Люлли - у славы в храме; Один лишь Телеман взнесен над похвалами»». История показала правдивость этих оценок – после периода «охлаждения» в начале XIX века, когда музыка Телемана подвергалась нападкам и критике, звезда композитора вновь ярко засияла в начале XX, чтобы уже никогда не погаснуть.

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Текст.

Die Ehre des herrlichen Schoepfers zu melden,

erschallen die Choere der himmlischen Helden,

die seines Willens Diener sein.

Ihr Menschen stimmt mit ihnen ein!

Ihn preisen, ihn loben die Taeler, die Hoehen,

die Tiere, die Flammen, die Winde, die Seen,

die Himmel, samt der Sternen Schein.


Der Undank ist zu gross! Vor allen andern Kreaturen

hat Gott ja seiner Gnade Spuren

dem menschlichen Geschlecht am herrlichsten gewiesen,

und wird von Menschen doch am wenigsten gepriesen!

Nein! Machet euch von diesem Laster los!

Erhebt, so viel ihr koemmt, was keiner g’nug erhoben,

und werdet den nicht satt zu loben,

der niemals g’nug zu loben ist!

Ja, dankt dem Gott so mil(d) der Guetigkeit,

fuer alle Wohltat allezeit!

Ist unser Dank und Lob gleich viel zu schwach und klein,

laesst er’s in Christo sich doch wohl gefaellig sein.

Nur, wenn sich Mund und Hand darin bemueht erzeigen,

muss ja in Sonderheit das Herz nicht stille schweigen.


Singet Gott in eurem Herzen! Spielet ihm in eurer Brust!

Euer Singen ist nur Lallen, euer Spiel ein eitles Schallen,

wenn der Geist davon entfernet.

Gott, der Herz und Nieren kennet,

hat am heuchlerischen Scherzen leerer Worte keine Lust.


Сообщить славу великого Творца,

Прогремят хоры небесных героев,

Кто слуги Его воли.

Вы, люди, согласны с ними!

Его восхвалениями, его славой, которые во всех созданиях -

животных, огне, ветре, озерах,

небе, и искрах звезд.


Неблагодарность — это ужасно! 

Перед всеми другими существами

Бог даровал своей благодатью

человеческому роду быть самым славным,

и менее всего превозносится друг перед другом!

Нет! Избавьтесь от этого порока!

Да, благодарите Бога 

за все благодеяния всегда!

Если наша благодарность и похвала все равно слишком слабы и малы,

они могут быть угодны во Христе.

Только когда уста и рука в ней проявляются,

в особенности сердце не должно молчать.


Пойте Богу в своем сердце! 

Ваше пение — это просто звуки, ваша музыка - тщеславие,

когда дух удаляется от них.

Бог, знающий сердце,

не имеет никакого желания лицемерить, шутить пустыми словами.





Оставить комментарий